Преподобный Сергий Радонежский
Основные вехи жития преподобного Сергия многим хорошо известны. Как, будучи еще во чреве матери, он трижды вскрикнул во время службы в храме, таинственно явив себя служителем Святой Троицы. Как в детстве преподобному не давалась грамота, но после встречи с ангелом в образе инока он стал легко читать и писать и превзошел в учении своих братьев и сверстников. Как после смерти родителей, преподобных Кирилла и Марии, он вместе с братом Стефаном ушел на пустынножительство в дремучие леса на гору Маковец, где построил келью и деревянную церковь в честь Пресвятой Троицы. Не выдержав тягот пустыннической жизни, Стефан оставил это место. А преподобный Сергий подвизался там в суровых подвигах до конца жизни. Слава о подвижнике собрала вокруг него 12 иноков, для которых преподобный Сергий стал игуменом. Со временем число братий увеличивалось, монастырь разрастался. Так началась история Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиевом Посаде, известной во всем мире, где теперь преподобный Сергий почивает во святых мощах.
Простой инок, который всю жизнь нес тяготы пустынного жития, смирялся перед братией, колол для всех дрова, носил воду, пек хлеб, готовил еду, шил обувь и одежду, положил начало новой эпохе русского монашества. Его ученики основали множество монастырей и храмов, которые известны по сей день.
До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там каждый инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток.
Со времен преподобного Сергия в иноческой среде начались значительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри, где имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Благодаря этому общежительные монастыри могли вести сложное прогрессивное хозяйство, ведь монахи в общежитии не присваивали себе материальные блага. Монастырям охотно жертвовали землю и другие угодья, а доходы шли на храмовое строительство, благотворительность и духовное просвещение. Таким образом общежительные монастыри становились центрами учености, книгописания и церковной живописи.
Ученики преподобного Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители. А вокруг этих обителей возникали посады, крепости и целые города.
Преподобный Сергий является одной из ключевых фигур российской истории. Он сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. К смиренному иноку приходили за советом великие князья. Авторитет преподобного был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться.
Известны «миротворческие походы» преподобного Сергия, когда он отправлялся в дальние места, чтобы примирить враждующих меж собой князей и уговорить их подчиниться великому князю Московскому. По свидетельству одного современника, преподобный тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Благодаря этому во время Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича и объединились против общего врага.
Перед Куликовской битвой преподобный Сергий дал благословение великому князю Димитрию и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. Слово и благословение преподобного были решающими в намерении великого князя. Преподобный даже послал на битву двух иноков своего монастыря. Таким образом он сыграл роль духовного наставника, стоящего у истоков освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
После Куликовской битвы, в 1389 году, великий князь Димитрий Донской пригласил преподобного Сергия скрепить духовное завещание, впервые узаконивающее новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну.
Преподобный Сергий не оставил после себя писаний и поучений. Но всем своим обликом и памятью в поколениях он являет пример великого подвижника, учителя монашеской жизни, верного Богу, радеющего о пользе ближних, и истинного сына своего Отечества. Именно за это именуют преподобного Сергия «игуменом всея Руси» и «печальником земли Русской».