Преподобный Амвросий Оптинский
Однажды Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) получил по почте книгу некоего ученого. Взяв ее в руки, преподобный без конца повторял: «Слава Богу!» «К чему бы это?» – думалось многим. Тогда из уст старца они услышали удивительную историю.
Это было много лет назад, когда иеросхимонах был еще ребенком и учился в школе. У него был одноклассник, плохо успевающий по всем предметам. Однажды, мальчик Саша (имя преподобного Амвросия, данное ему при крещении) был очень удивлен, увидев товарища, увлеченного чтением какой–то книги. «Что ты читаешь?» – спросил он. С горящими глазами мальчуган отвечал, что книга повествует о чудных открытиях, сделанных неким ученым. «Хотел бы и ты сделаться подобным этому человеку?” – задал тогда вопрос Саша. «О, да это невозможно!» – огорченно воскликнул тот. «Как же?» – настаивал Гренков, стоит тебе лишь немного потрудиться, и ты преуспеешь в учении». «Да как? Учителя сердятся на меня, чуть ли не каждый день. Получится у меня что–либо, наши преподаватели строги и взыскательны». «Это происходит потому, что ты не учишь их предметы, а если твое отношение к этому переменится, то и учителя покажутся тебе гораздо лучше!» – убеждал одноклассника Саша.
Так или иначе, но тот самый юноша, который некогда был одним из худших учеников класса, после разговора с будущим старцем стал учиться гораздо прилежнее и в результате достиг того, что стал немало известным ученым, перу которого принадлежат содержательные и глубокие труды. А что повлияло на такую перемену? Любовь и участие гимназиста Гренкова к однокласснику, которому Господь даровал семена – способности, но который не был в состоянии их взрастить. Семена эти взошли и принесли плод сторицею благодаря великому святому нашей земли преподобному Амвросию старцу Оптинскому.
Батюшка не был ни миссионером, ни сверхъестественным подвижником – он был утешителем народа. В этом заключалось и его смирение, и проповедь Евангельского слова, и великий подвиг. Отец Амвросий говаривал: «Как я на народ родился, так все на народе и живу». Действительно, этот удивительный человек был так близок к простому и знатному люду одновременно, как никто другой.
Старец родился 21 ноября 1812 года в Липецком уезде Тамбовской губернии в многодетной семье сельского дьячка. В детстве и юности мальчик Саша отличался незаурядными способностями, чрезвычайно живым и веселым характером, добротою и остроумием. Александра очень любили его товарищи. Они потом рассказывали: «Учишь, учишь уроки, зубришь их, а он все бегает, резвиться, радуется. Ну, думаешь, провалится на уроке. А не тут-то было, отвечает наутро как по-писанному!» Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.
Преподобный закончил Духовное училище и Семинарию, но не стал священником или хотя бы дьячком, а выбрал преподавательскую деятельность. Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Однако Бог воззвал Своего избранника послужить Себе. Александр тяжело заболел и дал обет уйти в монастырь, если выздоровеет. Он выздоровел, но будущий подвижник медлил исполнять обещанное, как он сам говорил: «жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости», но про данный обет свой он помнил. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Илларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».
После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно, чтобы никто не смог поколебать его, уехать в Оптину.
В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария, которые угадав в юноше дары будущего старца заботились о его духовном возрастании. А юный послушник возрастал как то семя, которое упало на добрую почву и принесло плоды. Но сколь много нужно было ему претерпеть, сохранить себя от разнообразных искушений, выстоять в духовной борьбе, чтобы непорочное и чистое сердце принести Богу. Но Александр был готов к монастырским испытаниям. Молодому монаху пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом, даже дал ему прозвище «химера» (так в народе называют пустоцвет на огурцах). Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.
Во время поездки в Калугу отец Амвросий сильно простудился и тяжело заболел, получив осложнение на внутренние органы. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что позже его по болезни вывели за штат. Тогда батюшке было всего 36 лет. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку. Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом возвращался к жизни. У отца Амвросия не было таких внешних скорбей, но, пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. Но подвижник никогда не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Но как посеянное зерно, если умрет в земле, то принесет плод, так и человек, если выстрадает с терпением, с кровью вырвет свои страсти, «умрет» телом, то душа даст обильные духовные плоды.
