Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский
Церковь стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. (Игумен Дамаскин (Орловский)).
Низенькая дверь скрипнула и открылась, глазам высокопоставленного иностранца предстали каменные стёртые ступени лестницы, ведущие в подвал. Осторожно, чтобы не испачкаться о стены, он спустился вниз и вошёл в комнатку. Вверху, под потолком было зарешеченное окошко; из него в сырое, сумрачное помещение врывался яркий, зелёный майский день.
– Где преступник, которого держат в этой яме? Он ещё не подал жалобу на плохое содержание? – Иностранец с состраданием смотрел на хозяина комнатки, который встал из-за стола, чтобы приветствовать гостя, – неужели здесь живёт глава Латвийской Церкви?..
– Прошу Вас в мою пещеру, в келью отшельника, – архиепископ Иоанн жестом пригласил войти своего гостя и приветливо улыбнулся. Он привык отшучиваться на проявления сочувствия к своему положению.
Обстановка в келье владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкаф с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Сюда в комнатку в подвале кафедрального собора в Риге свободно входили и простые люди, и аристократы, и обездоленные, и власть имущие. Ко всем владыка – архиепископ Иоанн (Поммер) – относился одинаково заботливо, по-отечески, не делая никаких различий. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении.
Янис (Иоанн) Поммер родился в Латвии 19 января 1876 года на хуторе Илзессала в благочестивой православной крестьянской семье. С детских лет Янис знал, что день начинается с молитвы и чтения Слова Божия. С отличием Янис закончил Рижскую семинарию и Киевскую духовную академию, проявив блестящие способности. В годы обучения в академии в нем укреплялось желание посвятить себя служению Церкви Христовой. В 27 лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг по благословению великого молитвенника и чудотворца Русской земли святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1904 году Иоанн Поммер окончил Академию, а в 1907 году был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии.
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен в город Слуцк. Затем были кафедры в Одессе, в Таганроге, в Твери, в Пензе. Видя в епископе Иоанне мудрого пастыря, Патриарх возвел его в сан архиепископа.
После переворота 1917 года состояние Православной Церкви Латвии было печальным. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. Разграбленные и опустошенные во время оккупации и гражданской войны храмы были в запустении. Иконостасы были разгромлены, иконы поруганы, распятия выбрасывались в мусор, был разорен Рижский кафедральный собор. Жесть с куполов храмов снималась для ремонта учреждений… Ни один из православных храмов не избежал этих бед. Один за другим захватывались лучшие православные храмы.
Святейший Патриарх Тихон переводит архиепископа Иоанна на Рижскую кафедру по неотступным просьбам латвийской паствы. С большой скорбью отпустили любимого владыку священники и простые жители Пензы, где была кафедра владыки перед его переездом в Ригу.
Святитель принял латвийский православный народ под свой омофор. Он вернулся в Латвию с богатым духовным и административным опытом. И прежде всего владыка решил достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица. Тогда святитель выдвинул свою кандидатуру на выборы в Сейм. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь. Так было положено начало возрождения православия в Латвии.
Охраняя Церковь, он не щадил себя и поэтому пользовался всеобщей любовью. Но здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Заболев, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Полагаясь на Господа, владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года. Никто так и не узнал, кто владыку подверг мучениям. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню. На похороны архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести тело священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, даже страх преследований не мог изгладить ее.
На протяжении долгих десятилетий на Покровском кладбище в Риге у усыпальницы священномученика всегда свежие цветы, свечи, богомольцы. Известны факты исцеления и помощи Божией людям по молитвам святого предстателя земли Латвийской. Сейчас святые мощи архипастыря-мученика находятся в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова.