Сольба и Соловки – благодати островки
Мы не знали, где находимся: на небе или на земле»
– Алла Петровна, как Вы узнали о нашем монастыре?
– В рекламе паломнических служб я прочитала о монастыре, там было сказано, что это изумительное, экологически чистое место в лесу. Я своей молодой приятельнице сказала: «Знаешь, мне, почему-то кажется, что там, действительно, необыкновенное место. Отвези меня туда». Здесь, действительно, такая грандиозность! Это что-то! Вот посмотрите сюда…
(Алла Петровна достает карманный календарик с изображением Соловецкого монастыря, показывая на него, продолжает рассказ).
– Это Соловки. Это уже современный вид, отреставрированного монастыря. А я давно, в 70-х годах была там. Тогда еще только военные части оттуда выехали. Но даже тогда мне казалось, что там такая грандиозность, мощнее которой нет, наверное, ничего. Но когда я увидела Николо-Сольбинский монастырь… У меня нет слов, чтобы передать, насколько это грандиозно!
– А что именно удивило Вас на Соловках? Размеры монастыря?
– Да. Но сама территория Соловецкого монастыря, мне кажется, может быть, даже и поменьше вашей. Меня поразили стены трехметровые и те фундаментальные постройки, которые были в свое время там возведены. Сколько мы с мужем ездили, пока он был жив, нигде такого строительства, грандиознее, чем там, не видели.
Но здесь больше! И еще я никогда не видела таких красивых храмов, как здесь. Этот Успенский храм очень искусно сделан. Все из резного дерева. В нем тепло и уютно не только телу. В нем душе уютно и тепло. Все с таким вкусом устроено, так органично сочетается. Ничто не отвлекает, чувствуешь себя, как дома. В этом храме хочется быть и молиться. А какой необыкновенно красивый храм святой блаженной Ксении Петербургской. А Никольский храм…
Вообще, о том, что здесь я увидела, хочется сказать словами послов святого князя Владимира, которые возвратились из Царьграда и рассказывали о «греческой», то есть православной, вере: «Мы не знали, где находимся: на небе или на земле». Вот и я хочу сказать, когда входишь сюда – «Лепота!». Здесь и все святые, и Пресвятая Богородица, и Сам Господь – и все они тебя окружают, обнимают!
– Честно говоря, радуется сердце и приятно слышать, когда православные люди хорошо знают свою историю, и даже исторические цитаты.
– Это я от своего покойного мужа Игоря знаю. Мой муж, единственный из всех наших знакомых, близких, родственников всегда имел веру в Бога. Он был очень интересный, начитанный человек. Я, конечно, не была такой образованной. Это уже потом я добирала с ним. Он наизусть знал многие произведения Пушкина. Он все время интересовался историей. А православие и религия вообще неотделимы от нашей истории. Мы с ним ходили по букинистическим магазинам. Он скупал какие-то книжонки рваные, чего-то переписывал в свои тетрадки.
И вот, когда Игоря уже не стало в 1990 году, я начала перечитывать его записи, и как раз там прочла о том, как князь Владимир выбирал веру. Мне так это понравилось!
Мы еще три года жили в Югославии, муж там работал. Там ходили по храмам и привезли оттуда две маленькие иконочки, которые до сих пор храню. Кстати сказать, одна из них – Соловецких святых.
Однажды мне Игорь говорит: «Мне пообещали Библию». Я в то время как-то равнодушно к этому отнеслась. И вот он однажды приходит домой такой довольный, показывает мне Библию старенькую и говорит: «Слушай, наконец-то принесли». А я спрашиваю: «Сколько стоит?» Он говорит: «400 рублей». Я говорю: «Так, я поняла, значит, ты всю премию на книжку пустил. А у меня целый список того, что надо еще купить». А он говорит: «Да, ладно, Алена». Представляете, сейчас даже стыдно вспоминать.
Он много мне читал. Я, бывало, его прошу: «Ты мне про Иисуса прочитай». Он прочитает, пройдет какое то время, я забуду от кого же родился Иисус. Я ему опять: «Игорюшка, ну скажи мне от кого родился Иисус?» Он спокойно опять начинает повторять всю родословную Иисуса Христа.
И вот пока он был жив, меня немного просвещал. Я многое запомнила. Вот, как-то попала я к протестантам. Символ веры стали они петь. А я чувствую, что-то они пропускают. Прихожу домой и в мужниных книжках стала искать. И поняла – они слово «апостольская» церковь пропускают. И еще меня смущало, что они громко на барабанах гремят. Красиво, но очень громко, шумно. Там и барабаны, и гитары – не «храм», а концертный зал. Смущало, что они как бы незначительно, но искажают и заменяют слова Библии. И я ушла. Они долго мне еще звонили. Я им сказала: «Спасибо вам, я ушла в православие. Больше не звоните». Слава, Богу, Господь меня увел.
– А бывали в Вашей жизни случаи чудесной помощи?
– Вы, знаете, да мне стыдно просить. Мы в храме читаем псалтирь друг за друга. Когда я на операцию шла, все молились обо мне. Я потом всех поблагодарила, как только в палату привезли. Когда надо было ездить в метро на процедуры после операции, а сил не было, я Ангела Хранителя всегда просила помочь мне, чтобы мне было, куда присесть. И ни разу не было так, чтобы мне пришлось стоять. И вот я все время то Ангела Хранителя, то Пресвятую Богородицу прошу и Господа Самого. Но всегда заканчиваю одной фразой: «Господи, но не как я хочу, а как Ты». Мне даже стыдно еще чего-то просить. Я чувствую, что Господь рядом и все мои просьбы слышит и помогает.
После перенесенной операции и множества хождений по врачам мне хотелось куда-нибудь поехать сил набраться, помолиться, чтобы меня ничто не отвлекало. Я все таблетки бросила и уехала. Потому что, даже когда я хожу в свой храм, не получается спокойно молиться, всегда отвлекаешься то на знакомых, то на деток, то на разные вопросы от людей.
Здесь я столько благодати получила! Я еще хочу сюда вернуться, увидеть то, что здесь нарисовано в проектах уже воплощенным наяву. Помоги, Господи, всем проектам здесь воплотиться!
Духовный мостик от Соловков до Сольбы
Примечательно, что уже несколько человек поделились с нами своей историей приезда в Николо-Сольбинский монастырь, которая прямо или косвенно связана с Соловецким монастырем. Собирая все истории, невольно начинаешь задумываться о том, что существует незримая духовная связь между двумя святыми обителями.
Будто мостик духовный проложен между двумя благодатными островками от Соловков до Сольбы.
Одной женщине с больным на тот момент грудным ребенком из Соловков посоветовали приехать сюда в Николо-Сольбинский монастырь. Здесь мальчик получил исцеление, окреп, и на протяжении многих лет теперь они являются не просто частыми гостями, но благодарными помощниками и верными друзьями монастыря.
А другая женщина, слушая рассказ первой, вдруг вспомнила, что ее путь уже давно был ей определен Соловецким старцем. Только тогда она не запомнила название монастыря, а приехав в Москву, ни у кого не могла дознаться, какой это «Николо- какой-то монастырь в стороне от Сергиева Посада. Где сестры живут в мире и единодушии». Так и прожила она более 10-ти лет в Москве, а оказавшись сейчас в монастыре, вспомнила про благословение, причем она сейчас по благословению настоятельницы матушки Еротииды выполняет именно то послушание, о котором ей говорил тогда старец.