Преподобный Пафнутий Боровский. Чудеса с иконописцем.
Преподобный Пафнутий, живший в далеком уже от нас XIV веке, был внуком татарина-баскака. Русь тогда переживала тяжелые времена. Ее опустошали огнем и мечом татарские ханы.
Многие баскаки не любили и презирали чужой для них русский народ. Но бывали случаи, что татары принимали христианство и совершенно менялись, становились русскими по духу. Так и произошло с будущим дедом преподобного Пафнутия: он принял Крещение во время русского восстания против татар и вскоре стал благочестивым, милосердным последователем Христовой веры. Позже в семье его сына Иоанна родился замечательный мальчик, названный Парфением. Подрастая, Парфений преуспевал в освоении грамоты и особенно в чтении Божественных книг. Отрок отличался добрым нравом: был кротким, незлобивым, чистым душой.
Когда Парфению исполнилось двадцать лет, он оставил родной дом, родственников и друзей и принял монашеский постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре, что неподалеку от городка Боровска в Калужской губернии.
За годы монашества преподобный отец Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии. Он никогда не обижался на оскорбления и был удивительно терпелив в нуждах, всегда веруя в Божию помощь. Его одежда и обувь были хуже, чем у любого нищего. Преподобный с усердием выполнял самые тяжелые послушания (так называются в монастыре различные работы). Уже будучи настоятелем обители, он рубил и носил дрова, копал землю и поливал растения в саду, а зимой плел рыболовные сети. За такие подвиги и чистоту души всеведущий Бог дал Пафнутию дар творить чудеса. Вот некоторые из них.
Чудеса с иконописцем Дионисием
Когда в обители стало много монахов, преподобный Пафнутий с их помощью выстроил каменный храм. Во время строительства он сам трудился, как простой работник, нося на своих плечах камни, доски, воду и песок. Для росписи новой церкви преподобный пригласил лучших живописцев. Среди них был искусный иконописец по имени Дионисий, у которого внезапно сильно разболелись ноги. Дионисий совсем не мог ходить, а ведь для того чтобы украшать росписью стены, ему надо было забираться на высокие деревянные леса под самый купол храма! Он очень печалился и скорбел – и потому, что страдал от боли, и потому, что не мог теперь выполнять свою работу.
Святой старец сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя! Начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подадут здравие ногам твоим». Иконописец твердо поверил Пафнутию. Несмотря на сильные боли, он с радостью и вдохновением принялся за дело и вскоре совершенно исцелился.
Этому же Дионисию и прочим иконописцам-мирянам преподобный повелел не вкушать в обители мяса, а есть его в ближайшем селе. Некоторое время они исполняли эту заповедь, но потом позабыли и принесли в обитель к себе на ужин вареное мясо с начинкой из яиц. Когда Дионисий первым из них попробовал это мясо, то в начинке нашел множество червей и был вынужден выбросить запрещенную пищу собакам. А вскоре после этого он заболел очень неприятной болезнью – чесоткой. В одночасье все тело Дионисия стало чесаться и сплошь покрылось ужасными струпьями. От невыносимых страданий он больше не мог двигаться. Больной, раскаивался в своем непослушании, немедленно послал друзей за старцем.
Когда отец Пафнутий пришел, иконописец стал со слезами умолять его о прощении. Святой же, заповедав Дионисию не делать впредь ничего запрещенного, повел его в церковь, куда была собрана вся братия монастыря. После общей молитвы Пафнутий освятил воду и повелел больному омывать ею все больное тело. Лишь только Дионисий это сделал, боль немного утихла, и он ненадолго уснул. А когда пробудился, то почувствовал себя совершенно здоровым, как будто и не было никогда скверной хвори – струпья отпали, как чешуя. Дионисий с радостными слезами прославил Бога.