Святая преподобномученица Иоаникия (Кожевникова)
Продолжая нашу рубрику о новомученицах Сольбинского иконостаса, мы вновь рассказываем о преподобной, об игумении, и на сей раз речь пойдёт о настоятельнице Тихвинского Свято-Введенского монастыря матушке Иоанникии Кожевниковой. Спустя ровно двадцать лет после октябрьского переворота, страшной осенью 37-го года, когда массовый террор достиг своего кровавого апогея, матушка Иоанникия удостоилась мученической кончины в целом сонме кирилловских новомучеников.
Александра Яковлевна Кожевникова, как звали в миру будущую матушку Иоанникию, родилась первого ноября 1859-го года в городке Боровичи Новгородской губернии, в мещанской семье. Да, малой родиной матушки были те самые Боровичи, где в грядущую эпоху богоборческих гонений будет сфабриковано очередное дело против “врагов народа”, и стяжает мученический венец княжна-учительница Кира Оболенская, лик которой также представлен на Сольбинском иконостасе. В шестнадцать лет, по окончании начального городского училища в родных Боровичах, юная Александра Кожевникова поступает в Свято-Введенский Тихвинский женский монастырь, где почти четверть века подвизается в качестве послушницы.
иг. Иоаникия Тихвинский Введенский мон.Эта старинная женская обитель, возникшая ещё в 16-м столетии, претерпевшая в 17-м веке разорение от иноплеменников, всегда пользовалась благорасположением властей, ибо чаще всего настоятельницы монастыря происходили из знатнейших дворянских фамилий. Именно эту обитель называла своей монастырской колыбелью Леушинская игумения Таисия, начинавшая свой иноческий путь послушницей Марией в Свято-Введенском Тихвинском монастыре.
Послушница Александра удостаивается монашеского пострига в 1899-м году. Позади почти четверть века жизни в обители. А ещё через три года, 19-го марта 1902-го года монахиня Иоанникия назначается монастырской казначеей.
Вскоре после этого, в июне того же года игуменией Свято-Введенского монастыря становится матушка Апполинария, из старинного рода дворян Владыкиных. В десятые годы двадцатого столетия игумения Апполинария пребывает уже в очень преклонных годах и настоятельские обязанности выполняет по сути мать казначея – монахиня Иоанникия.
иг. Иоаникия 3В канун Великой войны 1914-го года в монастыре подвизается почти двести сестер, из которых 26 пострижены в полное монашеское облачение, а также есть одна схимонахиня. В монастырских стенах действует начальная школа для девочек, которых, по обычаю тех лет, обучают не только грамоте, но и рукоделию. А 8-го сентября 1918-го года в сан игумении была возведена матушка Иоанникия Кожевникова.
1918-й год… страшное послепереворотное время, когда идёт гражданская война, набирают силу гонения на Церковь, вершатся расправы над верующими. Именно в сентябре 1918-го казнят кирилловских новомучеников, среди которых и Ферапонтовская игумения матушка Серафима Сулимова. Тот же сентябрь 18-го рождает и сонм Коряжемских новомучеников, когда от рук богоборцев погибают многие насельники северного Николо-Коряжемского монастыря. Вот в это время и становится настоятельницей мать Иоанникия. В данной ей ранее характеристике говорилось, что монахиня эта “качеств очень хороших, к послушанию способная и усердная”. Спустя годы, когда наступает эра лихолетья, Матушка вновь проявляет свои лучшие качества.
Обитель постепенно теснят, отбираются помещения, закрывается школа. У самой игумении отбирают келью, и последние годы она с сестрами проживает на колокольне. Как может, Матушка поддерживает монашескую жизнь в разоряемой обители: ещё действуют храмы, выполняют свои послушание сестры. В 1926-м году монастырь закрывают окончательно – он повторяет судьбу почти всех русских обителей. Матушка, как и большинство сестер, остается в Тихвине. Бывшие насельницы Свято-Введенского монастыря расселяются по частным домам, зарабатывают на жизнь рукоделием и, под духовным водительством Матушки, стараются жить по монастырскому уставу. Авторитет игумении Иоанникии очень высок и среди местного населения, к ней притекают за советом и наставлением. Она высоко несёт свое служение и когда наступают тридцатые, не оставляет его, призрев опасность.
Аресты же священно и церковнослужителей, а также просто верующих становятся массовыми. Закрыт и мужской Успенский монастырь города Тихвина. Из 14-ти тихвинских храмов к 1937-му действующими остаются только три. Осенью 37-го арестованы почти все священники Тихвина и окрестностей. Фабрикуется так называемое дело Сарва. Отец Иоанн Сарв, благочинный округа и настоятель кладбищенского храма Иова Многострадального, уже претерпевший один срок заключения, объявляется главой очередного “контреволюционного заговора”. По делу проходят и священнослужители, и миряне. Кто-то не выдерживает жестоких допросов, оговаривает себя и других подследственных. Шестеро священнослужителей, среди которых один монашествующий – бывший игумен закрытого Тихвинского Успенского монастыря отец Арсений Дмитриев, не признали себя виновными, не отказались от сана и не дали никаких показаний ни против себя, ни против других. Это сам батюшка Иоанн Сарв, а также отцы Николай Покровский, Николай Зеленов, Емельян Панасевич и Василий Канделябров.
иг. Иоаникия на Тихвинской иконеНаступил ноябрь 1937-го. Батюшки уже томились во узах, близился конец их земного бытия. Матушке Ионникии исполнилось 78. Её монашеское прошлое, образ мыслей и жизни, высокий духовный авторитет не давали покоя безбожной власти. 15 – го ноября была арестована и она. За десять дней, вплоть до расстрельного приговора тройки, Матушка была подвергнута лишь одному допросу. Сколько он длился и какие применялись для старой игумении методы дознания, остаётся только догадываться. Нам доподлинно известно, что Матушка, несмотря на вызванных лжесвидетелей ее “контрреволюционной агитации”, не признала себя виновной и не дала показаний против других лиц. Спустя десять дней после единственного допроса Матушка и большинство проходивших по делу отца Иоанна Сарва были приговорены к расстрелу. Казнь палачи приурочили к Престольному Празднику Свято-Введенского женского монастыря.
В шестидесятые годы приведенный в исполнение приговор был отменен как неправомерный. А в начале нашего столетия матушка Иоанникия Кожевникова и шесть священнослужителей, претерпевших до конца, были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания. Одна из современных икон Божией Матери Тихвинской написана с клеммами: вокруг лика Богородицы – шесть ликов Тихвинских новомучеников: преподобномученика Арсения Дмитриева, священномучеников Иоанна Сарва, Николая Покровского, Николая Зеленова, Емелиана Панасевича, Василия Канделяброва и Матушки Иоанникии Кожевниковой, игумении Свято-Введенского женского монастыря.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря, лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва).