Святая мученица Татиана
Еще совсем недавно при упоминании имени Татьяна вспоминалась пушкинская героиня. Да и называли наших Татьян скорее всего в честь нее – влюбленной в надменного Онегина девушки, которая была «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива». В своей родной семье «Казалась девочкой чужой». И поэтому «часто целый день одна / Сидела молча у окна». К тому же было непонятно, почему, так назвав свою героиню, Пушкин как бы оправдывался: «Впервые именем таким / Страницы нежные романа / Мы своевольно освятим».
Сегодня мы уже не найдем, наверное, человека, который бы не знал, что все Татьяны, в том числе пушкинская, имеют одну святую небесную покровительницу Татиану Римскую, а день ее памяти – 25 января.
Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье. Но имя ее древнегреческого происхождения, от слова «татто» — устанавливать, определять. Имя означает устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная. Подбирая имя для героинь своих произведений, писатели, конечно, учитывали значение имени, его буквальное значение в русском языке. И назвать мечтательную сельскую девочку «учредительницей», «поставленной» было, конечно, вызывающей смелостью.
Тем не менее, реальные живущие в наши дни Татьяны ощущали влияние на свою судьбу, скорее всего, не послушной девочки из романа Пушкина, а святой мученицы Татианы, которая была и организатором, и повелевающей. Словом, деятельным человеком, посвятившим свою жизнь общественному служению.
Ее отец трижды избирался консулом. В Римской империи консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы, возглавляли их, созывали сенат, председательствовали в них, назначали диктаторов и так далее. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.
Занимая высшую в государстве должность, отец Татианы был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диакониссой в одном из римских храмов, то есть занималась социальным и общественным служением. Она ухаживала за больными и помогала нуждающимся.
Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север, вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диаконисса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась, и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.
Те, кто читал жития святых мучеников, знают, что часто они бывают похожими друг на друга, как бы составленными по одной и той же схеме. Происходит это потому, что в эпоху гонений огромное количество мучеников пострадало за Христа и собрать сведения о жизни каждого, даже и их современникам было невозможно. Часто о том или ином мученике составители житий знали только то, что человек был христианином, что его арестовали, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам и приговорили к смертной казни. В этом судьба всех мучеников была сходной. Других же сведений, как правило, просто не существовало, а потому и жизнеописания большинства пострадавших за веру христиан выстраивались по этой одинаковой для всех схеме.
Кроме того, часто единственным источником, где можно было почерпнуть сведения о жизни и особенно о кончине того или иного мученика, были так называемые мученические акты, то есть записи римских правоохранительных органов, судивших и выносивших смертные приговоры христианам. Понятно, что эти акты были написаны сухим юридическим языком, написаны однотипно, по определенному шаблону и разнообразием не отличались. Следовательно, еще и по этой причине дошедшие до нас жития мучеников часто бывают очень похожими друг на друга.
Житие святой мученицы Татьяны также является типичным и похожим на жития многих других мучеников той эпохи. О жизни ее мы знаем немного. Но зато подробно об ее страданиях, о казнях, каким ее подвергали.
Святую деву били, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.
На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: из ее ран вместо крови истекало молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли.
Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Когда все пытки были истощены, святой вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом.
Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой. Произошло это 25 января (по н.ст.) 226 года.
Когда мы читаем краткое житие святой, у нас возникает вопрос: откуда у этих людей было столько мужества, что они могли перенести все те мучения, которым их подвергали? Особенно у Татьяны — ведь она была еще молодой девушкой, из богатой и знатной семьи, казалось бы, совершенно не привыкшей к ужасам застенков и пыткам палачей? Как же она могла все это выдержать? Действительно, человеческими силами выдержать это невозможно, такое испытание выше человеческой природы. Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу, и если Он приходит на помощь Своим верным страдающим чадам, то дает им силы побеждать собственную природу.
Причина сверхъестественного подвига мучеников заключается в ниспослании им от Бога помощи, в соприсутствии им Божественной Благодати. Откуда была у них столь великая Благодать, почему Бог давал ее им? Ответ следует искать в предшествующей жизни этих людей.
До своих страданий за Христа мученики проводили высокую христианскую жизнь, а потому и явились достойными того, чтобы им была явлена чрезвычайная Благодать, и милость, и помощь от Бога. То есть к предназначенному им огненному испытанию они приготовили себя заранее, задолго до него. На этих людях исполнились слова Христа о доме, построенном на каменном основании. ««Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их», — говорит наш Спаситель, — уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мученики построили дом своей души на незыблемом основании святой и праведной жизни, а потому и устоял этот дом, когда обрушились на него бури испытаний.
Человек, проводящий жизнь по заповедям Христа, привлекает к себе Благодать и помощь Божию, а потому во время испытаний Бог дает ему силы их переносить. Кто был верен Богу, когда испытаний еще не было. Кто не оставляет Бога при благополучной жизни, того и Бог не оставляет в скорбях и напастях.
Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским и употребляется только в некоторых славянских странах.
Десница – мощи святой мученицы Татианы
В Псково-Печерский монастырь, 30 января 1977 г., была перенесена десница святой мученицы Татианы. Долог был путь святыни от города Рима до Псково-Печерского монастыря. Передал ее монастырю брат архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонах Владимир. Отец Афанасий 22 года служил в селе Спасском Клинского района Московской области и все эти годы хранил мощи святой. В свое время он получил эту святыню от благочестивых супругов именитого рода, его духовных чад, впоследствии принявших от отца Афанасия монашеский постриг. Ранее мощи святой хранились в царскосельском государевом дворце. При разграблении дворца они спасли мощи от поругания, выкупив их за золотые монеты. По жестокости тогдашних лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должным благоговением и молитвой.
В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и положили в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат. С верой приходящих, святая мученица не отпускает без чудодейственной помощи!
Святые Татианы 20-ого столетия
Святая мученица Татиана Римская долгие столетия была единственной святой с этим именем. И все Татианы имели только одну небесную покровительницу. В 90-ые годы XX века ситуация изменилась. В Русской Православной Церкви к лику святых в эти годы было причислено девять Татиан, пострадавших за веру в годы Советской власти. Первая среди них – Святая благоверная Татьяна Царевна-Мученица, вторая дочь царя Николая II. Ей исполнился 21 год, когда она была расстреляна большевиками вместе со всей семьёй 17 июля (по н.ст.) 1918 года в Екатеринбурге.
Среди прославленных новомучеников и Татиана (Гримблит), благочестивая девица и ревностная христианка, которая почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах меняла на продукты, вещи и передавала их заключенным в советские тюрьмы. Для гонимой Русской Церкви 20-х–30-х годов XX века она стала зримым воплощением Евангелия.
Примеры для подражания и укрепления в вере наши Татьяны найдут и в житиях других новомучениц: преподобномученицы Татьяны (Бесфамильной) — 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) — 10/23 декабря, преподобномученицы Татьяны (Грибковой) — 1/14 сентября, мученица Татьяны (Егоровой) — 10/23 декабря, мученицы Татьяны (Кушнир) — Собор новомучеников, преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) — 28 сентября/11 октября.
Татьянин день в истории российского образования
В России день памяти святой Татианы Римской издавна имеет особое значение. Граф Иван Иванович Шувалов, будущий куратор Московского университета, подал Государыне прошение о его основании в день именин своей матери Татьяны Шуваловой. 25 января (по новому стилю) 1755 года, в день памяти мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета для «общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание».
С этого времени Татьянин день стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник всех студентов. Впоследствии в одном из флигелей старого здания университета была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая объявлена покровительницей всего российского студенчества.
Празднование дня студента в Российской Империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения официальных церемоний в здании университета. Затем — шумные и весёлые гуляния проходили по городу. Под студенческую «гулянку» француз Оливье, бывший хозяином «Эрмитажа», даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник.
После Октябрьской революции Татьянин день вспоминали уже редко. Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татьяны при Московском университете этот праздник вновь ожил. С 2005 года 25 января отмечается в России как «День российского студенчества».
Символичность праздника, как студенческого, подчёркивается совпадением с учебным календарем – 25 января является одновременно последним днём 21-й учебной недели, традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы.
Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении.
Частица мощей мученицы Татины находится:
– Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия);
– Домовый храм мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова (Москва);
– Храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (Москва);
Икона мученицы Татианы с частицей мощей:
– Домовый храм мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова (Москва);
– Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Москва).
Молитва святой мученице Татиане
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к лику небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.