Ревность духовная
Отцы! Когда собака чувствует приближение злоумышленника, намеревающегося нанести вред овцам, то начинает всячески шуметь и громко угрожающе лаять, потому что чувствует ответственность за стадо перед хозяином, у которого живёт и который её кормит. Так заложено в её природе. И пока собака лает, ни вор, ни волк и никакой другой дикий зверь не приближаются к стаду.
Но если собаке придёт на ум, что никакой опасности нет, что нет ни волков, ни воров, то и внимание, и бдительность её начнут притупляться, её станет одолевать дремота и, в конце концов, она просто уснёт. Вокруг наступает тишина, стадо больше не донимает собачий лай, и это замечают разбойники и волки, которые сидят в засаде и выжидают, когда же собака перестанет стеречь стадо. Они подбираются всё ближе и ближе, нападают на стадо и начинают одну за другой расхищать овец.
Духовная ревность подобна собаке. У духовного человека рождается тяга к подвижничеству, желание стяжать и сохранить добродетель. Это пожелание рождает ревность. А ревность, когда родится, начинает служить, как служит собака. Ревность изыскивает пути, как подвизаться, размышляет, как сохранить себя, как стяжать добродетель. Желание же стяжать добродетель, которая угодна душе, заставляет её пребывать в непрестанном внимании и трезвении.
Например, у человека в результате чтения и Божественного просвещения возникает горячее желание приобрести навык непрестанной молитвы – молиться без остановки. Желание, ревность и теплота рождают упорство в достижении поставленной цели – стяжании великой добродетели непрестанной молитвы. Ревность же подвигает к бдению и трезвению, человек рассуждает, что должен проходить подвиг законно, в согласии со Святыми отцами. Необходимо постоянно следить за собой и поначалу подвизаться в устной молитве. Уста творят молитву, а ревность следит за тем, чтобы она не останавливалась, чтобы ум не думал о суетных вещах, чтобы не блуждал тут и там, но усердно и постоянно упражнялся в призывании имени Божия.
Лишь только что-то начнёт мешать молитве, как ревность тут же согревает её просвещёнными помыслами о том, что препятствие необходимо преодолеть. Если празднословие или суетная мысль отвлекли ум и уста перестали творить молитву – тут же ревность приходит в действие, наставляя не прерывать подвига и стараться впредь не допускать подобных оплошностей, а встречающиеся препятствия преодолевать. Таким образом поддерживается и сохраняется добродетель молитвы. Ревность просвещает, отгоняет всякий злой помысел и принимает помыслы светлые, которые внушают, что если подвиг устной молитвы будет продолжен в согласии с наставлениями великих отцов, то после устной будет другой, высший уровень – уровень сердечной или умной молитвы. Стремление души к достижению умной молитвы заряжает её усердием к устному призыванию и решимостью не прекращать его. Ревность сосредоточенно наблюдает за ходом борьбы, служа для подвижника своеобразным ограждением и защитой от злобы бесов. Так мало-помалу священный порыв души, желающей утвердиться в непрестанной памяти Божией, под защитой духовной ревности доходит до стяжания совершенной молитвы.
Но если ревность начинает дремать, то охладевают тёплые помыслы, мы утверждаемся в мысли, что будто бы преуспеваем в молитве, но приходят суетные помыслы и охлаждают рвение к подвигу. По отступлении ревности на душу находит сонливость, уста прекращают повторять молитву, творят её кое-как, от случая к случаю, возникают перерывы. И тогда враг совершенно похищает молитву: уста смыкаются, непотребные помыслы получают свободу, приходят празднословие, осуждение, дерзость. Духовное стадо души расхищается.
То же самое происходит и с любой другой добродетелью. До тех пор, пока пожелание стяжать добродетель охраняется и согревается духовной ревностью, душа подвизается и укрепляется в ней. Необходимо постоянно подогревать духовную ревность, чтобы она оберегала нашу душу от нашествия мысленных волков, которые только и ждут подходящего момента, чтобы её опустошить.
Человеческое тело, по апостолу Павлу, есть храм Божий: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» С того момента как мы духовно возродились в священном Таинстве Крещения, Дух Божий, Дух Святой вошёл в наше сердце и обитает в нас в духовном подвиге. Благодать Святаго Духа, обретаемая в Таинстве Святого Крещения, делает человеческие тело и душу храмом Божиим.
Но если человек невнимателен, грешит, то благодать угнетается, уходит вглубь сердца, погребается и свет её не освещает человеческий ум. Человек теряет возможность познать в себе Бога во свете этой благодати. Ведь если храм Божий нечист, то Бог не посещает его, не обитает в нём, но уходит, оставляя в запустении. Тогда дом сей превращается в место грязное и непотребное. Место незащищённое, без охраны, оно быстро опустошается диаволом. Тогда и все бесы собираются вместе и поселяются в нём. К этому непрестанно стремится злой демон похоти: приходит и становится перед нами с зажжённым факелом в руках, выжидая подходящий момент, как говорят Святые отцы, когда мы впадём в нерадение, чтобы «запалить фитиль», т.е. раздуть злую похоть, совершенно отчуждить от Бога, спалить дотла храм Божий, изгладить всякий намёк на его существование и саму мысль о чистоте души.
Но если духовная ревность как собака стережёт этот храм, тогда враг, супротивник, не имеет возможности причинить нам вред, опалить и обвинить перед Богом. Тогда мы пребываем в чистоте пред Богом, а чистота души и тела, чистота ума – есть благоухание и благолепие храма Божия. «Освяти, Господи, любящих благолепие дому Твоего». Когда человек чист, освящается по душе и по телу, Бог приходит к нему и обитает в нём. Благодать Святаго Духа возрастает в сердце, отрясает с человека скверну греха. Сияние Благодати, лучи Божественного Духа просвещают ум, делают его боговидным.
Когда ум и душа молятся, то воспаряют к Богу, приближаются к Нему созерцанием и Божественным поучением, тогда храм наполняется благоуханием Божественной Благодати. Благоухание уподобим деятельной добродетели, а плод молитвы – благовонию кадильного приношения. А когда храм благолепен и благоукрашен, наполнен кадильным благоуханием, Бог с радостью приходит в такой храм и обитает в нём, и приносит Себя в жертву на жертвеннике сердца. А сердце воссылает славословия и благодарность Богу, совершающему это таинство и принимающего умилостивительную жертву.
Нам, монахам, в некотором смысле лучше известна воля Божия. Мы непрестанно научаемся у богоносных отцов навыкам подвижничества. Их жизнь, их пример, наставления даны в первую очередь для того, чтобы возбудить в нас ревность подражать их добродетели, возревновать Благодати, которую они стяжали своим непрестанным духовным трудом.
И они были людьми со своими страстями и немощами, но они внимательно следили за тем, чтобы не иссякла духовная ревность, не позволяли ей воздремать, умереть, заставляли бодрствовать и трезвиться. И так, мало-помалу их душевно-телесный храм освятился, Бог стал обитать в нём, и люди эти стали Святыми, почитаемыми Церковью.
Теперь наша очередь. Мы пришли на их место, вышли на арену борьбы, пошли тем же путём жизни, которым проходили они. Мы, и прежде всех я, должны подражать их ревности о Законе Господнем: внимать себе, трезвиться, постоянно подогревать в себе ревность и стремление ежедневно очищать и освящать свои душу и тело! Будем же внимательны, зная, что диавол постоянно стоит перед нами, исполненный злобы и зависти, разжигаемый врождённым безумным желанием во всём строить нам козни. Будем же и мы противопоставлять нашу ревность его упорству, пусть в меньшей – доступной нам – степени, но ради самих же себя, чтобы избавиться от осуждения вместе с ним. Наша задача достигнуть Небес. И если искуситель всегда рядом и подстерегает нас на каждом шагу, отыскивая подступы к нам, только ожидая повода, чтобы сотворить душе зло, то точно так же должна непрестанно бодрствовать в нас духовная ревность, охраняя подступы к нашей душе.
У нас, людей, столько слабостей и столько естественных нужд, что они часто отвлекают на себя всё наше внимание и мы терпим из-за этого вред. Ревность – пусть она у нас не такая сильная, как упорство диавола – необходимо постоянно поддерживать.
Духовную ревность очень подогревает смертная память: когда человек думает, что может умереть в любое время – через день, через месяц, через год – то эта мысль подогревает в нём ревность, заставляет внимательнее относиться к себе, остерегаться греха, злой мысли, нехорошего слова и дела.
Мы знаем, что всё, все наши грехи известны Богу. Но они известны и диаволу. Искуситель подробно фиксирует у себя все наши деяния, помыслы и слова. И во время нашего отшествия, когда мы будем восходить к Богу, то на особых мытарствах нам будет представлено всё множество совершённых грехов, даже и те, которые нами забыты. И когда мы увидим весь этот перечень и все эти грехи всплывут у нас в памяти, то мы будем настолько поражены их тяжестью и количеством, что не сможем и слова вымолвить.
Тогда всё у нас в голове встанет на свои места. Тогда мы начнём мыслить зрело и здраво. Но какая из того польза? Да, конечно, мы раскаемся, но что пользы в раскаянии, если нет возможности покаяния – тогда никакой ценности в покаянии уже не будет: праздник закончился, время покаяния прошло, а трудности налицо.
Ревность же, напоминая обо всём этом душе, предохраняет её от беды. Потому духовная ревность должна в нас присутствовать постоянно, понуждая к непрерывному бодрствованию. Мы должны внимать себе постоянно, и я прежде всего, потому что на мне лежит больше ответственности, возможно потому, что у меня больше знаний и опыта. И потому мне будет труднее держать ответ перед Богом.
Поработаем же теперь, отцы, чтобы не охладевала в нас духовная ревность, дабы пребывать в ней, внимая себе, непрестанно и неусыпно, чтобы сохранить свой Божий храм в чистоте, дабы в нём поселился Господь. Когда Бог обитает в нас, то всё направляется добрым порядком. Наше шествие к свету, к Небесным вратам и упование на Бога освежают, принося облегчение.
Так будем же подвизаться с надеждой на помощь Божию, с надеждой, что Бог не оставит благое желание нашей души и сподобит нас достичь великого Небесного Отечества, Небесного Иерусалима, Церкви перворождённых, пребывать там, где Нетварный Свет, там, где всё Царствие Божие – это Небесный Храм Божий, а Бог – сияние света, Солнце, освещающее этот Храм. Народ Божий – это спасённые души, которые прошли через пламень печалей и подвигов на земле, а там упокоеваются освобождённые от всяких скорбей, искушений, воздыханий, борьбы, слёз и страха на вечные веки. Желаю и нам удостоиться быть в числе стоящих в том Храме. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»