Святая преподобноисповедница Параскева (Матиешина)
Нашу рубрику о новомученицах Сольбинского иконостаса мы завершаем рассказом о преподобноисповеднице Параскеве Матиешиной. Житие этой святой, как и другие жития новомучениц Сольбинского иконостаса и уникально, и схоже с иными житиями. Как матушки Иоанникия Кожевникова и Арсения Добронравова, инокиня Параскева с ранней юности подвизается в монастыре. Как исповедница Ираида Тихова и мученица Анна Шашкина, мать Параскева происходит из простой крестьянской семьи. Как многие из преподобномучениц, она несёт долгие годы в том числе и регентское послушание. Как многие новомученицы, она учительствует, обучая девочек церковному пению. Как и все новомученицы, она подвергается аресту и ссылке. Как и все они, она испивает до дна горькую чашу земных страданий и остаётся верной Господу и Его Церкви. И в то же время мать Параскева – почти единственная в сонме новомучениц Сольбинского иконостаса (наряду с Ираидой Тиховой), кто скончал свои дни не во узах. Но физические страдания инокини Параскевы, переживаемые ею в последние годы земного бытия, почти сравнимы с муками тяжко болящей преподобномученицы Марии Гатчинской.
Будущая преподобноисповедница родилась в 1888-м году на Украине, в ныне не существующем селе Песчаное, в глубоко верующей (что по тем временам не было редкостью) крестьянской семье. Как потом вспоминала сама Параскева, совместное чтение Священного Писания было излюбленным занятием всех членов семьи в минуты краткого вечернего отдыха. Читать маленькую Параскеву дедушка учил по Библии. Поститься ее начали приучать в трехлетнем возрасте. Поначалу, лишенная Великим постом любимого молока, она плакала и требовала привычного лакомства. Но случилось так, что девочка заболела. Совсем маленькая, она впервые ощутила страх Божий, восприняв свой недуг как наказание за непослушание и нежелание поститься. И когда после первой Воскресной литургии Великого поста родители взяли для маленькой дочери разрешение пить молоко, девочка отказывается от него, ощутив физическое отвращение к некогда любимому лакомству. Вспомним младенца Варфоломея, будущего авву Сергия, игумена Радонежского, который отказывался по средам и пятницам от материнского молока. Так и маленькая Параскева стала поститься ещё во младенчестве, не любя постом молоко и с удовольствием вкушая его в скоромные дни.
Подросши, юная Параскева, несмотря на тяжёлый крестьянский труд, всегда постилась очень строго, ограничивая себя буквально во всем. Её стремление к аскезе естественным образом сочетается с желанием уйти в монастырь. К тому времени у юной Параскевы умирает мама, отец живёт в другой деревне с новой семьёй, Параскева остаётся с бабушкой. Та считает, что внучка слишком мала (Параскева совсем невысокого роста) и слаба для иноческой жизни, что это ей не по силам, и монастырь не для неё. Но горячее желание Параскевы жить в обители, суровая аскеза, которой она постоянно подвергает себя и решительный отказ от предложения руки, и сердца, которое делает Параскеве влюбленный в неё юноша, заставляют бабушку изменить свое решение. Она благословляет внучку идти в монастырь. Уезжает на Афон и влюбленный юноша, окончивший свои дни в монашестве. Сама же она поступает в число насельниц Теолинского Спасо-Преображенского монастыря, основанного как миссионерский в местах компактного проживания греко-католиков.
Параскева МатиешинаСбывается давняя мечта юной Параскевы, она так счастлива, что все вокруг кажутся ей ангелами во плоти, монастырская пища – манной небесной, а все послушания – высшей наградой от Господа. Но в этом монастыре послушница Параскева не находит иконы, которая явилась ей как-то во сне. Это был неизвестный ей лик Богородицы, стоящий углом на солее и украшенный синей лентой. Сновидение сопровождал возглас: “В этом монастыре ты будешь жить!”
Через некоторое время, отпущенная на побывку домой, Параскева тяжело заболевает в дороге и останавливается в Турковицком Покровском монастыре по пути в родную деревню. Чуть отправившись от недуга, она видит в этой обители лик Турковицкой иконы Божией Матери, той самой, что когда-то явилась ей во сне. Параскева остаётся в Турковицкой обители. Как водится, она исполняет разные послушания, всегда поёт на клиросе и даже регентует. Это свое делание она оставит, только когда лишится способности к передвижению. Кроме того, выросшая в простой крестьянской семье, обучавшаяся грамоте лишь дома, она обладает блестящим даром слова, и Матушка поручает ей составлять и произносить приветственные речи, когда обитель удостаивают своим посещением архиереи.
Проходят годы, наступает Великая война, монастырь оказывается в зоне боевых действий. Сестер эвакуируют в центральную Россию. Так Параскева с сестрами оказывается в подмосковном Дмитрове. Здесь будущая преподобноисповедница встречает владыку Серафима Звездинского, которому также уготован мученический венец и который до конца своей земной жизни становится очень строгим, но бесконечно любящим и мудрым духовным наставником Параскевы Матиешиной. Именно он совершает над ней иноческий постриг, оставив данное при крещении имя.
Когда монастырь возвращается в родные пенаты, инокиня Параскева остаётся, чтобы собрать и отправить имущество обители, но тут наступает страшный 1917-й год. Россию одолевает смута, мать Параскева вынужденно остаётся в Дмитрове. Владыка Серафим посвящает её по древнему чину в диакониссы, она начинает служить в местном Казанском храме. Один из дмитровских крестьян просит её обучить церковному пению свою дочь, Параскева соглашается, и постепенно у неё возникает целая группа учениц, из которых она составляет хор и которых обучает также Закону Божию. В это время она уже является насельницей Спасо-Влахернского Дмитровского монастыря, но владыка Серафим просит Матушку отпустить Параскеву на постоянное жительство при Казанском храме, для регентского, диаконского и учительского служения.
В своём письме игумении монастыря владыка вспоминает преподобного Сергия Радонежского, который отпускает на битву в поле Куликовом двух своих схимников. А инокиня Параскева несёт это свое послушание вплоть до ареста весной 1931-го года, когда оказались во узах очень многие из “бывших” монашествующих. Спасо-Влахернский монастырь закрыт, инокине Параскеве запретили преподавать Закон Божий, но она по-прежнему обучает девочек пению и руководит церковном хором Казанского храма до самого ареста.
Как и все новомученицы, Параскева отвергает лживые и абсурдные обвинения в антисоветской деятельности и по приговору суда отправляется на пять лет в Казахстанскую ссылку. Незадолго до освобождения (без права возвращения в центральную Россию) она трудится поварихой, кормя из скудных запасов целую армию ссыльных уголовников. Это воспринимается ею как послушание, она держит себя очень достойно, ровно со всеми, умудряется никого не оставить голодным и никак не использует своего нахождения рядом с продуктами. Об этом свидетельствует тот факт, что при освобождении она настолько истощена, что не в состоянии устроиться на работу. А питаемые ею в ссылке уголовники глубоко уважают инокиню Параскеву и всегда называют сестрой.
По освобождении она проживает сначала в Алма-ате, где Господь дарует ей радость встречи с духовником (там пребывает в ссылке владыка Серафим), а затем в Барабинске, где селится с несколькими ссыльными монахинями. Сестры лишены средств к существованию, они собирают в поле несжатые колоски, чтобы печь лепешки и добывают масло из дикой конопли. Много молятся, окормляют в эти лихие безбожные годы всех страждущих, кто притекает к ним. Один из духовных чад мать Параскевы предлагает ей поселиться у его родни в Астрахани. Там инокиню застает Великая Отечественная. Живут впроголодь, питаясь в лучшем случае свеклой и рыбой. Нет ни муки, ни круп. Здоровье мать Параскевы уже совершенно подорвано, она страдает артритом и абсцессом обоих лёгких. После войны ей дозволено вернуться в Дмитров, куда зовут её подросшие ученицы. Они не забыли свою наставницу, педагога и регента, любившую их, как родных дочерей.
Насколько хватает сил, она ещё служит в незакрытом Казанском храме, отпирая его по утрам и следя за порядком. Живёт она поочередно в домах своих учениц. Болезнь прогрессирует и вскоре мать Параскева лишается способности к передвижению. Она имеет кров и стол от своих учениц, но не имеет должного ухода. Все работают и на целый день она остаётся одна в запертом доме. По всему телу идут гнойные раны и пролежни, от боли хочется кричать, но мать Параскева в присутствии людей сдерживает даже слабые стоны. Кончина её наступает в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отпетая в Казанском храме, она была погребена на кладбище Борисо-Глебского Дмитровского мужского монастыря. В начале нашего тысячелетия мощи её были торжественно перенесены в возрожденный здравствуйте Спасо-Влахернский женский монастырь, а сама преподобноисповедница Параскева Матиешина канонизирована в лике новомучеников для общецерковного почитания.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря, лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)