01 апреля 2023

Рождение в жизнь вечную (часть 1)

С чего начинается  христианская жизнь? С Таинства Крещения… Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение и выход из воды в воду символизирует нашу смерть для греха и наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. На крещаемого, младенца или взрослого, надевается нательный крестик. Он будет на нем всю его жизнь, соединяя со Христом, оберегая от бед, искушений и бесовских нападений. Он и каждому из нас дал свой, посильный невидимый крест, независимо какой веры человек, крещеный он или нет. Только вот для крещеного крест его становится легче. Отчего? Что дает крещение? Об этом нам рассказывает  Илья Александрович Молев, выпускник НИЯУ МИФИ, преподаватель Школы Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе Московской Патриархии.

 Расскажите немного о себе. Как Вы пришли к вере? Какой Ваш путь в школу православного миссионера?

Нельзя сказать, что я пришел к вере. Сколько себя помню я всегда верил в Бога. Даже не сколько верил, сколько просто знал, что Он есть. Всегда обращался к Нему своими словами и получал ответ в своей жизни. То есть для меня странным было неверие, как это можно говорить, что Бога нет, если он есть и отвечает на мои просьбы и даже что-то хочет от меня.

Но знаний о Боге у меня не было совершенно. Конечно, был голос совести, голос Божий, который осуждал некоторые вещи, которые я делал, я понимал что это плохо, но сил побороть это не было. Да и думал я, что это невозможно.

Жизнь текла своим чередом, я поступил в институт, переехал в Москву и на одно Рождество решил сходить в храм, который был недалеко от общежития. С этим было связано очень много личных событий, многим как я сейчас понимаю я обязан молитвам матери.

И в храме я попал на исповедь к отцу Даниилу Сысоеву, позже убитому за Христа в этом храме. Этот момент можно назвать моим обращением от греха ко Христу. После мученической кончины о. Даниила у меня не осталось сомнений в его святости, но подозрения были еще при его жизни. И вот в этой встречи с отцом Даниилом я ясно осознал, что оказывается можно жить не как все, а можно жить как Бог велит. Конечно, потом был долгий период воцерковления, но этот момент, можно сказать, был переломным.

Через год или два я пошел в Школу Православного Миссионера, которую еще тогда вел отец Даниил. Этому предшествовало два запоминающихся события. Первое, когда я прочитал в Евангелии: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь того и Я пред Отцом Моим Небесным». (Мф.10:32), я посмотрел на свою жизнь и ужаснулся, насколько далека она от этих слов. Да и сейчас для меня эти слова совсем не поблекли и не дают успокоиться. И второе, когда я прочитал диспут одного миссионера со Свидетелями Иеговы и подумал: «насколько же у них глупое вероучение и как легко его опровергнуть, а бедные Свидетели этого не знают, хорошо бы пойти и рассказать им, что они ошибаются». После этого через некоторое время надо было поехать из Москвы в небольшой город, где жил до этого. И на прогулке в этом городе, размышляя об этом диспуте, я сказал в себе: «Господи, так хочется рассказать об этом диспуте Свидетелям Иеговы». Буквально через 5 минут ко мне подходят две женщины и предлагают поговорить о Боге, оказалось, что это Свидетели Иеговы! При этом никогда до этого, никогда после этого ко мне больше не подходили Свидетели. Да и никогда я не слышал, что в этом городе есть иеговисты. Конечно, оказалось, что они придерживаются своего учения не потому, что они не знают Истину, а потому что просто не хотят ее знать.

– Когда было установлено таинство Крещения?

Вообще в церковно-славянском и греческом языках крещение равно «погружению». Святитель Иоанн Златоуст насчитывает несколько видов Крещения. Первое – это крещение почти всего человечества во Всемирном Потопе, кстати это образ последнего Крещения, когда весь мир будет Крещен Огнем Святого Духа. То есть в первом случае мир был погружен в воды потопа и спасся только Ной с семейством в ковчеге, который есть образ Церкви (по апостолу Павлу), а в последнем мир будет погружен в Огонь Духа Святого. Для одних этот огонь будет спасительным и очистительным, а для других нестерпимым и мучительным.

