06 июля 2024

Роль православного христианина в обществе

В течение месяца студентки Первого православного колледжа специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности» 1-3 курсов углублялись в православный компонент обучения. Они читали духовную литературу, общались с сестрами, вместе с ними молились и трудились, чаще посещали богослужения и ездили в паломническую поездку по святым местам Санкт-Петербурга. Результатом этого периода стало переосмысление девочками многих жизненных ценностей и приоритетов. В заключение им было предложено поразмышлять на тему «Роль православного христианина в обществе». По итогам прошел конкурс сочинений, в котором 1 студентка заняла 1 место, 2 студентки - 2 место и 4 студентки разделили между собой 3 место. Наградой для них стала еще одна интересная поездка, о которой мы непременно расскажем в будущем. А сегодня публикуем работы победителей. 

 

Александра Тереник студентка 2 курса – 1 место

Кому как не православному христианину самим Господом нашим Иисусом Христом определена особая роль в обществе! Достаточно обратиться к Священному Писанию, где Господь наставляет Своих учеников такими словами: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16) и еще: «Вы - соль земли; если соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Это и многое другое, что заповедано христианину, ориентировано на окружающий нас мир и людей, живущих в нем. Христианин, который старается исполнять заповеди Божии в своей жизни, является примером для общества.

«Мир лежит во зле!» - эти слова также были обращены Спасителем к ученикам. Господь на христиан возложил ответственность за несение света в общество, именно в такое общество, в котором люди погрязли в грехе и укоренились в страстях. Именно христиан Господь научил любить, а не убивать, благословлять, а не проклинать. Фактически роль христианина в социуме - нести Свет Христов людям. Так как Бог есть Любовь, значит, первоочередная задача христианина - показать людям, каким должен быть человек по замыслу Божию!

До приезда на Сольбу я не назвала бы себя православной христианкой, точнее, назвать бы назвала, а на деле это не часто подтверждала. Да, ходила в храм, читала утренние и вечерние молитвы, но делала я это с пустой головой не догадываясь, что это мне нужно для спасения души. Друзей у меня было мало, и они не имели понятия о православии. Все мои попытки привести их в храм были тщетны. Такое общение тоже влияло на меня не лучшим образом. Появились мысли, что, может быть, Бога не существует. И я начинала стесняться, того что хожу в храм. Я всегда старалась отгонять от себя такие помыслы, но замешательство осталось. Мирские безбожные люди тоже имеют сильное влияние на окружающих. На помощь Бога я не особо надеялась, думала, что смогу добиться всего сама и без чьей-либо помощи.

Когда же я приехала на Сольбу, оказалось, что здесь в учебу включен православный компонент, мы углубляемся в духовную жизнь (смотрели православный фильм «Святой Паисий: Из Фарасы на небеса», ездили в Санкт-Петербург по святым местам с экскурсией, выполняли общественно полезные дела и так далее). Благодаря этому я начала понимать, что без Бога у меня ничего не получится. Послушание, учеба - везде нужна Божия помощь.

Глядя на сестер монастыря, видишь, с какой любовью они трудятся для Бога. Как же меня вдохновляют монахини нашей обители! Наверное, одной из причин является их трудолюбие на послушаниях, которые они выполняют. Иногда я хожу на послушание в кафе, где старшей монахиней является мать Сергия. Она показывает своим примером, что нужно иметь любовь к людям, смирение и терпение, ведь все это тоже великий труд и не каждый способен любить людей как себя, как говорил Господь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Глядя на мать Сергию, понимаешь, с какой любовью она относится к людям, обслуживая их, стараясь найти к каждому подход, чтобы каждый человек выходил из кафе не только сытый пищей вещественной, но и духовной, чтобы они, видя, что мы относимся к ним с добром, относились также. Люди сейчас озлоблены, потому что даже в своих семьях редко видят добро, заботу и любовь.

Хочу привести пример из книги «Отец Арсений». В ней рассказывается об иеромонахе Арсении, его пребывании в лагерях и его жизненном пути. С какой любовью он ко всем относился, находясь в лагере особого режима, куда людей отправляли медленно и мучительно умирать! Туда отправляли не только уголовников и партийных людей, которых там именовали «интеллигенцией», но и православных христиан. Кормили несъедобным пайком, лечили все болезни аспирином. Ни у кого не было времени и желания помогать другим. Все просто ждали своей смерти. Но отец Арсений, несмотря на свое состояние, отдавал всего себя людям, не прося ничего взамен. Он любил всех без исключения, переживал за судьбы заключенных, заботился о больных, одновременно выполняя свою работу: убирался, заготавливал дрова и растапливал печи для обогрева барака. Если до прихода голодных и уставших заключенных помещение было не обогрето, могли избить до полусмерти, отобрать и так пустой паек. Множество людей он поставил на ноги, выхаживал больных от тяжелых болезней, отдавал половину своего обеда и все свое свободное время. Из-за своего ожесточения и потери человечности, отвыкшие видеть добро заключенные всячески отца Арсения отгоняли и отказывались от его помощи, думая, что он хочет получить из этого выгоду себе. Но батюшка был кротким и помогал всем, не обращая внимания на то, кем является человек, насильником, убийцей, коммунистом и т.д. Арестанты удивлялись его смирению и чистой любви к Богу, как он непрестанно молился и делал все во Славу Божию. Многие начинали интересоваться, кто такой Бог, и, видя в отце Арсении пример любви ко Господу, приходили к вере. «…Ибо любыми способами старается безграничная благоутробия Божия помочь человеку прийти к Нему и спастись» (прп. Анфим Хиосский).

Человек создан по подобию Божию. Если мы созданы по Его подобию, значит, мы должны соответствовать Ему. А «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:16). Люди чаще тянутся к человеку, в котором чувствуется любовь и забота. Есть множество других примеров помимо отца Арсения, доказывающих, что Божия Любовь - это тоже наше спасение. Если мы всем своим сердцем и всей своей душой любим Господа нашего Спасителя, то в душе просыпается все светлое и хочется делиться этим светом со всеми людьми. Я считаю, что православных христиан - это человек, который умеет показать эту Божию Любовь, что Бог всех любит и готов помочь всем.

 

Ульяна Медведева, студентка 1 курса - 2 место

В мире существует множество религий, в каждой свои порядки и обычаи. Но именно православные люди отличаются своей бескорыстной заботой, любовью, смирением и доброжелательностью ко всем людям.

Православный человек слышит и принимает в сердце учение Христово. Как овцы, слыша голос пастыря, следуют за ним, так и христиане непременно должны последовать Христу. Многие знают о Господе, но не многие решаются последовать за Ним, жить по Евангелию. Каждый человек, вне зависимости от вероисповедания, является сосудом. От самого человека зависит, станет ли он сосудом божественной благодати, домом Божиим или сделается сосудом и домом греха.

Православный человек оказывает большое влияние на сохранение культурных и семейных ценностей. Православная семья должна быть примером. В ней царит любовь и доброжелательность, взаимопомощь и взаимопонимание. Родители воспитывают детей в вере. Православие помогает формировать моральные и этические нормы, укрепляет единство страны.

Одна из важных отличительных черт христианина – любовь. Любовь не плотская, но духовная, направленная на всех людей сразу. Многие православные организации помогают приютам, вдовам, немощным и неимущим людям. Но этим могут занимать и отдельные люди. Когда человек жертвует собой ради любви к ближнему, Бог помогает человеку войти в Царство Небесное.  

Наступает время, когда люди начинают задумываться о будущем, о смерти. Каждому неверующему человеку сложно смириться с ней. Но в каждом живёт убеждение невольное, естественное, что он бессмертен. Мало кто понимает, что жизнь для плоти и греха – жизнь без смысла. Смысл жизни православного человека - очиститься от грехов для жительства в раю. Но для этого нужно много стараться, не попасть на широкую дорогу, ведущую в погибель.  Православная вера окончательно рушит миф о смерти и помогает к ней надлежаще подготовиться.

Во время православного компонента меня поставили на послушание в керамическую мастерскую. Это стало для меня неожиданностью. Там нам включали душеполезные аудиокниги. Мне запомнилась книга про афонского старца Иосифа. Она была написана его учеником. Я много узнала про жизнь на Афонской горе, аскетических подвигах, силе молитвы, смирении и о важности послушания.

Мы каждый день встречаемся с сестрами монастыря. Наблюдая за их жизнью можно многому научиться: смирению, послушанию, помощи ближнему. Они наставляют нас мудрыми и добрыми словами.

Иногда я ходила на общие послушания с сестрами. Это был интересный и полезный опыт. Я лучше узнала некоторых из них. Пару раз я ходила пропалывать грядки вместе с ними. Ещё читали акафист за территорией монастыря. Читали по очереди. Слушая слова молитвы и наблюдая красоту природы, речку, зеленеющие деревья, на душе становилось легко, а слыша дивное пение птиц, вспоминаешь слова: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

В рамках православного компонента мы ездили в Санкт-Петербург и Кронштадт. Посетили множество храмов. Я много узнала об Иоанне Кронштадтском и Ксении блаженной, и познакомились с ещё одной петербургской святой - Матроной босоножкой.

Ещё одним радостным событием в Санкт-Петербурге для меня стала встреча с мамой и старшим братом. Мой брат не ходит в храм, но, когда он увидел, что с нами, молодыми девушками идут монахини, он, пусть и немного, заинтересовался монашеской жизнью и православием. Они с его девушкой задавали разные вопросы. Спрашивали про мужей, не понимали, как можно не есть мясо, постоянно поститься и уйти в какую-то глушь от всех развлечений. Я, как могла, стараясь не сказать что-либо не так, немного объяснила.

