Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Память преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских празднуется 15 сентября. Эти святые явились основоположниками русского монашества.
Преподобный Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году недалеко от Чернигова, в городе Любече. С юных лет желая посвятить себя на служение Богу, он пешком отправился на Афонскую гору, где принял монашеский постриг в одном из монастырей, предположительно в Эсфигмене или Ксилургу. Преподобный Антоний подвизался в уединенной пещере. Она до сих пор сохранилась на Афоне. По откровению Божию, игумен афонского монастыря благословил преподобному Антонию вернуться обратно на Русь, для того чтобы и там появилось монашество.
Вернувшись на родину, преподобный Антоний поселился в пещере на крутом берегу Днепра, на Берестовом холме близ Киева. Было это около 1051 года. Здесь он продолжил свои монашеские труды и подвиги, слава о которых облетела всю Русь. Постепенно вокруг преподобного Антония собрался круг учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над братией игумена, а сам удалился в новую пещеру. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В дальнейшем из этих монастырей выросла Киево-Печерская лавра.
Скончался преподобный Антоний в 1073 году. Его мощи и доныне остаются сокрытыми.
Преподобный Феодосий Печерский считается основателем общежительной монастырской традиции. Он родился в городе Василеве, неподалеку от Киева. С детства Феодосий не любил игр и развлечений, тяготел к чтению духовных книг, ходил в храм. Мечтая о монашеской жизни, он носил вериги, строго постился, пёк просфоры для церкви. За стремление к подвижничеству мать сурово наказывала его, но юноша твёрдо решил стать монахом. В возрасте 24 лет он покинул родной дом и, по благословению преподобного Антония, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий.
Позже мать отыскала сына и со слезами просила возвратиться домой, но святой убедил ее остаться в Киеве и принять монашество в женском монастыре.
В начале 1060-х годов преподобный Феодосий был избран игуменом Киево-Печерского монастыря. В то время в обители было уже более 100 насельников. Для организации правильной монашеской жизни преподобным Феодосием был принят устав монастыря, созданный на основе студийского общежительного устава.
Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество братии было общее, монахи проводили время в непрестанной молитве и трудах на благо обители. Каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего. Помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.
Сам преподобный во всём являл пример для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, одевался в самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы, а уходил последним.
Однажды преподобный отправился к князю Изяславу, который жил далеко от Киева. Они долго беседовали, наступил вечер, и князь приказал одному извозчику отвезти святого Феодосия в Киев. Извозчик, не зная, кого он на самом деле везёт, но видя простого, бедно одетого монаха, остановил повозку, сошёл с коня и сказал Феодосию: «Давай поменяемся, теперь ты садись на коня, а я посплю в повозке».
Игумен смиренно сел на лошадь и всю ночь вёз извозчика в Киев. На рассвете, когда они уже приближались к монастырю, извозчик заметил, что встречные люди, и знатные и простолюдины, завидя преподобного Феодосия, кланяются ему. Тут извозчику стало не по себе. Подъехав к монастырю, Феодосий приказал его накормить, одарил его и отпустил, никому не сказав ни слова. Об этом случае рассказал потом сам извозчик. Такой пример глубокого смирения явил святой.
Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению. Он старался расположить к ним и свою братию. Святой устроил в обители особый дом для нищих, слепых, хромых, расслабленных, на содержание которых уделял десятую долю монастырских доходов. Каждую субботу преподобный отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах.
Преподобный Феодосий участвовал в политической жизни Киева. Он решительно выступил против князя Святослава Ярославича, свергнувшего своего брата Изяслава в 1073 году. Известны два послания святого к князю Изяславу.
Скончался преподобный Феодосий в 1074 году. Его похоронили в выкопанной им самим пещере, в которой он уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.
Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели.
Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия на Сольбе
Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских представляет собой как бы фундамент для верхнего деревянного храма преподобного Сергия Радонежского. В этом расположении храмов есть некий символический смысл. Преподобные Антоний и Феодосий являются основателями монашества на Руси, они заложили прочный фундамент иноческой жизни. А благодаря трудам и подвигам преподобного Сергия, монашество достигло своего расцвета.
Внутри храм оформлен мозаикой в духе катакомбных церквей первых веков христианства. Смысловая идея храмового интерьера – передать простоту и вместе с тем монументальность, ощущение аскетического духа и величие. Здесь особая благодать. Сестры заметили, что после каждой службы, проведенной в этом храме, происходит какое-то чудесное событие или разрешение какой-то проблемы.
В храме в крестах-мощевиках по обе стороны алтаря находятся частицы мощей Киево-Печерских святых.
Храм освящен 28 декабря 2020 года.
Летом 2005 года, когда копали котлован под строительство храма, забил источник. Его вывели с внешней стороны за монастырскую стену и освятили в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. На источнике построена купальня. Известны случаи чудесных исцелений.