Разговор между братом и сестрой (о том, что Бог творец всего)
Андрей. Вчера, Лизанька, ты очень прилежно слушала, как я говорил с тобой о таких вещах, которые детям как можно ранее знать надобно для того, чтоб люди глупыми их не почитали. Хочешь ли ты сегодня продолжать вчерашний разговор?
Лизанька. От всего сердца. Вчера мне очень приятно было, как батюшка и матушка радовались тому, что я им рассказывала, и ласкали меня. Я постараюсь слушать тебя прилежно и отвечать тебе, чтобы после опять пересказать им что-нибудь хорошее.
Андрей. Так слушай же прилежнее. Все вещи, которые не живы, на пример, твои игрушки, стол, стулья и самые большие дома не из частей ли составлены?
Лизанька. Конечно, из многих частей.
Андрей. Как же это сделалось?
Лизанька. Люди сделали это руками.
Андрей. Люди ли же складывают из частей живые тела как-то птиц, либо собак или эти животные растут без всякой помощи от людей?
Лизанька. Люди не могут сложить никакого живого тела, а если бы это было можно, то матушка, конечно бы, сложила себе маленькую постельную собачку, как любимая её диянка умерла. Звери растут сами собою, а люди дают им только корм.
Андрей. Всех ли зверей люди кормят?
Лизанька. Нет, люди кормят только домашнюю скотину, а дикие звери сами себе корм промышляют.
Андрей. Сама ты не выросла ли и не стала ли больше, нежели прежде?
Лизанька. Конечно, всё моё старое платье ныне мне узко и коротко.
Андрей. Люди ли делают дерева, цветы и траву? Они ли приставляют всякий листок к дереву и расписывают цветы столь прекрасно? Или всё это выходит из земли и растёт само собою?
Лизанька. Всё растёт понемножку, а садовники помогают только некоторым деревам и цветам расти скорее и лучше.
Андрей. От людей ли ветер дует и дождь из облаков льётся?
Лизанька. Нет.
Андрей. Люди ли делают то, что солнце нас освещает и опять скрывается?
Лизанька. Нет, всё это делается само собою.
Андрей. А месяц и звёзды людьми ли поставлены на своё место? Или они так далеко, что никакой человек достать их не может, и светят ночью без всякой от нас помощи?
Лизанька. Конечно, всё это делается без всякой от нас помощи.
Андрей. Между тем, как мы спим, проходит ночь и рассветает. Без труда нашего наступает зима и опять лето приходит. Когда мы спокойно сидим дома, тогда на поле растёт хлеб, и дерева приносят всякие плоды. Всегда для нас готовы многие тысячи животных, которыми мы питаемся, и которые нам служат. Без помощи нашей сами мы начали жить и быть такими, каковы мы теперь.
Лизанька. Это удивительно, однако ж правда.
Андрей. От чего ж всё это происходит? Кто всё это делает? Конечно, тот может делать больше всех людей.
Лизанька. Так.
Андрей. Он также должен быть очень милостив для того, что без просьбы нашей создал нас и всё, что нам надобно.
Лизанька. Это правда.
Андрей. Также надобно ему и всё знать, иначе ж, когда бы он стал стараться об одной части своих дел, тогда бы другая часть погибла.
Лизанька. И это правда.
Андрей. Конечно, он всегда таков, каков прежде был, и не может умереть, так, как люди умирают. Для того, что если бы он умер или перестал быть милостивым и сильным, то опять погибло бы всё, что он сделал.
Лизанька. И этому, конечно, так быть надобно.
Андрей. Кто создал всех животных, все дерева, цветы, травы, воздух, воду и землю, солнце, месяц и звёзды и беспрестанно содержит их в одинаковом порядке? Его-то называем мы Богом. Без Него совсем бы нас не было. И так не должно ли нам радоваться тому, что Он есть?
Лизанька. Ах! Как велик, как силён, как милостив Бог! Всем нам должно радоваться тому, что Он есть и что Он столько милостив.
Андрей. Не должно ли нам любить Его, когда Он без просьбы нашей столько о нас старался, и ещё всякий день снабжает нас всем нужным, а мы Ему ни мало за то заплатить не можем?
Лизанька. Правда. Я сердечно люблю Бога, люблю Его больше батюшки и матушки для того, что батюшку и матушку Он же мне дал.
Андрей. Не должно ли нам вспоминать о Нём, когда мы пробуждаемся, когда едим и пьём, когда смотрим на цветы в саду, когда слушаем, как птички поют или радуемся чему-нибудь?
Лизанька. Конечно, должно нам о Нём вспоминать, и для того-то я молюсь поутру, после обеда и в вечеру.
Андрей. Это очень хорошо и нужно. Без Бога солнце не светило бы, мы не пробуждались бы и не жили, не имели бы ничего, чем утолить голод и жажду, не было бы цветов, птиц и никаких животных, не было бы у нас души, которая могла бы радоваться. Бог нас создал, Он знает, Он видит всё, что нам надобно и даёт нам всё, что для нас полезно. Кто ж не должен любить Бога?
Лизанька. Всякий, всякий должен любить Его!
(Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”)