Святая блаженная Ксения Петербургская
Так получилось, что слово «блаженный» во все времена было у нас на слуху, не дал Господь забыть его. И только потому, что на главной площади страны стоит известный всему миру храм Покрова Пресвятой Богородицы, получивший в народе название Храм Василия Блаженного. И само слово «блаженный» воспринималось с тайным необъяснимым почтением. Если для кого-то и было утрачено его истинное значение – «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств», то осталось хотя бы светское вот это: всякий человек, стремящийся вести праведную жизнь и поэтому счастливый, благополучный. Но как бы то ни было, и то и другое определение далеко от насмешливого, ернического мирского восприятия состояния блаженства как глупости, безумства, не свойственного умному, благоразумному человеку.
Блаженных в наших святцах не так-то много. К тому же это народная молва прибавила слово блаженный к именам тех, кто избрал подвиг юродства, подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия, которое миру казалось глупостью, достойной насмешек. А люди, принявшие на себя видимое безумие, казались жалкими и вызывали у окружающих сочувствие, сдобренное чувством превосходства. Но так достигалось столь ценное в очах Божиих и невидимое для мира внутреннее смирение. Мудрости века сего, которая состоит в том, чтобы подороже продать и подешевле купить, найти путь достижения большего, чем у других материального благополучия, юродство утверждает обратное: будь свободен от такой мудрости века сего, стань для всех безумным, вообще откажись от внешнего устроения жизни. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом», как писал апостол Павел (1 Кор. 3, 18-19).
Тот или иной подвиг святости совершается именно тогда, когда в нем возникает особая нужда. Не случайно в это время и в этом месте появилась юродивая Христа ради Ксения Петербургская.
Мы знаем о ней не так-то много. Ее житие – одно из самых коротких. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. В 26 лет, похоронив мужа, Ксения Григорьевна стала вдовой.
Оставив все земное, человеческое, все радости этой жизни, которых Ксения не была лишена по своему происхождению и материальному достатку, она избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради.
Раздав все свое имущество бедным, она подарила дом своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. И облачившись в костюм мужа, то есть, надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. И уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Своего места у Ксении не стало. Целыми днями она бродила по улицам Петербурга, но чаще всего ее можно было увидеть в районе прихода церкви святого апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.
Вот и все. Что особенного в том, что в большом городе появился еще один нищий человек, без определенного места жительства? Особенное заключалось в том, что Ксения нищей стала добровольно, а не по своей греховной жизни, в результате которой она могла бы остаться без средств к существованию и крыши над головой. И еще – она стала нищей Христа ради, чтобы послужить именно в таком состоянии Богу. А не ради эксперимента из любопытства (интересно, как без материальных благ люди живут), и не ради, хоть и скандальной, но славы. Ведь оказавшиеся в таком положении когда-то благополучные люди вызывают неподдельный интерес окружающих. И, наконец – самое главное. Санкт-Петербург, где довелось жить святой Ксении, – город западноевропейский по архитектуре, символ гордого превосходства над другими невысокими деревянными русскими городами. Город, где во всем внешнем: в убранстве улиц, площадей и нарядах горожан, торжествовала пышность по западной моде.
Странно одетая бедная женщина в зеленой юбке, красной кофте или наоборот – в красной юбке и зеленой кофте (очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа) с платком на плечах и платком на голове, опираясь левой рукой на клюку всем своим видом утверждала, что внешнее благолепие – не главное в жизни. Главное – служить людям, а через это служение и Богу.
Это служение у святой Ксении было тайным. Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец, решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неустанным работником была раба Божия блаженная Ксения.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: “Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!”
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах.
Своей жизнью Ксения явила пример евангельской любви, о которой писал апостол Павел: любовь «милосердствует», «не ищет своего». Ксения дарила людям то, чего не имела сама – жилье, семью, детей, согласие между близкими, здоровье… Устраивая человеческие судьбы, сама она ничего не приобретала. Когда ей из чувства благодарности предлагали теплую одежду и деньги, она не соглашалась променять на них свои лохмотья. Она не принимала даже милостыню, а брала лишь от добрых людей “царя на коне” (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала их таким же беднякам, как сама.
Явилось в ее жизни и другое евангельское определение любви: «Любовь долготерпит», «не ищет зла», «все переносит».
Ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Иногда издевательства мальчишек превышали всякое человеческое терпение: они ругались, бросали в нее камнями и грязью. Местные жители, в конце концов, когда Ксению уже почитали святой, положили предел ее уличному преследованию.
Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
Знаменательно, что подвиг юродства, свойственный только русским святым (в Западной церкви такой чин святости отсутствует) совершался именно в Петербурге – городе, который должен был на своем примере учить русского человека западным нормам жизни.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года, на 71-м году она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, и нуждающиеся получали хорошие места.
Вначале XIX века на место захоронения усопшей был просто насыпан могильный холм, но люди, которые приходили к Блаженной Ксении, молились, просили её заступничества и помощи, часто брали с собой немного земли с её могилы и таким образом, холм постепенно исчезал. Вновь насыпаемый на могиле холм постигала та же участь. Затем на могилу была установлена каменная плита. Но и каменная плита постепенно была разобрана на частички и унесена верующими. После было принято решение возвести над могилой Ксении Блаженной часовню.
На пожертвования почитателей Блаженной Ксении над ее могилой была сооружена небольшая, из цокольного камня часовня, с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью – с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: “Раба Божия Ксения”.
В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была построена нынешняя часовня. Фасад по карнизу украшен полукруглыми кокошниками, арки на фасаде и на пристройке – мозаичными ликами Христа и Ксении Петербургской, а окна – витражными иконами. Каждую сторону фасада украшает группа из четырёх арочных остроконечных окон с распорками в виде колонн. Здание венчает невысокий чешуйчатый шатер, увенчанный золочёной луковичной главкой с крестом. Внутри главным украшением часовни является мраморный иконостас с мозаичным образом распятого Христа и надгробие.
В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни – сожжены.
В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния. В 1984 году часовню дали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.
В 1978 году святая Ксения была канонизирована Русской православной церковью заграницей. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Ее память празднуется 6 февраля (н. ст.) и 6 июня (н. ст.) (прославление).
Мощи святой блаженной Ксении находятся:
– под спудом (под землей) в часовне святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Васильевского острова (Санкт-Петербург).
Храм в честь святой Ксении блаженной:
– Николо-Сольбинский женский монастырь
Молитва святой блаженной Ксении Петербургской
(о семейном благополучии, воспитании детей, исцелении от болезней,
за умерших без причастия, за Отечество, для поддержки духовенства)
О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всвышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущаго покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся тебе: приими прошения наша и принеси их ко Престолу милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, люди и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых
Тайн умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.