Святая мученица княжна Кира Оболенская
В предыдущем номере была затронута тема учительства, ибо сразу несколько святых, лики которых мы видим в Успенском храме, посвятили свои земные жизни обучению детей. Каждая из этих учительниц, впоследствии удостоившаяся канонизации, высоко несла свое служение, не только не ища земной награды, но и сознательно отказываясь от личного женского счастья. Все они посвятили себя целиком христианскому служению детям, всегда бедным, а зачастую и вовсе обездоленным.
И в одном ряду с крестьянскими женщинами и дочерями простых сельских батюшек, такими, как Ираида Тихова, Анна (в миру Мария) Благовещенская, Арсения (в миру Анна) Добронравова, стоит и княжна Кира Ивановна Оболенская – прямой потомок древнего князя Рюрика. Да, род князей Оболенских древнейший и один из самых знатных в Российской империи. Но никогда и никому княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская не выказывала высоты своего положения, будучи одинаково скромной, смиренной, деликатной и доброй в обращении со всеми.
Кн. Кира оболенская 1Она получает блестящее столичное образование, окончив Николаевское отделение Смольного института. В то время (начиналось двадцатое столетие), юные смолянки проходили курс дисциплин сродни гимназическому, но с расширенным преподаванием педагогики (в гимназиях изучали ее только в дополнительном классе), так называемых новых языков – французского и немецкого (изучались ещё древние языки греческий и латынь), а также курса светской этики. Преподавалось в Смольном и рукоделие, его выпускницы отнюдь не были изнеженными и праздными белоручками. Многим из них позднее, в годы лихолетья, помогали выжить именно приобретенные в Смольном навыки.
Несколько ранее Киры Оболенской обучалась в Александровском отделении того же Института благородных девиц купеческая дочь Екатерина Уртьева. Спустя много лет по Проведению Божьему именно эти две смолянки, очень много испытавшие и претерпевшие горькие потери, проходя по одному делу, выстояли лишь вдвоём среди многих, не убоявшись клеветы, мучений и смертного приговора.
Но тогда, в начале столетия, юная Кира завершает обучение с серебряной медалью. Она может преподавать в престижной частной гимназии или быть домашней учительницей в богатом доме, но избирает иное и всю свою жизнь (кроме нескольких лет запрета в профессии) обучает бедных детей. Княжна Кира Оболенская трудится учительницей в сельской школе на станции Поповка, в школе на рабочей окраине в Лиговке, в школе для детей из рабочих семей завода Треугольник. На одной из написанных впоследствии икон новомученица Кира изображается в окружении детей из простонародья.
Это истинно христианское служение естественно для глубоко верующего человека, коим всю свою недолгую жизнь была Кира Ивановна Оболенская. Её не сломили ни потери, ни гибель Империи, которой веками честно служили все её предки. Во время Великой войны погибли её братья Вадим и Борис, Гражданская унесла жизнь брата Георгия, офицера Добровольческой Армии, а ещё навсегда разлучила с братом Павлом, сумевшим сбежать из-под расстрела и уехавшим во Францию. Сама же Кира Ивановна преподавала, как и в прежние времена.
Кн. Кира и мц. Екатерина АрскаяПосле кончины отца она остаётся почти единственной опорой для пожилой матери Елизаветы Георгиевны и больной сестры Вари. Живя в Петрограде, Кира Ивановна становится членом Александро-Невского братства при Феодоровском соборе. Там она и встречается со своей будущей соузницей Екатериной Андреевной Арской (в девичестве-Уртьевой), к тому времени потерявшей мужа и всех пятерых детей.
К тридцатому году, ознаменованному первым арестом Киры Ивановны, она лишается права преподавания в школе и числится там библиотекарем. Её вина заключается лишь в княжеском происхождении. Это же становится и причиной ареста. На следствии Кира Ивановна проявляет удивительное мужество, заявив о несогласии с политикой Советского государства из-за преследования верующих и из-за проводимой тогда страшной политики коллективизации. Итог – пять лет лагерей, из которых она отбывает на севере четыре года, проработав весь срок сначала санитаркой, а затем вновь учительницей.
Освободившись в 34-м, Кира Ивановна лишается права проживания в крупных городах СССР и селится на Ленинградском 101-м километре, в маленьком старинном городке Новгородской области под названием Боровичи. Она вновь обучает детей. Наступает кровавый 37-й. В одном месте, после нескольких сроков заключения, тюрем и лагерей, лишенные права проживания в больших городах, собраны “бывшие” люди, в прошлом- купцы, белые офицеры, университетские профессора и священство. Как удобно подмять их всех под кровавый каток карательной машины, набирающей невиданные обороты осенью 37-го!
Кн. Кира Оболенская 2Дело о заговоре с целью установления фашистского строя грубо сфабриковано в конце октября, к годовщине переворота. Арестованы шестьдесят человек. В их числе княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская и вдова офицера, купеческая дочь Екатерина Андреевна Арская. Идёт следствие с применением “особых методов дознания”. Людей пытают. И не выдерживает почти никто. Из этих шестидесяти безвинных страдальцев только две хрупкие женщины – 47-летняя Кира Оболенская и вторая смолянка, 62-летняя Екатерина Арская претерпевают до конца, выдерживают все пытки и очные ставки со лжесвидетельством, но не подписывают ни одного показания ни против себя, ни против других. И через два месяца страшного и абсурдного следствия приговариваются к расстрелу.
Княжна Кира Ивановна Оболенская удостаивается мученический кончины 17-го декабря 37-го года. Абсурдное дело признают сфабрикованным уже в 50-е, когда в живых остаётся лишь один из проходивших по нему.
Княжна Кира Оболенская причислена к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания в 2003-м году. На одной из икон мученица Кира Петроградская изображена с мученицей Екатериной Петроградской – две очень хрупкие женщины, окончившие когда-то Институт Благородных девиц, всю жизнь трудившиеся, стойко веровавшие во Христа и не убоявшиеся жестоких палачей.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря, лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва).