Преподобномученица инокиня Пелагия
«Церковью никогда не одобрялось самовольное стремление к мученичеству, ибо человек может и не выдержать самовольных страданий, к которым стремится. Христос показывает в Себе и учит главной добродетели – смирению, и смирение же есть и в свидетеле Христовом – мученике. Для всякого христианина главное – искать волю Божию, а не внешний подвиг». Игумен Дамаскин (Орловский)
«Так. Всё сделал. Пойти доложить и – отбой», – по-военному чёткие формулировки очень нравились Курчевскому, он и думал так же коротко и отрывисто. За окном уже давно стояла стылая зимняя мгла. Зимы в Казахстане суровые.
Капитан спецвойск НКВД Курчевский уже 2 года нёс свою нелёгкую, но очень важную, как он считал, службу в Карлаге или – Карагандинском исправительно-трудовом лагере.
В маленькой, донельзя прокуренной комнатке с затоптанным полом, которая находилась в начале коридора казармы, заполнялись документы на ЗК, то есть, на заключённых. Заключённых все спецсотрудники лагеря называли коротко-презрительно «зэки».
Перед тем, как закрыть спецжурнал, чекист ещё раз, с удовольствием глядя на свой резкий почерк, пробежал глазами запись: «1944г. 3 ноября. Утро. После переклички. От истощения умерли – 11 зк. В лагерной больнице умерли: 4 зк. Вышли: на строительство жел.дороги – 450 зк, на строительство казарм – 430 зк».
Рядом лежали аккуратной пачкой дела умерших. Капитан взял первое, попавшееся ему дело, и открыл. Пелагея Тестова – значилось на первой странице: «арестована 20 ноября 1937 года, обвиняется в ведении контрреволюционной агитации клеветнического характера. Срок 8 лет». Дальше были подшиты характеристики на заключённую Тестову Пелагею, в которых отмечалось: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет». И это – в невыносимых, трагических условиях жизни, подавляющих и уничтожающих человека. (О чём свидетельствуют опубликованные воспоминания бывших заключенных и архивные документы).
С маленькой фотографии, вклеенной рядом с текстом, на капитана смотрела пожилая женщина. Небрежно заколотые с сильной проседью волосы, обычное, ничем не примечательное лицо, глаза с тем выражением непролитых слёз, что почти на всех на фотографиях заключённых.
«Качество работы хорошее, нормы выполняет, – пробурчал Курчевский, – это в наших-тех условиях. К тому же – старая…Как же это она могла…»
«Верующая», – как будто извне пришла мысль в его, привыкшую к человеческим страданиям, душу. И душа вдруг с болью ощутила, что стала каменной… Глаза чекиста и заключённой встретились.
Заключённая Пелагея Тестова или преподобномученица инокиня Пелагия родилась в крестьянской семье, в деревне Арга Тамбовской губернии в 1887 году, а её сестра, также вынесшая на женских плечах страшную тяжесть лагерной жизни – преподобномученица инокиня Марфа – в 1883 г. С 14 лет младшая сестра Пелагия жила в Серафимо-Дивеевском монастыре, куда впоследствии поступила и старшая сестра Марфа. После революции 1917г. монастырь стал существовать как трудовая артель.
В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению.
Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах.
В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря. Инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах. Храмы были в разных сёлах и больше сёстры друг с другом не встречались. 20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали. Решением тройки НКВД она была приговорена к заключению в Карагандинском лагере сроком на восемь лет.
Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на тяжёлых общих работах. 3 ноября 1944 года инокиня Пелагия умерла от рака в лагерной больнице и была погребена на лагерном кладбище.
6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Пелагию (Тестову).
Как и сестра, инокиня Марфа (память 26 апреля) была арестована в 1937 году и приговорена к 8 годам заключения в Карлаге. Несмотря на тяжелые заболевания, заключенная Марфа была назначена на общие работы, а в картах зачета ее рабочих дней записано: «работает добросовестно», «к инструменту относится бережно». Инокиня Марфа тяжело болела, но ни разу не отказалась от выполнения общих работ. С удивительным смирением она принимала все, посланное ей от Господа. Инокиня Марфа прожила в лагере 3 года. Она скончалась в лагерной больнице 26 апреля 1941 года и была похоронена на лагерном кладбище.
Святые сёстры, исповедницы, мученицы Пелагия и Марфа, молите Бога о нас!