Когда скончался старец Макарий, преподобный Амвросий стал его приемником. Так, с терпением собрав множество плодов, «немощный монах» Амвросий неустанно делился со всеми «не меряя и не считая» в течение 30 лет. Толпы народа ежедневно посещали хибарку старца, и все получали утешение и помощь. «Старец Амбросим», как его называли в народе. Любовь старца привлекала не только простые сердца богомольцев, к «хибарке» отца Амвросия устремлялись представители цвета русской интеллигенции, которым дух оптинского старчества открыл богатство православной веры. К нему обращались Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, философ В. С. Соловьев, писатель и философ К. Н. Леонтьев, многие другие. Бывали у старца и знаменитые, известные люди — писатели, философы, ученые. Толстой так отозвался о старце: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко стало и отрадно у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». А в романе Достоевского «Братья Карамазовы» именно старец Амвросий явился прообразом старца Зосимы.
«Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке видел он образ Божий. Любовь старца не была «отношением» к кому-то, это было состояние, в котором он жил».
Старец всегда говорил просто, подавая ответы на житейские вроде бы мелочные темы. Однажды к нему пришла баба, ухаживающая за индюшками одной барыни, и те у нее постоянно колели. Женщина пришла с вопросом к старцу: что же ей делать? Выгонит ее барыня. Тот с участием выслушал и дал дельный ответ, как обращаться и ухаживать за этими животными. Присутствующие смеялись над ней, мол, по такой ерунде старца отвлекает. А старец заметил им, что в этих индюшках вся ее жизнь. Позже стало известно, с тех пор индюшки не колели…
Но не об одних индюшках заботился он. Старец создал Шамординский женский монастырь, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня и больница. Человеколюбив и добр был преподобный, со снисхождением относясь к немощам людским, утешая, исцеляя, наставляя на путь истинный. Известно много случаев прозорливости святого. Вот один из них.
Однажды за одну бедную мещанку, из-за ее красоты, посватался состоятельный купец. Мать девушки отправилась к батюшке за благословением. Тот ответил: «Откажите купцу, а у дочери иной жених будет – лучше!» Не поняла ничего из этих слов мать, а через какое-то время дочь умерла. Тогда все поняли, что прозорливец имел в виду Небесного Жениха Христа.
Отец Амвросий никогда не предсказывал попусту, для развлечения, часто отвечал шутками. Например, одна цыганка как-то раз попросила его:
– Погадай, старец!
– А карты принесла?
– Нет …
– Так как же я гадать-то буду!
Шутник был батюшка превосходный. Свойственное ему в миру чувство юмора, умение поднять дух окружающих не исчезли после многих лет монашеской жизни. «Черты его характера — легкость, веселость, открытость — сохранились, преображенные той огромной духовной работой, которая была им совершена за это время».
Когда батюшке говорил кто-нибудь «не могу» (что-либо потерпеть или исполнить), он нередко рассказывал про одного купца, который все говорил: «Не могу, не могу – слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит – точно сияние перед собою, всё как будто волки мелькают; глядит — действительно волки. Как он вскочит… да, забыв про тяжесть шуб, – прямо на дерево!
Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив». «Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда “зачем” и “почему”. Этого нигде нет в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т. е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания».
Сохранились воспоминания о старце одной из его духовных дочерей, «всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его и давая ответ. Но в продолжение 10—15 минут такой беседы решался не один вопрос, в это время отец Амвросий вмещал в своем сердце всего человека — со всеми его привязанностями, желаниями, всем миром, внутренним и внешним. Из его слов и его указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого. Предлагая свое решение, отец Амвросий имел в виду не просто одно само по себе дело, независимо от могущих возникнуть от него последствий как для лица, так и для других, но имел в виду все стороны жизни, с которыми это дело сколько-нибудь соприкасалось. Каково же должно быть умственное напряжение, чтобы разрешить такие задачи? А такие вопросы предлагали ему десятки человек мирян, не считая монахов и полсотни писем, приходивших и отсылавшихся ежедневно. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение».
Множество исцелений и случаев чудесной помощи происходило через старца заочно. Однажды некой недужной барыне в видении явился преподобный и сказал: «Вставай! Хватит тебе болеть!» После этого женщина выздоровела. В другой раз старец явился жене одного священника, разбудил ее и повелел идти к мужу, таким образом предупредив о готовящейся его убить кухарке.
Не перечесть всех случаев помощи святого, происходивших до и после смерти его, происшедшей 10 октября (по старому стилю) 1891 года. Но и после смерти не оставляет он всех, призывающих его имя и словно завет мы слышим его уже ставшие символическими замечательные слова: «Жить – не тужить! Никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение!» «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно», «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». «Кто уступает, тот больше приобретает», «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».
Память преподобного и богоносного отца нашего Амвросия совершается (10) 23 октября в день преставления.
У нас в монастыре, в левом приделе Успенского храма, имеется частица его святых и многоцелебных мощей.
Молитва преподобному Амвросию, старцу Оптинскому
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.