Когда мы гуляли по городу и посещали храмы в наших студенческих формах, люди бросали на нас удивлённые и заинтересованные взгляды. Я поняла, что даже внешний вид человека проповедует его веру.

Я благодарна Матушке и сестрам за их наставления и возможность развиваться духовно и нравственно.

 

Юлия Крюкова, студентка 3 курса – 2 место

Мы сейчас не можем отрицать того, что наша Родина переживает период тяжёлого духовного восстановления. Каждый человек в отдельности и общество в целом всё больше и больше задумываются о необходимости внедрения в жизнь и образование изменений, связанных с нравственностью, культурой и религиозностью.  Ко всему происходящему в мире трудно сейчас не провести параллель в духовном плане. В таком обществе, наполненном грехами, роль православного человека неоценима, и такие люди, несущие свет миру, способны своим примером и содействием Духа Святого зажигать огонь христианской веры, благочестия и любви в сердцах многих.

Часто мы с девочками обсуждаем вопрос, как же мы можем благотворно влиять на окружающих нас людей в миру, которые, увы, не являются сторонниками православного вероучения. Доводы на словах почти не несут за собой никакой пользы. Что же остаётся делать? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о нынешней болезни неофитов (новообращённых): «Они входят в Церковь, но больше умом, а вера – нечто другое, в чём участвует весь человек и в первую очередь сердце». Из этого изречения видно, что наши внешние поступки, такие как неуклонное посещение храма, слова о добродетелях, ничего не стоят, если мы не участвуем в них сердцем. Матушка однажды на собрании со старшими курсами нашего отделения отвечала нам на этот вопрос. Вопрос практического применения православного компонента.

И лучшим ответом на него послужили недели, выделенные Матушкой на углубление в духовную жизнь. Эти дни, проведённые в трудах, подготовке к Светлому Христову Воскресению, умиротворённая и душеспасительная атмосфера которых не может оставить равнодушным никого, благотворно повлияли на моё сознание. Вместе с монахиней Надеждой и монахиней Варварой мы красили яйца, расписывали и украшали куличи, практически не оставляя чтения Иисусовой молитвы.

В покраске яиц очень важно наносить колорит тогда, когда яйца после варки ещё не остыли, иначе пигмент не покроет их равномерно и добиться желаемого результата будет невозможно. Такой, казалось бы, незначительный информационный сегмент влечёт массу благородных размышлений о том, что мы, пока ещё не сформированные окончательно, нуждаемся в духовном воспитании. Нужно учиться сейчас, не откладывать столь важные моменты на потом. Сейчас, когда нам представилась такая возможность. Читать душеполезную литературу, учиться смирению, что очень сильно поможет нам на пути ко спасению.

Святой преподобный Силуан Афонский сказал такие слова, которые для меня послужили импульсом смиряться здесь: «Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив». Большую часть времени углублённого православного компонента я провела на послушаниях. Мыла полы, стены и окна, собирала заказы и обслуживала в кафе, накрывала на трапезы, шила костюмы, но именно тогда я понимала какая же роль православного человека в обществе, его роль – жертвовать собой ради других. Господь сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А всем нам известно, что любовь – ничто иное, как жертвенность. Отдавать свои силы, время, тем самым показывая пример христианского служения обществу.

 Безусловно, помимо трудов не стоит оставлять и молитвы, ведь мы без Бога ничего не можем сами. Должны мы смириться и доверить Господу нашу жизнь, просить Его о помощи. О молитве наставляли нас многие святые отцы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так сказал о ней в своих письмах духовным чадам: «Цель молитвы – научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести всё, что попускает Господь».

Непременно, хочу выразить признательность нашей Матушке за возможность предаться благодатным размышлениям и возрасти духовно! Спасибо всем сёстрам обители за пример послушания и ревностного выполнения возложенных на них обязанностей.

Я благодарна Богу за то, учусь в этом месте. Наш колледж – удивительное учебное заведение, способствующее не только профессиональному, но и духовно-нравственному развитию личности, что, разумеется, намного важнее.

 

Наталья Астафьева, студентка 2 курса – 3 место

«Каждый человек, с которым ты общаешься, обогащает тебя, приносит тебе кусочек света и радости…» В этой фразе отец Арсений хочет донести до нас одну из самых важных мыслей о том, что каждый, кто приходит к нам, и мы, приходящие к другому, всегда оставляем в памяти, душе и сердце воспоминания о себе. Все эти воспоминания в человеке собираются от наших дел и поступков. Поэтому в наше время нужно всегда помнить об этом и показывать пример добродетелей, а не зависть, грубость и гордость.

С каждым днём в моей жизни становится всё больше людей, пример которых вдохновляет меня, меняет мои мысли и поступки. «Неверующих не столько обращают чудеса, сколько жизнь христиан», - говорил святитель Иоанн Златоуст. Словом можно сделать многое, но «люди смотрят, не столько на слова, сколько на дела наши» (святитель Иоанн Златоуст). Вокруг нас есть множество дурных примеров, которые чаще всего нас привлекают своей лёгкостью, а всё это из-за нашей греховной природы. Чтобы взрастить в себе добрые плоды, нужно много потрудиться и претерпеть многие скорби и лишения, после которых Господь нам дарует утешение.

Современный мир преподносит нам различные удобства, благодаря которым человек может позабыть о многих трудоёмких вещах. «Люби труд. Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как врачевство. Труд есть здоровье для тела и польза для души. Как свежие воды превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Один мудрый основательно сказал, что труд есть страж добродетели. Покой и праздность – гибель душе и больше демонов будет вредить ей» (святой Исаак Сирин). На своём личном, маленьком, опыте могу сказать, что я согласна со словами Исаака Сирина. Если я за день успела совсем мало или же вообще не успела потрудиться, то уже поздно вечером я могу очень долго не засыпать так, как тело не устало за день и голова забита разными мыслями. Труд способен изгнать из нас все дурные помыслы, ведь как только мы займёмся каким-либо делом всё наше естество и мысли будут направлены в это дело, и мы позабудем всё дурное, что у нас было.

Очень часто наш труд может быть против нашей собственной воли, но если он во благо страны, жизни людей, веры, то такой труд нам зачтётся Господом, как жертва. «Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение» (святитель Николай Сербский). Мы жертвуем своим временем, своими делами, всем, что нужно нам ради того, чтобы хоть немного послужить своему ближнему, облегчить его страдания, подбодрить, успокоить. Христианин это делает не ради благодарности и почёта, а просто потому, что не может смотреть на человека, который страдает. Он хочет облегчить его страдания и тем самым старается взять часть его боли на себя. «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», - говорит святой апостол Павел.

По приезде на Сольбу я часто стала видеть людей, которые отдают всех себя и всё, что имеют, другим. Тем самым Господь дарует им ещё больше сил, чтобы своим примером они учили других. До приезда сюда я думала, что таких людей на нашей планете остались единицы, но здесь увидела, что мои мысли были глубоко ошибочны. 

Находясь здесь уже второй год, я общаюсь со многими сёстрами, девочками и наяву вижу их жертвенную любовь ко всем без исключения. Для меня это в новинку, так как в миру такое мало где можно увидеть. Многие сёстры на своих послушаниях трудятся до изнеможения. Мы же в свою очередь стараемся скорее научиться у них всему и хоть немного дать им передохнуть.

В самом начале, когда я видела, как старшекурсницы устают, не высыпаются, но всё равно идут помогать сёстрам и девочкам, я не понимала их. Мне казалось это чем- то очень странным, ведь спать и отдыхать нужно всем и всегда, но когда я сама стала второкурсницей, то поняла, почему они это делали. Прожив на Сольбе хотя бы один год и видя то, как вокруг каждой девочки царит забота и любовь сестёр и Матушки, невозможно остаться равнодушным к этому и не начать делать то же самое.

Пожалуй, самым сложным для меня оказалось переступить через свою гордость и ходить туда, куда ну очень сильно не хочется. Но видя перед собой сестёр, которые беспрекословно исполняют всё, что им даётся, я поняла, насколько важно проявить смирение и послушно пойти сделать то, что просят.

Раньше мне казалось, что быть рядом с Матушкой - это самое простое и благодатное послушание, но, начав ближе общаться с мать Татьяной, я увидела, как она устаёт и поняла, что там не всё так просто, как мне казалось. Больше всего меня поразило то, что насколько бы она ни была уставшей, она всегда найдёт силы помочь, утешить и просто побыть рядом. Ещё в мать Татьяне меня поразило её умение всегда улыбаться, что бы ни случилось она старается не терять бодрость духа, всегда благодарит Бога за всё и всех этому старается научить.

Иногда так хочется сказать, что ты устал и тебе ничего не хочется, но каждый раз, когда приходит такая мысль, я сразу же стараюсь бежать кому-нибудь помогать. Ведь иначе я буду давать своей лени повод взять шефство надо мной. «Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную?» - говорит преподобный авва Исаия.

Очень часто у меня появляются мысли, что вот опоздаю я немного куда-нибудь и ничего мне за это не будет. Но даже если здесь мне ничего не будет сейчас, то это может вернуться ко мне через несколько лет. Ведь человек меня ждал, он отложил все свои дела ради встречи со мной, а я опоздала. Порой мне бывает трудно встать пораньше, чтобы успеть куда-нибудь или просто заставить себя пойти работать или на послушание. Если со мной такое случается, то я всегда стараюсь найти для себя пример, который смог бы подбодрить меня и показать, что это не угодно Богу.