Новый Завет начинается с призывом к покаянию и крещению Иоанном Крестителем. Но это крещение было крещением покаяния и отличалось от крещения, которым крестит на Бог через священника. Иоанн Предтеча сам указал на это сказав: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Крестить Духом Святым начал Господь со своими апостолами. Апостолы власть крестить Духом Святым передали дальше – епископам. Епископы дальше – епископам и священникам. И теперь в нашей Православной Церкви священники до сих пор крестят Духом Святым.

– Почему  Крещение мы называем вторым рождением? Для чего мы крестимся?

Господь говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». На эти слова Никодим еще удивляется: «Как человек может родиться будучи стар?». Эти слова были необычны тогда, они также необычны сейчас. Потому, что крещение – это рождение, рождение в новую жизнь, рождение в жизнь вечную. Собственно, мы и крестимся для того, чтобы войти в Царство Божие. Это самое главное! Некоторые крестятся, чтобы не болеть, чтобы в жизни было хорошо, чтобы был ангел хранитель. Но это все мелочи, главное – Царствие Божие.

– Зачем нужны огласительные беседы перед Крещением? Расскажите о своем опыте. Сколько времени длятся такие беседы?

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Тут мы видим две важных вещи. Во-первых, крещение нужно для спасения, а во-вторых, Господь связывает крещение с верой. Святые отцы учат, что человек во втором рождении, в таинстве Крещения может родиться мертворожденным. И зависит это от веры человека, либо от веры его родителей и крестных, если это младенец.

Но вера должна быть не слепая, как это принято считать, а, например, как у апостола Павла. «Я знаю в Кого уверовал». То есть вера должна быть осознанной. Мы должны знать нашу веру, иначе крещение может стать бесполезным и даже послужить нам осуждением пред Богом.

В древней Церкви период оглашения, наставления в вере, перед крещением мог занимать весь Великий Пост – 40 дней. Сейчас, конечно, люди стали крайне немощными. Так, например, в семьях редко найдешь три ребенка, хотя раньше и 5 и 7 детей было нормой. Еще сказался период атеистического плена, когда за любую огласительную беседу могли расстрелять. В итоге, сейчас в каждом храме настоятель сам решает сколько бесед ему проводить и какая длительность этих бесед. Но, Слава Богу, Святейший Патриарх неоднократно говорил, что огласительные беседы перед Крещением должны быть обязательно.

– С чего Вы начинаете разговор с некрещеными?

Я недавно получил потрясающую возможность послушать несколько проповедей перед некрещеными митрополита кенийского и иринопольского Макария (Тиллиридиса). Человек, много лет успешно проповедующий в Африке, духовный сын старца Софрония (Сахарова), духовный внук преподобного Силуана Афонского. И он каждую проповедь начинает с того, что нас сотворил Бог по образу своему. Этот образ – в том числе наша свобода. И Бог вложил в нас возможность стать подобными Ему. Зависит это от того как мы воспользуемся нашей свободой. В дальнейшем тема проповеди могла меняться в зависимости от событий, но начало было именно таким. Я думаю, что так стоит и нам поступать. Но, конечно, по слову равноапостольного Николая Японского, прежде чем проповедовать человеке нужно сначала полюбить этого человека, затем сделать так, чтобы он тебя полюбил и лишь затем рассказывать ему о Христе. Наши дела должны лучше говорить о том что мы христиане, чем наши слова.

– В каких случаях батюшка может отказать в Крещении?

Я не батюшка, и мне сложно решать за батюшек, все-таки у них есть благодать от Бога исцелять души людей, в том числе и через отказ в Крещении их или их детей.

На мой взгляд, совершенно точно невозможно крестить человека, если он не исповедует Никео-Цареградского Символа Веры. Действительно, если человек не верит в Бога, или верит в какого-то своего бога, если человек не считает Иисуса Христа Богом или не считает, что Святой Дух – это Бог. Как мы можем крестить его во Имя Святой Троицы?

– Существуют основные причины, совершенно далекие от главной цели, по которым люди приходят креститься. Озвучьте их, пожалуйста. Как Вы помогаете исправить  подобные утверждения?

Хоть для многих людей это и является выдумкой, но злые духи, бесы в этом мире все таки существуют. Конечно, они не могут сделать ничего, если Бог не попустит им, если человек сам не закроет себя от Бога, но они постоянно пытаются и делают. Например, поток злых мыслей в нас – это как раз слова духов. И эти существа постоянно говорят нам гадости про других людей. Так мы привыкли недооценивать других людей, а они гораздо лучше чем нам кажется.

И в большинстве случаев люди, которые приходят креститься по весьма странным причинам, просто не знают главную цель. Отец Даниил говорил, что часто людям просто нужно рассказать неповрежденное Слово Божие. Оно сильно само по себе и оно очень интересно. Действительно, если человеку рассказать о будущей вечной жизни, о рае, о аде, о воскресении мертвых, о Христе, о том, что Он для нас сделал, у людей возникнет правильное понимание о настоящей цели крещения.

– Есть люди еще сомневающиеся, которые выдвигают некоторые возражения «дабы не креститься».  Что таким людям можно сказать?

Такие утверждения, к сожалению, как правило, оправдания себя, нежелание поменять свою жизнь. По замечательному высказыванию одного греческого митрополита, если мы не бежим каждое воскресение в храм, если мы не читаем Евангелие, не хотим узнать, что Бог хочет от нас, не встаем каждое утро и каждый вечер на молитву, не желаем быть ближе к Богу, то у нас богословская проблема, проблема отношений с Самим Богом.

Бог не творит зла, греха, не может его сотворить и, более того, зло ненавистно Богу. И если человек не желает отказаться от греха, Бог не нарушает его свободу, но и не может соединиться со грехом, с человеком, который не хочет отказаться от греха. Не говорю с грешным человеком. Все мы грешны, кроме одного Богочеловека, но принципиально для нас – это хотим ли мы оставаться с грехом, или готовы отказать от него ради того чтобы быть с Богом. Пока человек для себя не решил отказаться от греха, он и не идет креститься по этой причине, а отговорки могут быть любыми. С нашей же стороны мы можем очень аккуратно постараться понять, какой грех мешает человеку, и дать ему средство борьбы с этим грехом, постараться объяснить, что этот грех убивает человека. Очень аккуратно, потому что иначе у нас никогда не получится исправить другого человека. Бог никогда не нарушает свободную волю человека и нам не даст ее нарушить. Это высшая ценность в человеке, высший подарок нам от Бога. Ну и, конечно, нужно молиться за этого человека. Молитва – просьба к Богу, чтобы Он сам вмешался в наш мир, в нашу жизнь. А для Бога нет невозможного.

– Почему нужно креститься с младенчества, ведь малыш еще не понимает, что происходит, ради чего все это. Почему нельзя дождаться, пока он может рассуждать на такие темы?

Мы уже говорили, что младенцев крестят по вере крестных и родителей, которые обязуются перед Церковью, перед Богом рассказать ему все что произошло, когда малыш сможет понять это. Как и в Евангелии мы видим множество чудес, которые Господь совершал по вере других людей. Например, Господь исцелил паралитика, которого четыре верных друга этого человека спустили Господу с крыши.

Вообще, в свете вышесказанного это должно быть уже понятно. Кто не родится от воды и Духа (не крестится) не может войти в Царство Божие. И если родители хотят, чтобы дети были с ними в Царствии Божием, с Богом, то, конечно же, они крестят своих детей.

– Мы знаем, что каждый человек, будь то крещеный он или некрещеный, несет свой крест. Но кто-то из святых отцов сказал, что легче крещеному нести свой крест и бремя его легко будет. Объясните, почему? И что значат евангельские слова «взять свой крест и идти»?

Тут нас немного подводит наша православная культура. То есть, я имею в виду, весь русский язык пропитан православием, он даже, можно сказать, создан православием, рос при постоянном влиянии православия. Например, в знак благодарности мы говорим «спасибо», что значит «Спаси Бог», в других языках мы этого не найдем. Английское «thank you» было бы правильнее перевести как «благодарю Вас». Но после 70 лет атеистического плена у нас остался язык, но потерялось понимание православия. В нашем языке «крест» практически равно «страданию. Когда у кого-то в жизни что-то не ладится, мы можем сказать: «Ну, значит такой у тебя крест». В другой культуре это было бы совершенно непонятно. И выражение «нести крест» не говорило бы ни о чем. Это справедливо, ведь «нести крест» – это, во-первых, прямая иллюстрация из Евангелия, когда Господь и Бог наш Иисус Христос нес крест на голгофу, чтобы Своим вольным страданием искупить наши грехи. А во-вторых, это слова Самого Господа: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Конечно, это призыв ко всем людям. Но Господь никогда ничего не навязывает, не заставляет ничего делать силой. Так и здесь он предлагает нам: «Если кто хочет идти за Мной». То есть можно отказаться и не идти с Богом, можно не взять свой крест.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот отрывок Евангелия, сравнивает христианина с борцом на соревнованиях. При этом распорядитель игр – очень близкий друг этому борцу и он мог бы сразу присудить ему победу, но это было бы не честно и сам распорядитель игр хочет, чтобы его друг-борец завоевал себе славу и почести. Так и Сын Божий мог бы сразу избавить нас от всех неприятностей, бед и болезней, но тогда бы нас не за что было награждать. Бог хочет, чтобы мы приобретали славу еще и сами по себе, а не только при Его помощи.

И дальше святитель разъясняет, что скорби, болезни, несчастья, смерть – это все есть, конечно же, не только у христиан. Но если они проходят с ропотом, без Христа, то и вечной награды за них человек не получает.

«Так как иной, и страдая, не последует Ему (Христу), когда страдает не за Него (и разбойники, напр., и расхитители гробниц и чародеи терпят много тяжких мучений), то, чтобы ты не подумал, что довольно самых бедствий, от чего бы они ни происходили, Он присовокупляет, какая должна быть причина бедствий. Какая же? Что ни делаешь, ни терпишь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели. … Есть люди, которые, последуя дьяволу, терпят то же и предают за него свои души; но мы терпим за Христа, или лучше сказать, за самих себя. Они терпением вредят себе и здесь, и там; а мы приобретаем пользу и в этой, и будущей жизни. Итак, не крайнее ли это нерадение – не оказывать и такого мужества, какое оказывают погибающие, и это не смотря на то, что нам уготовано столько наград? Притом нам помогает Христос, а им никто» – пишет Златоуст. Действительно, если мы посмотрим на современных террористов. Они уходят в лес, многие умирают от голода, холода, постоянно терпят лишения, постоянно рискуют быть убитыми, у них нет крыши над головой даже в зиму. И в итоге это все для того, чтобы убить как можно больше невинных людей, взорвав себя. Можем ли мы сказать, что такой человек несет свой крест? Не думаю. Но то, что он страдает, – это факт.

Итак, страдание и несение креста – это все-таки разные вещи. Все люди страдают, никто не может сказать, что у него в жизни все было и будет хорошо. Но эти страдания становятся крестом, лишь тогда когда мы уподобляемся Христу, терпим их без ропота ради Христа, становимся подобными Богу, выполняя Его заповеди.

С другой стороны страдания – это всегда божественная милость для человека. Бог показывает на болезни души через них. Например, я все свое время привык тратить на даче, даже воскресные дни, которые по заповеди я должен отдавать Богу, я трачу на выращивание огурцов. Тогда Бог может устроить так, что моя дача сгорит. Он может еще в этой жизни показать, что не стоит много сил и времени уделять тому, что мы не сможем унести на тот свет. И отчасти поэтому верующему человеку легче переносить страдания, он может увидеть смысл в них и через это исцелить свою душу. Конечно, главным образом христианам легче переносить невзгоды, потому что когда христианин смиряется и доверяется Богу, его посещает Сам Бог, он чувствует Его Любовь, Заботу и Благодать. И тогда, даже все внешнее может быть ужасным, а у человека в душе птицы поют, потому Его посетил Сам Бог.

– Для чего мы творим крестное знамение  (крестимся)? Где в Евангелии написано, что нужно креститься, как складывать персты и как крестное знамение на себя полагать?»

Апостол Иоанн пишет в Евангелии, что если бы писать обо всем подробно, то мир не смог бы вместить в себя этих книг. Евангелие и Библия – это лишь часть Церковного Предания. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно увещевает: «Братия, держитесь предания». Предание – это то, что передавали из уст в уста христиане, начиная от апостолов и заканчивая концом мира со Вторым Пришествием Господа нашего. В этом у нас большое преимущество перед протестантами. Они сказали «solo scriptura», «только Писание», и попали в ужасное положение. Писание говорит о том, что невозможно обойтись только Писанием. Крестное знамение – это часть апостольского Предания. Причем это та часть, которую каждый человек может и должен проверить опытным путем. Святые отцы учат нас, что крестное знамение отгоняет духов злобы, что они не могут его выносить, что крест жжет их лучше огня. Слава Богу, духи наяву нам практически не являются, но буря злых мыслей, которую мы можем у себя наблюдать, беспричинный страх, ночные кошмары – это все невидимое их присутствие. Поэтому каждый христианин должен привыкнуть накладывать на себя крестное знамение с короткой молитвой к Богу и, если он будет креститься даже в своих снах, он очень быстро лично убедиться в силе сего знамения.

– Если некрещенный или невоцерковленный человек  налагает на себя крестное знамение, от этого сила креста не умаляется, имеет такую же защитную силу?

Крест – это объективная реальность и он совершенно реально действует независимо от состояния человека. Другое дело, что крест – это всегда призывание имени Божия, призывание Христа себе на помощь. И Христос, будучи свободным, может отказаться помочь, если, например, человек делает это из каких-то корыстных целей. В Библии есть пример, когда маги и чародеи (а магия и чародейство – это смертный грех перед Богом) захотели изгнать бесов из человека именем Христа и апостола Павла. Бесы сказали в ответ: «Христа знаем и Павел нам знаком, а вы кто?» – и побили их.

– Зачем крещеному носить нательный крестик?

Мы носим нательный крест как знак верности Христу, знак верности Богу. Например, обручальные кольца супруги надевают в знак верности друг другу. Так и крест – это знак. Это воспоминание о Крестной Жертве Христа за нас, это память об обетах святого крещения. Крест надевается в память о том, что мы должны нести свой крест, то есть терпеть страдания и невзгоды ради Христа. К тому же крест – это реальная защита. Крайне редко находят самоубийц с крестами на шее. Диавол не может толкнуть человека на смертный грех, пока на нем есть крест.

– Господь совсем не слышит и не помогает некрещеным?

Если бы это было так, то никому не было бы возможно стать крещеным. Каждый человек, который находится в Церкви, знает, как чудесно он туда попал. Как Господь буквально вел его за руку в Церковь на протяжении всей жизни человека. Так Господь всех любит, всем желает спасения, всех хочет видеть в Своей Церкви, но есть одна проблема. Это великий подарок Бога нам – свободная воля, которую Господь никогда не нарушит. Поэтому человек может остаться без помощи Бога, он сам может отказаться от нее, и в этом страшная высота нашей Свободы. Мы действительно можем отказаться от вечной жизни, мы действительно можем отказаться от того, чтобы быть с Богом.

 

Продолжение следует

Все новости
  • Интервью