Святая мученица Ираида Тихова
Мы продолжаем беседы о новомученицах Сольбинского иконостаса, и сегодня вновь речь пойдёт о Ярославской епархии. Мы поговорим об исповеднице Ираиде Тиховой, житие и мученический подвиг которой неразрывно связаны с древними Ярославскими землями.
Ираида Иосифовна Тихова служила учительницей. Да, именно служила, потому что её стремление овладеть этой профессией, а затем самоотверженность вплоть до самоотречения в учительском труде полагается назвать именно служением. И неудивительно, что сразу несколько новомучениц Сольбинского иконостаса посвятили кто отрезок жизни, а кто и всю жизнь (когда пребывали не во узах) именно учительскому труду. Учительницей, служившей исключительно в школах для бедных детей, на рабочих окраинах и в сельской местности, была княжна Кира Ивановна Оболенская, впоследствии новомученица Кира Петроградская. С учительства начинала свой путь будущая преподобномученица Арсения Добронравова, когда ещё до поступления в Феодоровско-Воскресенскую обитель пришла туда преподавать приютским девочкам грамоту и рукоделие. Учительницей была и выпускница Пошехонской гимназии, а затем тайная монахиня Анна Благовещенская. Четыре новомученицы, чьи лики взирают на нас с икон Успенского храма, были учительницами. Одна окончила Смольный институт благородных девиц, другая-гимназию, третья – епархиальное училище; Ираида Тихова сдала целый ряд экзаменов по окончании педагогических курсов в родном Угличе. И все они несли свое учительское служение в простых сельских и монастырской школах, обучая детей из бедных семей и девочек-сирот. Это немалая заслуга, истинное христианское служение и предуготовление к подвигу веры, позднее ими совершенного.
Ираида ТиховаИраида Иосифовна Тихова родилась в большой крестьянской семье села Котово под Угличем, став младшим, седьмым ребёнком старосты местного Успенского храма. Произрастая в церковных стенах, Ираида Тихова прекрасно знала весь строй православной службы, что впоследствии немало помогло ей и в другом служении – псаломщицей, певчей и регентом хора. Но больше всего мечталось юной Ираиде об учительской стезе. Для этого нужно было продолжать собственное образование, так как трех классов сельской школы явно не хватало. Ираида Иосифовна активно занимается самообразованием и оканчивает педагогические курсы при Углической учительской семинарии. Она блестяще сдаёт целый ряд экзаменов и получает право преподавания. Целых пятнадцать лет она является единственной учительницей начальной сельской школы Михаило-Архангельского села, близ Углича и родного Котова. Чтобы целиком посвятить себя чужим детям, она добровольно отказывается от личного женского счастья и не заводит собственную семью, став на долгие годы мамой для множества бедных сельских ребятишек.
Обучение длится четыре года, число учеников Ираиды Иосифовны колеблется от семидесяти до ста. Она делит их на две группы. И без того бедная сельская школа в первые советские годы обездолена вовсе. Нет ни тетрадей, ни перьев, ни карандашей. Молодая учительница с горечью пишет об этом в своём дневнике и чудом изыскивает средства, чтобы приобрести для детей все необходимое.
Она находит время для окончания богословских курсов, которые ещё действуют в Угличе в двадцатые годы. Но наступают тридцатые. И уже в 31-м Ираида Тихова подвергается своему первому аресту. Причиной тому становится хранение богослужебных книг, которые она спасает от уничтожения из разоренных храмов и монастырей. Этот арест длится лишь месяц, но через три года следует второй. Ираида Тихова обвиняется в антисоветской агитации и получает три года северных лагерей. По возвращении, в 37-м, она лишается права преподавания в школе. Тогда ещё открыт Успенский храм, где Ираида Иосифовна становится членом приходского совета, псаломщицей и регентом церковного хора. Это, пожалуй, важнейшие годы её служения: многие, ещё не расстрелянные священники пребывают во узах. Ираида находит мужество, силы, да и средства, дабы навещать страждущих пастырей в тюрьмах и ссылках. Она становится как бы связующим звеном между ними, передавая от одного другому тайные устные послания. Доверие к ней безгранично, и она оправдывает его.
Перед началом войны Успенский храм в Котово закрывают, а вскоре Ираида Иосифовна даёт в своём доме приют вернувшемуся из очередной ссылки епископу Кинешемскому Василию (Преображенскому), и вместе они создают тайный домовый храм. О службах в нем становится известно. В 43-м их вновь арестовывают. Для Ираиды это уже третье заключение под стражу. На сей раз её приговаривают к пяти годам мордовских лагерей. Она отбывает срок в Сыктывкаре, где выполняет тяжелейшие работы, в частности, очищает от жира громадные тюленьи шкуры.
Возвращение домой состоялось в 47-м. Ираида Иосифовна тяжело больна, но Господь отмеряет ей ещё двадцать земных лет. Она бедствует, не получив право на пенсию, из последних сил ведёт подсобное хозяйство и ухаживает за парализованным братом. Она по-прежнему глубоко и искренне верует во Христа и закрытый Успенский храм сохраняется во многом благодаря её усилиям.
Кончина Ираиды Тиховой произошла седьмого августа 67-го года. В 89-м она была полностью реабилитирована, а в начале нашего столетия причислена к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря, лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва).