Реально ли в этой жизни стать святым?
– Дорогой отец Михаил, меня волнует вопрос: реально ли в этом мире стать святым? Слышу очень противоречивые ответы; наш батюшка от меня просто шарахается. В чем проблема в вопросе стремления к святости?
– Что касается святости, я изучал этот вопрос много лет, набирал материал, пытаясь разобраться. И спектр мнений очень разный – от полного неприятия даже мыслей о святости для «обычного» человека, до уверенности в возможности стать святым. И в подтверждении каждой точки зрения выстраивается обоснование. Не буду на этом сейчас останавливаться, скажу, почему священнослужитель может избегать общения с человеком, считающим, что он при жизни может стать святым, обличать такого прихожанина. Священник здесь, с педагогической точки зрения, прав, потому что все святые считали себя великими грешниками, а человек, который думает о себе, что он может через какие-то духовные дела – пост, молитву и другие – достигнуть личной святости, то такой человек находится в опасности оказаться в духовной прелести. А это состояние крайне опасное. До конца жизни нужно видеть свои грехи и каяться в них. Святость определит только Бог. Мне очень нравится фраза о том, что христианин может успокоиться только тогда, когда за ним захлопнется дверь рая.
Но есть и другая сторона. Господь наш Иисус Христос сказал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Это Господь сказал, обращаясь к грешным людям, и еще сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).
Есть еще проблема, что некоторые люди, нахватавшись верхушек каких-то религиозных знаний, начинают считать себя всезнающими. И они критикуют всех, кто, по их мнению, говорит «не то» (на самом деле, в силу ограниченности своих знаний, они не могут адекватно понимать многие вещи); они закрывают себя для любой новой информации и взращивают в себе гордыню. И что хуже всего, горделивые люди закрывают себя от Господа, Который «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Смирять себя очень тяжело, потому что за душу каждого человека идет страшная борьба. И нужно не распыляться на то, что конкретного христианина непосредственно не касается, давая оценку, например, разным проблемам церковной жизни, реальным или надуманным. Нужно обращаться внутрь своей души, заниматься тем, чем должен, больше молиться. Начало смирения в том, чтобы видеть свои грехи и желать от них избавиться, а других никого не осуждать. И это начало пути святости.
Нужно понимать также, что то, что правильно с мирской точки зрения, может быть абсолютно неправильно в перспективе Царства Небесного. Возьмем диалектику Гегеля: интересная конструкция, сколько докторских и кандидатских диссертаций по ней защищено. Но она работает только в рамках падшего мира, а в духовном мире свои законы. В духовном мире своя диалектика. Апостол Павел пишет: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18-19).
Нужно уметь, считая себя грешником, жить как святой. Вспомним Первое послание апостола Петра: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Эти слова обращены ко всем христианам: надо жить как святые, но при этом не забывать о своем несовершенстве, уметь видеть свои грехи, которые есть у любого человека, даже святого, и каяться в них.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»