Рождество Христово
Христос рождается, славите,
Христос с небес, встречайте,
Христос на земле, возноситеся.
(Катавасия Рождества)
Отцы мои, сегодняшняя моя беседа будет посвящена Божественному Рождеству Христа нашего, таинству вочеловечения Бога, которое не может постичь искушенный разум, разум человеческий.
Отец Небесный, чья любовь недостижима, послал в мир Сына Своего возлюбленного. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11:33). Безмерная любовь Божия нашла этот способ воплощения, чтобы принести сюда, на землю, свет богопознания, приблизиться так близко к человеку, чтобы помочь ему познать Бога как настоящего Отца, и через это познание возвратить изгнанника на прежнее место, в Рай. Таким способом Он уготовал спасение человека.
Подобно тому как диавол использовал змею, чтобы преткнуть (дословно: подставить ножку) первозданных людей, а через них весь род человеческий, и совершил это по попущению Божию, так и Христос с помощью своего воплощения пожелал провести обольстителя человека, «подставить ногу» ему, исхитить у него эту добычу, чтобы сделать человека свободным и ввести его вновь в Рай, но уже не земной, а в духовный и небесный.
Как Сын Божий стал человеком? Преблистательный свет Божества Своего Он скрыл под человеческим обликом, и так земля смогла принять, гостеприимствовать Бога, а человек смог говорить с Ним. Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15) пожелал родиться от Девы Марии как человек; у него не было ни крошечного жилища, ни малого очага, ни самого простого домика, который есть даже у самого бедного человека на земле! Он пожелал избежать славы и почестей, и Его приняла смиренная пещера. Но Небесный Отец, умеющий прославлять, послал звезду, светлого ангела, которая словно устами проповедала всей природе Божественное Рождество Его Сына. Ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Пастыри в простоте своей удивились и благовествовали сию радость великую, что родился Царь на земле. И богопросвещенные волхвы поспешили под водительством светлой звезды на поклонение неведомому на земле Богу и удивлялись, не в состоянии постигнуть таинство. И даже бессловесные животные, следовавшие за пастырями, собрались вокруг Божественного младенца и смотрели на него с недоумением и ликованием.
Пресвятая же Матерь наша, Дева Мария, удостоившаяся этой великой чести - стать Матерью Бога, будучи Девой, без семени и без мужа, в столь юном возрасте - удивлялась и изумлялась. Она недоумевала. Ум ее не вмещал, как возможно Ей родить человека без требуемых для этого условий, как Невместимый Бог вмещается во святейшее чрево Ее! Смотрела она Своими девственными очами и удивлялась. Сердце же Ее было исполнено безбрежной любви и поклонения Божественному младенцу.
Наш Христос пожелал без Божественного величия явиться на земле и родиться в малой пещере. Согласно святому Исааку Сирину, Бог облекся в ризу смиренномудрия и сошел на землю, чтобы Он мог встретиться с человеком, и так человек и творение смогли соприкоснуться с Ним, ибо иначе Божественный Огнь должен был сжечь и человека, и сотворенное. Однако Его смиренномудрие как боготканная одежда облекло Его, и так Бог приблизился к людям с любовью и состраданием. Евангелист Иоанн говорит: «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин. 1:14). Бог принял человеческую плоть, стал совершенным, однако без греха, человеком, чтобы сделать нас друзьями и чадами Его через возрождение.
Милосердие, смирение, жертва и послушание привели Христа на землю. Если бы Он не любил человека, то Он не смирил бы Себя до конца, в наивысшей степени, исполняя Божественное послушание. «Быв послушным даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Христос пришел творить не Свою волю, но волю Небесного Отца, и свершить ее. И он победно свершил ее, когда своей Божественной силой совершенно уничижил диавола и Ад, и освободил из их плена человека. Водрузив человека на плечи как свой трофей, Он взошел победно в небеса и принес, привел его ко Отцу Небесному, исполнив с совершенным послушанием Его заповедь. И за это послушание Отец даровал ему имя превыше всякого имени, прекрасное имя «Иисус», которое означает «Спаситель» (Флп. 2:9).
Цель Бога заключалась не только в том, чтобы грядущий в мир Сын Его спас человека, но через жизнь Христа Он пожелал оставить нам святейшее учение, неизмерный и ослепительный свет, чтобы тот, кто пожелает спастись, смог идти через этот свет к близости с Богом.
От Божественного Рождества Христова мы научаемся святой любви. Не корыстной, не той любви, что имеет целью выгоду. Христос возлюбил нас, сострадал нам, как людям, отчужденным от Него грехом. Он познал нас израненными, исполненными отвратительных и смрадных язв, но не отвратился от нас. Он приблизился к нам, общался с нами и исцелил нас. Мы научаемся смирению, самоотречению, отсечению воли и совершенному исполнению послушания. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16:5), - говорит Писание. Напротив, всякий смиренномудренный есть благоухание пред Богом. Господь настолько смирил Себя, что дошел и до того, чтобы умыть ноги Своим ученикам (Ин. 13:5). Бог препоясался лентием и преклонил колена пред человеком, чтобы омыть ноги, — творению Творец, страстному Бесстрастный, нечистому Чистый, дабы показать, что смирение - единственный путь, избавляющий человека от всякого бесовского затруднения. Поэтому попытаемся уподобиться нашему Христу в братской любви, самоотречении, смирении, в совершенном согласовании нашего послушания с волею Божией.
Христос наш показал послушание не только Небесному Отцу Своему, но и здесь, на земле, он имел совершенное послушание Своей Матери по плоти и обручнику Иосифу, который считался Его отцом. Бог свершил послушание человеку, в то время как мы с трудом слушаемся ради любви Божией даже духовного отца. Возлюбим же всею нашей душою смирение Христово. Во всякое время будем смотреть на Него и изучать, что совершил Христос здесь, что он совершил там. То же сделаю и я. Он безгрешен, я весьма грешен. Он Бог, я человек. Он пришел ради спасения моего. Я же, если не имею такого умения - делать всё ради Бога, — то по крайней мере должен стараться, чтобы спасти свою душу.
Возвращаюсь к Божественному Рождеству Христову. Об этом великом и неизреченном посещении Вышнего земли прочту вам некоторые мысли из молитвы одной души:
«Рождество! Колокола радостно звонят, словно сегодня они обладают особой благодатью, и мелодично провозглашают: "Христос рождается, - славите. Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, - возноситесь!" (Ирмос 1 Песни Канона Рождества Христова). Итак, Христе мой, добро пожаловать на нашу землю, в наше изгнание. Ты пришел, чтобы узреть последствия нашего преслушания и отступничества. Да будет благословен приход твой, Рождество Твое, исход Твой и Воскресение Твое. Прославляем Тебя всей душою. Текут слезы, их не сдержать, всё заполнено радостью! Божественные знаки Божественного истощания невыносимы своей радостью. Боже мой, что же Ты еси! Что же происходит благодаря этому величию Твоему?! Я застываю подобно пораженному молнией - от удивления к изумлению! Что же случится в пренебесном мире?!
О, Божественный младенец, сколь просто, смиренно и нетревожно ты приблизился к нам! Твое мирное Рождество напоминает нам нежную свежесть и снежок, что тихо-тихо падает в ночи и придает природе белизну, а человеку дарует такую радость и ликование. Сколькие и сколькие дети младенцы ни родились бы в ту ночь, этот младенец - воплощенная истина и любовь. Это - воплощенный Предвечный Бог.
"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" (Тропарь праздника Рождества Христова). Это единственное знание как Божественный свет разрушило тьму и истребило ложь. Человек обрел компас. Пришла истина, свет воссиял, и отчаявшийся земной странник стяжал ориентир. О Свет Божий! Как ты сияешь человеку в молитве, как ты делаешь его совсем иным и пребывающим в упоении! О любимый Свет! Как я Тебя желаю, по Тебе тоскую, как безмерно люблю Тебя! Когда Ты придешь ко мне, чтобы исполнить всего меня красотою Твоею? Если б Ты знал, как я Тебя ожидаю, потому что я слеп, я претыкаюсь и совершаю все возможные грехи.
Христе мой, Солнце разума, сколько же царствовал обман ложных богов, прежде чем Ты пришел с Рождеством Твоим! Смутные озарения поэтов и философов были не в состоянии разрушить плотную тьму безбожия. Ты пришел - единственный, неповторимый, спасительный свет в этот ледяной зимний вечер в Вифлееме. Ты стал малым, чтобы сделать нас великими. Ты стал слабым, чтобы сделать нас сильными. Ты пришел с плачем в этот мир, чтобы отереть наши слезы.
О, сколь я скорблю душою, что не нашел Ты места во всем мире! Но это было для того, чтобы мы нашли место во Царствии Небесном. О Иисусе мой! Сколь ужасное истощание Ты свершил ради нас, отступников, чтобы сделать нас своими для Отца Твоего, ты заплатил наш долг чрез крестную жертву, Честною Твоею кровью! "Смирил себе... до смерти, смерти же крестныя" (Флп. 2:8). Словно окаменев, стою пред неизреченным смирением Твоим, ибо во мне, человеке по природе смиренном, столько эгоизма, являющего тьму моего неведения.
Молитва к Иисусу Христу спокойно и тихо продолжает свое дело. Мой ум влечет и захватывает песнь: "Христос рождается, славите..." Боже мой, Христе мой, каков же Ты! Сердце мое вот-вот разорвется, столь Ты сладостен. Что мне сказать? Я изумляюсь Тебе. Как свеча тает мое сердце, потому что во всем я недостойный и негодный. Когда же, когда я Тебя увижу, Отца моего? Невозможно мне жить, если такое случится, ибо какая тварная природа сможет вынести Тебя? Ведь сладость Твоя превосходит всякое помышление и всякое слово!
Воспойте, народы, Рождество Христа моего, возликуйте в веселии, ибо Он есть единый, исключительный Творец мира, но и Единственный, исполняющий сердце любовию и Божественным желанием. Недоумеваю, трепещу, не знаю, что сказать о Боге Отце моем! Какой у нас Господь! И мы, люди, не знаем, что с нами творится. Бедная моя душа ликует от любви и плачет в святейших объятиях Бога Отца. Радость Тебе подобает, Божественный Младенец, а мне - спасение. Живи во веки и прославляйся!»
Из яслей смирения и любви да благословит он нас Божественным Своим Рождеством. Благословит Он и нас последовать святому примеру, который оставил нам Своей жизнью. Благословит нас стяжать любовь, смирение, послушание. Благословит достигнуть высоты, где увенчает нас неизмерной Своей любовью и милостью, ибо мы недостойны венца. Пусть презрит Его безграничная милость прегрешения наши, и пусть определит нас в чин тех монахов, которые увенчались и были поставлены на место Денницы, чтобы вместе с ними и мы составили единое воинство послушников, законно сражавшихся на поприще монашеской жизни. Аминь. Буди.
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон