Сорок мучеников Севастийских
22 марта (по нов. ст.) Православная Церковь отмечает память сорока Севастийских мучеников. В народе этот церковный праздник больше известен, как Сороки и всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Частицы угодников Божиих находятся и в нашей обители.
Сорок Севастиийских мучеников были воинами родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола, ревностный поборник язычества, потребовал от них принесения жертвы языческим идолам, но воины наотрез отказались, сказав, что они христиане и поклоняются только Богу Истинному, а не истуканам.
Агрикола поначалу уговаривал храбрых христиан, обещал им разные посулы за отречение от Христа – деньги, повышение по службе. Однако воины были непреклонны и ни при каких условиях не предали Христа. Угрозы военачальника тюрьмой и позорной смертью тоже не сломили их, тогда воинов заключили в тюрьму. Они всю ночь усердно молились Богу и услышали глас: «Претерпевший до конца спасется». Это ещё больше укрепило их дух и веру. Они остались непреклонными до конца, отказываясь выполнять требование Агриколы.
…Был морозный день. Военачальник приказал раздеть воинов и загнать их в холодные воды Севастийского озера, покрытые льдом. Рядом специально затопили баню, в которой любой из этих воинов мог отогреться, но лишь при одном условии – отречься от Христа и принести жертвоприношение языческим идолам. Никто из воинов этого не сделал. Так они всю ночь и простояли в ледяной воде. К утру один из них всё-таки не выдержал и забежал в баню, но там сразу и умер от резкого перепада температур.
Вот как подробнее предания описывают стойкость и мученическую кончину Севастийских мучеников:
«Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Мужество и стойкость духа этих римских воинов-христиан и явленное чудо со свечением настолько поразили Аглаийя, что он сам присоединился к стоявшим в озере, в одночасье уверовав в Христа.
Утром вернулись военачальники и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! Видя, что мученики не замерзают, их мучители пришли в ярость. «Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо! Кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их». Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание возрастало прежде всего благодаря семье святого Василия Великого, который благоговел перед их памятью
Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
На Руси издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников (в День Сорок) стряпать и печь из теста «жаворонков» — сдобу в виде птиц. Почему именно жаворонки? «Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу».
«Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там – Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу».
По Уставу в состав службы им входит два канона. В день их памяти облегчается строгость поста – разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. В честь сорока Севастийских мучеников возведены великолепные храмы. И на Святой земле есть икона «Сорок мучеников Севастийских», в православной церкви Сорока Мучеников, расположенной в колокольне Храма Гроба Господня.
Частицы мощей святых мучеников Севастийских находятся:
– Успенский храм Николо-Сольбинского женского монастыря;
– Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Москва).
Молитва святым сорока мученикам Севастийским
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.