Притча о немилосердном должнике
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодняшняя притча обращена к каждому из нас, но слышим ли мы ее? Господь предупреждает нас, больше того: Он сострадательно призывает нас осознать, пока не слишком поздно, что спасение — в наших собственных руках. Он говорит: «Посмотри, сколько ты обязан Мне. Посмотри, как малы долги твоих ближних тебе по сравнению с великими Моими дарами; и однако, если ты готов простить долги твоих ближних, такие малые, такие незначительные, то Я буду готов простить тебе все твои долги». И в самом деле, долги наших ближних такие небольшие!
Это уколы нашему самолюбию, это унижение нашей гордости, это разочарование ожиданий, которые мы не имели права возлагать на наших ближних, это неблагодарная неверность в отношениях, ровно такая же, как наша собственная по отношению к другим людям... Все это охлаждает наши отношения с ближними; сердце холодно, жестко, когда мы вспоминаем столь многое, что мы не готовы простить.
Но подумаем и взвесим: Бог даровал нам жизнь, и жизнь с избытком, Он одарил нас Своей любовью и доказал эту любовь тем, что стал одним из нас и умер за нас. И однако, когда мы сравниваем те мелочи с этими великими дарами, мелочи как будто перевешивают, мы держимся за свои обиды, за проявления ненависти, за непонимание, за отвержение, за столь многое, и не понимаем, что тем самым не только становимся чуждыми кому-то, кто мог бы быть нашим другом, нашим спасением, кто мог бы исцелить нашу тревогу, стать нашим прощением, нашим состраданием, нашей любовью, но становимся чуждыми Самому Богу.
Недостаточно сказать: «Но ведь грехи, которые я совершаю против ближних, так незначительны» Не существует греха «незначительного», не существует «незначительного» недружелюбного поступка. Самый «незначительный» грех как бы говорит Богу: мне безразлично, что Ты думаешь, я хочу, чтобы исполнилась моя воля, вот и все; а что касается моего ближнего, мне он безразличен, я хочу, чтобы все было по-моему...
Есть рассказ в жизни одного из русских юродивых. К нему пришли две женщины; одна созналась в большом грехе и сомневалась, может ли она быть прощена; вторая, пожав плечами, сказала, что грешна, «как все», мелкими грехами: их, возможно, много, но каждый — незначителен. Юродивый сказал им пойти в поле, и пусть та, которая совершила большой грех, принесет камень, такой большой и тяжелый, как только сможет принести; второй же он сказал набрать в фартук столько камушков, сколько ей будет по силам. Они выполнили его слова, вернулись; он говорит первой: «Теперь верни камень на то место, где ты его нашла». Она пошла, легко нашла это место, потому что большой камень оставил глубокий след в земле, положила его на место и вернулась. Вторая ходила долгое время и вернулась обратно все еще со всеми камушками: «Я не могу вспомнить, где я их собрала, они не оставили никакого следа в земле». — «Таковы твои грехи», — ответил старик. Одна раскаялась и избавилась от своего бремени, вторая так и несет множество мелких грехов, которые никак не может сбросить.
Задумаемся над этим. Одно слово прощения может исцелить душу, один жест сострадания может вернуть вам друга и вместе с тем открыть ваше сердце и жизнь для прощения от Бога. Да подаст нам Господь мудрость, чтобы нам научиться прощать и получать прощение. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский, 22 августа 1993 г.