Святая блаженная Матрона Московская
Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) была четвертым ребенком благочестивых Димитрия и Наталии Никоновых. Родилась она в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии.
Любимая Матронушка
Еще до рождения блаженной мать решила избавиться от нее из – за скудной бедности, но об убийстве младенца во чреве в семье не могло быть и речи. Тогда мать решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына. Но Господь послал ей вещий сон, в котором еще не родившаяся дочь явилась матери в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами, сев ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась совсем без глаз, глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. Будучи незрячей Матрона получила от Господа духовное зрение.
При крещении, девочку назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской. Когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, а на груди – выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. По средам и пятницам Матронушка не вкушала молока матери и все время находилась в покое.
По ночам, когда родители спали, девочка пробиралась в святой угол, снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Дом Никоновых находился близ церкви Успения Божией Матери. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Блаженная дитя выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна. Если девочки нигде не было, то мать обычно находила ее в церкви слева, за входной дверью, у западной стены, где та неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.
Дети дразнили блаженную и издевались над ней: стегали крапивой, сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой.
В 7 – 8 лет Господь даровал Матронушке дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. К ней стали ходить и ездить немощные с разных уголков Православной России, над которыми девочка читала молитвы и многих исцеляла. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так дочь стала главной кормилицей семьи.
В отрочестве блаженная Матрона благодаря благочестивой дочери местного помещика Лидии Яньковой посетила Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, Петербург, другие города и святые места России. Так Господь сподобил Матронушку встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».
В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. А произошло это так: после причастия Святых Даров блаженная увидела женщину, которая отнимет у нее способность ходить, подойдя к ней. Так и произошло. «Я не избегала этого — такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей» и никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших», которая постоянно снилась блаженной. Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани, который долгое время не мог написать образ Пресвятой Девы с Господом – Младенцем пока не раскаялся во всех грехах, как повелела Матрона. Также старица благословила написать другую икону Божией Матери «Взыскание погибших» в Богородицке. Этот образ Божией Матери стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями.
Всю свою жизнь блаженная Матрона почитала иконы, а комнате, где она прожила особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами.
Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире, хотя была совершенно неграмотная. Об этом поведала одна благочестивая девушка, которой блаженная старица помогла исправить ошибки в дипломной работе, мысленно путешествуя по улицам Италии, Флоренции, Рима, детально рассматривая архитектуру зданий.
Многим людям помогла Матронушка, утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Об этом рассказывают иконы из жития блаженной: исцеление неходячего мужчины, который по ее слову полз к ней четыре километра, а от нее пошел на своих ногах здоровым; исцеление скрученного как плеть брата одной благочестивой женщины, который не верил в дар исцеления Матроны, но блаженная помогла страждущему, видя глубокую веру его сестры.
Исцеляя недужных, блаженная старица требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни, велела не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн; «В храме ни на кого не смотреть, молиться с закрытыми глазами или смотреть на какой-нибудь образ, икону»; всем обязательно носить нательный крест: «Крест — такой же замок, как на двери. Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»; не осуждать ближних: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»; предавать себя в волю Божию, жить с молитвой, часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады»; любить и прощать старых и немощных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали»; не придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями»; не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев», не интересоваться священниками и их жизнь: «Бегая по разным отцам, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет»; обязательно лечится: «Тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя». Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в Церкви. А девушкам, которые уверовали в Бога, Матрона говорила: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».
Чтобы не обременять своих родных своей богоугодной жизнью блаженная Матрона перебирается в Москву в 1925 году. Город полюбился Матронушке, несмотря на то, что ей придется скитаться по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам, жить без прописки. Она со смирением приняла волю Божию – бездомной странницы.
Блаженная Матронушка предсказала революцию в России и Великую Отечественную войну. «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!».
В Великую Отечественную Войну старица просила всех приносить ивовые веточки, которые она ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась за православную Русь, невидимо переносилась в солдатские окопы и на поле битвы. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.
В день Матронушка могла принимать до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства. С житейскими нуждами и вопросами: Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Но не меньше было болящих, одержимых бесами. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением до последнего своего вдоха.
О времени кончины блаженной Матроне было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения: просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения; не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
2 мая 1952 года она почила, а 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу», как блаженная заповедала. Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам. «Все, кто доверит себя и жизнь свою моему ходатайству ко Господу, спасутся».
А 2 мая 1999 года блаженная старица Матрона была канонизирована в Покровском ставропигиальном женском монастыре.