Слово в день Происхождения древ Животворящего Креста Господня
Так снова, при наступлении поста, говения, покаяния, подвигов, воздвигается перед нами Крест Христов; и этим заставляет нас вспоминать о себе, о своей душе, о ее христианском назначении.
В самом деле, обыкновенно мы живем будничною жизнью, жизненными интересами, заботами, тревогами, озлоблением; то мы радуемся, то скорбим,то раздражаемся, то веселимся и вовсе не думаем о своем христианском назначении. Но вот, представьте себе, стряслась с нами какая-нибудь беда, постигло нас какое-нибудь горе, особенно смерть близкого, родного нам человека – отца или матери, не правда ли, как тогда сразу изменяется наше настроение? Мы делаемся скорбными, унылыми, а главное, мы начинаем глубже веровать; все, что интересовало нас минуту тому назад, кажется теперь пустым и ничтожным перед смертью.
Точно так же, возлюбленные братья, действует на нас Воздвижение Креста Господня: оно напоминает нам и смерть Христа Спасителя, подъятой Им ради наших грехов; оно живо напоминает нам дарованную Спасителем силу для борьбы с грехом... Сила этой борьбы – крест! Крест – это символ самораспятия! Таким образом, мы видим, что крест сделался символом христианина не потому, что на нем был распят Христос, а потому, что, взирая на крест, мы должны помнить, что и нам предстоит в жизни страдать, а потом умереть. В самом деле, об этом напоминают нам все Таинства и обряды. Что такое Таинство Крещения? Смерть греху. Таинство Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн – причащение себя страдальческой жизни Христа Спасителя. Крест на храме, на груди – все это должно напоминать христианину о борьбе с грехом.
В нашей душе замечается раздвоение, ибо в ней живет грех; в нас как бы живет два человека. Один добрый: он любит добро; он готов принять в себя весь мир, он смиряется, терпит, любит врагов своих... другой – любит плоть, он тщеславен, завистлив, сладострастен... И вся наша жизнь проходит в борьбе между этими двумя людьми, то есть в борьбе добра со злом. В этой борьбе победить зло и заключается вся наша христианская цель жизни.
Митрополит Трифон (Туркестанов)