На данный момент жизни таким примером для меня являются сёстры монастыря и книга отец Арсений. Один из самых ярких примеров всеобъемлющей любви и помощи для меня - это мать Татьяна и сестра Елена. Всегда, когда кому-то нужна помощь, они первые будут помогать, даже если у самих полно дел, и в ответ не будут ждать благодарности, подарков и похвалы. И не важно ночью это будет или днём.  В книге отец Арсений делал также. Всегда, когда он видел, что кому-то нужна помощь, он оказывался рядом, делал дело и уходил, не ожидая в ответ ничего.

За время, которое я живу в монастыре, я поняла, что без взаимопомощи здесь не прожить. Каждый кто здесь живёт или просто приезжает потрудиться, старается чем-то помочь. Сёстры трудятся не покладая рук на своих послушаниях, чтобы накормить и научить всех нас, девочки школы и колледжа стараются учиться на отлично, участвовать во всех конкурсах и мероприятиях, чтобы о монастыре узнало больше людей и у нас появились новые спонсоры.

Матушка старается, чтобы все, кто показывает хороший пример, выполняет все послушания и указания, были награждены. Часто наградой становятся поездки по святым местам, на выставки и в другие города. Каждая поездка оставляет в наших сердцах своё отдельное тёплое воспоминание. В каждом новом месте мы стараемся приобрести новые знания и умения, которые в дальнейшем будем использовать в нашей учёбе и просто в жизни.

Одной из самых запоминающихся для меня в этом году была поездка в Санкт-Петербург. Я всегда думала, что это город разводных мостов и только, но оказалось, что в нём есть множество замечательных мест, которые должен посетить каждый верующий человек. Один только город Кронштадт раскрывает такие чувства в душе, которые не смог бы раскрыть ни один другой город.

От всей души хочу поблагодарить нашу дорогую Матушку за то, что она от всего сердца старается окружить нас своей любовью и заботой. Не смотря на все наши изъяны, Вы стараетесь найти к каждому подход и каждого наставить на истинный путь.

Подводя итоги, мне бы хотелось сказать, что самое главное для нас, современных православных христиан, это не знание всего Евангелия наизусть, хотя это тоже очень важно, а умение своим личным примером рассказать человеку, что такое вера и насколько она может быть красива, во всех своих видах.

 

Мария Медведева, студентка 2 курса – 3 место

Какая же роль православного христианина в обществе? Интересная тема для рассуждения. В современном мире у большинства людей складывается совершенно иное представление о христианах из-за фанатизма в православной вере. Самый классический пример - бабушки в храме, которые могут сделать необдуманное замечание, впервые зашедшим в храм людям. После этого в обществе складывается понятие, что православные - это сумасшедшие люди, которые слишком серьезно относятся к правилам и к своей вере. Это наглядный пример отрицательной роли христианина в обществе. 

Каким же образом, православный человек должен себя вести? Когда мы ездили в Петербург меня очень заинтересовало кладбище, где похоронена блаженная Ксения. У меня сложилось понятие, что кладбище — это место грусти и скорби, но именно здесь меня посетила радость… Солнышко светило ярко-ярко, а только-только зеленевшие деревья переплетались с легким ветерком, передавая благоухание этому месту. Блаженная Ксения очень откликнулась в жизни моей семьи, я немного знала, кто она такая, но более подробно узнала, побывав в этих святых местах. Меня изумила жизнь Ксении. После смерти мужа она выбрала путь крайнего уничижения, отказалась не только от своего имущества, но даже от собственного имени и женского облика. Она взяла на себя подвиг вымаливания души мужа, но, видимо, чувствовала, что для того, чтобы эта молитва была действенной, нужно поменять все: образ жизни, внешность, имя. В таком положении она помогала нищим, раздавая все свое имущество. Она стала матерью города, помогающей во всех сферах жизни. Ксения сыграла большую роль в жизни каждого, кто к ней обращался, думаю, ее можно сравнить с неугасающим светильником, дающим надежду. Её пример, безусловно, затронул мою душу: хочется так же, всей душой, возлюбить окружающих, служить и жертвовать собой в надежде угодить Богу.

Православный человек очень выделяется в толпе, он привлекает внимание своим внешним видом, тем самым проповедуя свою веру рядом находящимся людям. Вдобавок он любит ближнего своего как сказано в Евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Под ближним подразумевается любой человек, который как-то соприкоснулся с твоей жизнью, даже незнакомец, проходящий мимо и попросивший помощи, уже ближний твой. Люди других религий очень удивлялись, что истинные христиане любят и благословляют обижающих их. Господь сказал: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного»...

Исходя из этого можно сказать, что роль православного человека крайне значительна, потому что такие люди, своим примером освящают любое общество. Например, рядом с Матушкой сразу хочется выпрямиться, говорить только благородные слова, как-то неудобно показывать себя с дурной стороны.  Мы же, находясь в таком колледже, должны впитывать ту благодать, чтобы в будущем так же светить и нести слово Божие, своим примером показывать истинный путь окружающим нас людям.

На собственном примере мне удалось ощутить влияние таких людей. Когда я попала сюда и отучилась здесь два года, моя жизнь заиграла новыми красками, особенно, когда нам дали время для полного погружения в православный компонент. За это время мы побывали на разных, а главное, творческих послушаниях, которые открыли нам много нового в том числе и в духовной жизни. К примеру, мы все вместе убирались вокруг монастыря, одновременно обсуждая духовные темы. Мать Евпраксия рассказывала, как ей нравится сплочённая работа, ведь таким образом объединяется коллектив, проявляется взаимопомощь, а может быть, открываются неизвестные черты характера твоих близких. Во всяком случае мы отлично поработали, погуляли, обсудили планы. С этого послушания ушли все довольные и окрыленные.

Безусловно это еще не все приключения. Дальше началась подготовка к большому празднику Пасхи. Все наши силы были направлены на то, чтобы помочь монастырю в приготовлении куличей, пасхи, яиц. Меня определили в поварскую лабораторию, где происходила завершающая часть по изготовлению ароматных и аппетитных куличей. Мать Евпраксия распределяла девочек на разные этапы. Я попала на роспись шапочек куличей. Девочки 4-го курса доброжелательно показали, как вырисовывать ХВ на куличах - это был последний штрих, очень ответственный и важный. Взяв кондитерский пакет, я вспомнила самое первое послушание в пряничной, где моей задачей было крутить розочки для украшения куличей. Рука тут же привычными движениями начала вырисовывать буквы как будто что-то подобное уже делала. Этот процесс меня весьма увлек, и я не заметила, как пролетело время. Когда тебе что-то нравиться, ты хочешь делать это как можно лучше и старательней, именно эти ощущения я испытывала, когда ходила на послушания, связанные с подготовкой к празднику, каждый день был чем-то новым и живым. Разумеется, я уставала, ведь дел было много, но что-то такое необычное ощущалось на душе, радость неземная, хотелось все больше помогать, искать возможность быть полезной.

Конечно, мои мысли были услышаны меня стали ставить в кафе, а для меня это самое сложное послушание. Я очень стесняюсь незнакомых людей, могу что-то не понять и сделать не так, тем самым выводя мать Сергию из себя. Она очень чуткий и точный человек, все должно быть идеально, а автор этих строк слегка не подходит под это описание. Казалось бы, провал, нервы на исходе, (не только у меня). Но через какой-то период воспитание мать Сергии начало давать плоды. Мне приходилось смирятся, где-то промолчать, где-то пожертвовать собой. Я не считаю это каким-то достоянием, лишь хочу подчеркнуть, что такой вид труда ощутимо повлиял на мое духовное состояние. Когда я уходила со смены, меня посещали мысли о том, что я рада, что смогла послужить Богу, гостям этого монастыря, накормить кого-то. Бесспорно, мои ноги отваливались, но эта радость затмевала физическую немощь тела. А через какое-то время до меня начало доходить, что и как надо делать, постепенно знания стали накапливаться, а нервы закаляться. Один раз на смене у меня получилось работать официантом без ошибок. Моей радости не было предела! После этого мне стало даже нравиться таким образом угождать Богу. Если бы я не попала на это послушание, вряд ли бы смогла рассуждать таким образом. Безоговорочно, через старших проявляется воля Божия. Соответственно, все что происходит, куда бы нас не ставили, всё идет на пользу души и тела. После осознания таких элементарных духовных законов жить стало намного проще, а главное радостней.

В заключение хочется сказать, что это время не прошло напрасно, мы все выросли духовно и обрели надежду на то, что на самом деле, все не так плохо. Я очень рада, что Господь определил мое место именно в этом колледже, благодаря этому мне удалось увидеть истинные примеры и законы православной жизни. Спасибо Матушке, что приняла нас так радушно и с любовью. Мы очень ценим труды Матушки и сестер, ведь, благодаря Вашим трудам мы развиваемся, познаем духовные правила, помогающие жить богоугодно. Спас Господи за Ваши усилия и внимание!

 

Елена Иванова, 3 курс – 3 место

Прежде чем размышлять над темой данного сочинения, хотела бы в первую и самую главную очередь поблагодарить Матушку. Сказать ей ОГРОМНОЕ СПАСИБО за такую возможность духовно возрастать и воспитываться, видеть мир и жить в нем с абсолютно другим пониманием и мировоззрением. Поблагодарить ее за очень большие труды, подвиги, внимание, за огромные возможности, которые она нам предоставляет. Благодаря ей мы меняемся в лучшую сторону, растем, развиваемся и дышим благодатью. 

Наш духовный компонент начался с общественно полезного труда. Мы ходили на уборку территории, что позволило нам внести некоторый вклад в развитие обители. Убираясь вокруг, мы развивали свое смирение, послушание, трудолюбие, осторожность, внимательность. У нас все большее появлялось желание помочь. Помочь ухаживать за монастырем, вкладывать свою любовь и добро в него. Все эти добрые дела мы делали не из-за того, что нас заставляли. Нет! А с чувством понимания, переживания и осознания того, что ты хочешь ощутить в своей душе легкость и благодать, чувство жертвенности, чувство того, что ты помог ближнему, позаботился о всех вокруг и неосознанно показал пример, к которому нужно стремиться. Мы не ждали благодарности в ответ, так как делали все во славу Божию.

За эти пять недель у нас появилась возможность чаще посещать богослужения, петь на клиросе. А некоторым девочкам даже раздроблять артос! На службы хотелось ходить и ходить. Уставали, конечно, бывало и лень, но работая над собой, перебарывая себя, мы ходили в храм и получали непередаваемые ощущения. И после этого ты даже не жалеешь, что вместо богослужения не пошел в комнату отдыхать.

Участие в жизни монастыря, прихода, церкви – это неотъемлемая часть жизни христианина. Так и мы живем в монастыре, который стал для нас домом и родным местом, хотим вкладывать себя в это дело. Это выражается в послушаниях, молитвах, различной помощи. Но особенно и видимо мы смогли помочь на подготовительной неделе к великому празднику Пасхи.

Мы украшали куличи, упаковывали их, красили большое количество яиц. Это было прекрасное времяпрепровождение! Мы пели молитвы, общались с сестрами, читали акафисты, обсуждали различные православные книги. Тем самым совмещали приятное с полезным. После всех этих долгих и тяжелых трудов было крайне приятно встречать праздник, радоваться ему. Так и следует делать, ведь во время Великого поста мы развиваемся духовно, и когда мы так проводили время, то у нас не было лишних мыслей и деяний и было легче преодолевать все искушения.

Также мне довелось участвовать в пошиве театральных костюмов. Это очень большой опыт. Мы старались успеть дошить костюмы к премьере, переживали, иногда расстраивались, но с Божией помощью, молитвой и трудами нам все удалось! Ощущения от спектакля я получила абсолютно другие. Было приятно участвовать и в этой стороне жизни монастыря. Я получила огромное удовольствие!

У нас появилось больше времени для чтения книг и просмотра фильмов, а также обсуждения их, что внесло большой вклад в наше духовное развитие. После просмотра фильма мы говорили о том, какую огромную роль играет наше поведение, что надо развивать в себе, а от чего отдаляться. Мы увидели хороший пример для подражания – смиренного, уповающего на волю Божию старца Паисия.

Я читала духовные книги, благодаря которым приобрела правильные понятия. Например, я прочитала, что «смирение отбрасывает всякое тщеславие и самолюбие, чтобы послужить любому Божьему созданию» (святой Исаак Сирин). А здесь мы всегда работаем над тем, чтобы стать смиренными.

Еще я изучала на уроках Новый Завет и Устав Церкви, что позволило углубиться в православие и понимание богослужений.

Поездка в Санкт-Петербург стала самым неожиданным событием. Там мы посетили много святых мест. Нас очень душевно приняли. Когда-то я уже бывала в Петербурге и посещала святые места, но в этот раз поездка оказалась совершенно другой. В другой компании ты ощущаешь себя по-другому и воспринимаешь все иначе. В связи с долгой дорогой и отсутствием времени для сна, физически было очень тяжело, но та благодать, которую мы получали, когда прикладывались к мощам, иконам, посещали службы, давала нам силы не только духовные, но и телесные.

Так какую же роль занимает в обществе православный христианин?

Люди в обществе привыкли подражать кому-то, брать пример, верить в кого-то, доверять. Но для этого нужен хороший пример, и это мы – православные христиане! Мы должны вселять в людей веру, направлять их на правильный путь. Для этого нужно творить добро, быть отзывчивыми, вежливыми и дружелюбными. Наша роль - проповедовать Бога, вселять в сердца людей истинную, искреннюю и настоящую веру. Показывать людям ту красоту, которую надо ценить и любить. Нам надо воспитывать следующие поколения правильно, учить людей всегда уповать на волю Божию, благодарить Бога за все, что происходит (и хорошее и плохое), никогда не роптать и не заражать этим других. И еще - следить за своим поведением, ведь неосознанно мы этим уже подаем пример.

Когда мы были в Санкт-Петербурге, на нас все обращали внимание. Когда люди на нас смотрели, у них сразу появлялись необыкновенно радостные выражения лиц, нами восхищались, интересовались и гордились. Все эти люди в нас видели пример подражания для молодежи. Меня часто спрашивали, откуда мы, и я с удовольствием и гордостью отвечала, что учусь в Первом православном колледже при Николо-Сольбинском женском монастыре! А ведь мы еще не выросли настолько, чтобы подавать пример, но люди видят, что мы другие, что с нами проще, радостнее, что мы надежные люди, на нас можно положиться, нам можно доверять и что именно на нас держится будущее страны.

ВСЁ ЭТО БЛАГОДАРЯ ВАМ, МАТУШКА! СПАСИ ГОСПОДИ!

 

Анастасия Калабушкина, студентка 1 курса – 3 место

Земной путь бывает труден и скорбен. Особенно же он труден без Бога. Верующий человек, православный христианин несет в себе свет, освещающий жизнь и облегчающий все ее тяжести, ведь он знает, что Господь не даст креста, который он не смог бы взять и пронести до конца этой жизни. Христианин имеет радость понимания того, что все случившееся с ним, плохое или хорошее, произошло не зря и идет ему на благо. Истинно верующий человек вмещает в себя все добродетели, без которых мир обрушился бы в греховную бездну.

Господь не оставляет своих чад. Тот, кто истинно уповает на Бога, никогда не останется одиноким, обездоленным, нищим, голодным. Порою в мире очень явно можно различить человека со Христом и человека, который хочет отделиться от любви Божией. Находясь в миру, я видела, на что способны люди. Ради своей выгоды они могут скрываться за маской лицемерия и льстить. Общество способно изгнать людей, не подходящих по каким-либо установленным нормам. И часто отклонением от этой нормы бывает вера. Даже в наше время существует это явление.

Милость Божия велика для тех, кто уповает на Него. Рассуждая так, я не могу не привести пример своей семьи. Мой отец стал священником. Быть священнослужителем нелегко, потому что эта отдача себя служению Господу порою осложняется преградами от врага рода человеческого. Отцу дали храм в другой епархии, находящейся далеко от родного дома. Он оставил свой город и уехал в деревню, на новое место служения. Семья из пяти человек поселилась в маленькой квартире. Постоянный приход состоял всего лишь из четырех пожилых женщин. Матушка устроилась работать уборщицей в школе. Молитвами родителей, мы никогда не ощущали острую нужду. А через тринадцать лет служения отцу дали новый большой приход, у нас появился свой дом.

 Непосредственное общение, пребывание с Богом, чудодейственная помощь – молитва, способна совершать многое. Особенно сильна она в храме. Бывает так, что ничего не получается, все валится из рук и идет как никогда плохо, но стоит пойти в дом Божий, как почувствуешь очищение и освящение мыслей. Более того, на тебя нисходит благодать.

Если у человека сердце чуткое, отзывчивое, то он ее чувствует, пропускает через все свое естество. Если же человек привык роптать, быть вечно погруженным в хмурые мысли, то он хоть и получает ее, но не ощущает, остается к ней бесчувственным, равнодушным.

Особенно хороша верующая хозяйка. Даже если она некрасива внешне, она излучает внутреннюю красоту, которая во сто крат дороже. Она способна проявлять внимание, посочувствовать, сказать доброе слово. Так же, если хранительнице семейного очага присуще самопожертвование, отдача себя ближнему, то огонь в этом очаге будет гореть вечно. Если в семье каждый будет заботиться друг о друге, то в этой семье будет царить настоящая любовь, благословенная Богом.

Хозяйка должна быть трудолюбива. Труд облагораживает человека, делает его более устойчивым и крепким. В доме хозяйственной женщины царит порядок, мир между членами семьи, которые всегда чувствуют любовь и заботу.

Когда мы ездили в Санкт-Петербург, мы встретили много красивых людей, излучающих тепло. У православных людей красивые глаза, ведь через них можно увидеть душу.

Хоть все мы и грешны, способны огорчить друг друга, все же здесь мы стремимся к одному – к спасению души, и не важно, кто из нас кем является, конечная цель одна. А когда много людей в одном месте, здесь, в монастыре, стремятся к этой цели, то получается рай на земле.

Здесь, на Сольбе, я особенно почувствовала благодать Божию, которая подкрепляет меня, когда очень трудно. Я всего лишь первый год на Сольбе, но успела полюбить это место. Здесь я учусь жизни, совершаю ошибки, но когда я спотыкаюсь, мне помогают встать и идти дальше. Я хочу меняться и благодарю Бога за то, что я здесь.

Все новости
  • Колледж