Священномученик Афанасий, епископ Ковровский (Сахаров)
«Много лет назад, – рассказывает одна из сестёр нашего монастыря, – я принесла на работу (тогда я работала в церковной лавке) Журнал Московской Патриархии. В нём была статья о епископе Афанасии. Ещё 10 лет оставалось ждать его прославления. Я читала статью о епископе. Моя сотрудница, отличавшаяся суровым и несентиментальным характером, проходя мимо, увидела фотографию святителя, помещённую в журнале. «Кто это?!» – неожиданно тепло и растроганно спросила она. Действительно, смотреть в эти глаза, на это лицо, лик живого Святого безразлично – просто невозможно».
Епископ Афанасий причислен Русской Православной Церковью в 2000 году к лику исповедников. Во все времена люди, принявшие на себя подвиг исповедничества, указывали всем остальным путь твёрдой веры и неиссякаемой любви Христовой.
Исповедники – это особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти.
Когда узнаёшь жизнь святителя Афанасия, то думаешь, что, может быть, легче было бы умереть, чем пройти тот беспредельно изнурительный путь, которым прошёл удивительный епископ.
Тюрьмы — Владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, Туруханская. Лагеря — Мариинские в Кемеровской области, прославившиеся своей жестокостью; Соловецкие, Темниковские в Мордовии, Беломоро-Балтийский лагерь, Онежский… Ссылка в Омской области, где жить было бы не на что, если бы не средства, присылаемые духовными детьми.
Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Их благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына.
Будущий епископ успешно окончил Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Особенно серьезно будущий Владыка углубился в вопросы литургики. В Богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту Богослужебных книг.
Будущий новомученик епископ Феодор (Поздеевский) постриг Сергия с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. От руки владыки Феодора монах Афанасий получает посвящение сначала во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Но именно монашеский постриг владыка Афанасий ценил особым образом.
Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошёл переворот. Революция пронеслась по России, как смерч, пролив море христианской крови.
В 1917г. в Лавру преподобного Сергия съезжаются представители всех Российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917-18 годов. В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви.
В 1919 году в ходе антирелигиозной кампании началось глумление над святыми мощами угодников Божиих. Во Владимире, как и в других русских городах, прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Первые дежурные — иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов — ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: “Благословен Бог наш…”, в ответ ему раздалось: “Аминь” — и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление.
Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетнему тюремному страдальческому пути владыки Афанасия. Работы для “идейных врагов соввласти” назначались самые тяжелые и грязные. Долгими часами длились допросы. Ни разу на допросах Владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора. 9 ноября 1951 года окончился последний срок 64-летнего Святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим не отличался от лагерного.
7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Владыка выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.
Хотя с этого времени Владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать Богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий.
Никто никогда не слышал от Владыки ни слова ропота на тюремное прошлое. Каждого пришедшего встречал он незлобием, добротой, участием и любовью.
Живя в Петушках, Владыка получал до 800 писем в год, поддерживая переписку со многими бывшими соузниками. Посылал по 30-40 посылок нуждающимся в помощи и утешении. Одним из архиереев, с которыми переписывался Владыка, был ученик и преемник Глинских старцев епископ Зиновий (Мажуга), впоследствии митрополит. Однажды он сказал духовным чадам епископа Афанасия: “Дети, если бы вы знали, рядом с кем живете! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет”.
Духовные дети владыки Афанасия вспоминают, как он был прост и внимателен в общении, как ценил самую малую услугу, за которую всегда старался отблагодарить.
Однажды на вопрос “Как спастись?” он ответил: “Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела. И хуже всякого греха — отчаяние”.
Молитва заполняла всю жизнь Святителя и была такой живой и сильной, что молящиеся с ним отрешались от всего земного. И многие по его молитве получали скорую помощь. Владыка часто говорил, что в трудных случаях жизни надо молитвенно прибегать к тому святому, чье имя ты носишь. Молитвенному обращению к нашим заступникам — святым Православной Церкви — он вообще придавал особое значение.
В воскресенье 28 октября 1962 года Святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее…
Напишем же в сердцах наших его завет, запечатленный исповедническим подвигом: “Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение”.