Святитель Феофан Затворник
В южной стене Николо-Сольбинского монастыря строятся две часовни: одна в честь святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, другая в честь преподобных Паисия Величковского и Максима Грека. В Успенском храме Сольбинской обители находится частица святых мощей святителя Феофана. Как начинал свой жизненный путь святитель Феофан Затворник, мудрый учитель Русской Церкви?
Родился он 10 января 1815 году в многодетной семье добросердечного и гостеприимного священника Василия Тимофеевича Говорова. Мать святителя тоже была из священнической семьи, и отличалась тихим и кротким характером. Родившийся младенец, будущий пастырь, унаследовал от нее смиренный нрав и доброту сердца, а также черты внешнего облика. При крещении мальчику дали имя Георгий.
Отец-священник с ранних лет стал брать сына прислуживать в алтаре и петь на клиросе. Начальное образование Георгий получал дома от матери. В 1823 году отрок поступил в Ливенское духовное училище. Благодаря хорошей подготовке и незаурядным способностям он успешно прошел курс духовного училища, и через шесть лет был переведен в Орловскую духовную семинарию, как один из лучших учеников. Уже в семинарии юноша ощутил потребность в работе над собой. Сам того не желая, он являлся примером благонравия и трудолюбия для своих товарищей, но обладая кротким и молчаливым нравом, стремился к уединению.
В 1837 году, отлично окончив семинарию, Георгий Говоров получил назначение в Киевскую духовную академию. Талантливые преподаватели, среди которых были такие духовно одаренные личности, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), архимандрит Иннокентий (Борисов), оказали большое влияние на становление будущего святителя. Несомненно, что и сама Киево-Печерская Лавра произвела большое впечатление на юношу. В 1841 году он принял постриг с именем Феофан. Окончив академию со степенью магистра, иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, но потрудился там недолго, так как в 1842 году был переведен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя логики и психологии.
В 1844 году молодой и даровитый иеромонах был переведен духовным начальством в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и Пастырского богословия. Несмотря на высокую оценку со стороны начальства, отца Феофана тяготила ученая должность. В 1847 году он по собственному желанию был назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме во главе с архимандритом Порфирием (Успенским). За неустанный труд и ревностное выполнение возложенных на него обязанностей будущий святитель был пожалован в 1851 году золотым наперстным крестом. 29 мая 1859 года состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. Несмотря на должность, владыка Феофан вел простой образ жизни, много молился, находил время для работы по дереву.
22 июля 1863 года святитель Феофан был переведен на Владимирскую кафедру. Но душа его желала покоя и уединения, поэтому владыка подал прошение об увольнении его на покой. В 1866 году святитель Феофан был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, нравившейся ему строгим монашеским укладом. Благоговейным служением епископ Феофан доставлял духовное утешение всем присутствующим в храме. Впоследствии его современники вспоминали: «Едва ли кто из нас, иноков Вышенских, когда-либо слышал во святом алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред Престолом Божиим было живым поучением для всех».
Прием посетителей и сношения с внешним миром отвлекали святителя от внутреннего делания, поэтому был решен вопрос о его затворе. Теперь святитель мог все время посветить молитве и реализации писательских способностей, отвечая на множество писем своих духовных чад. Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». Святитель отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Кончина архипастыря последовала 6 января 1894 года. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. В 1988 году святитель Феофан был причислен к лику святых, «как подвижник веры и благочестия оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». Мощи угодника Божия упокоились в возрожденном Казанском соборе — главном храме Свято-Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской епархии.
«Спасение души – главное, – учил святитель Феофан, – но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся. (…) Те, которые веруют, крестятся и другие принимают Таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша – жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Так надо веровать во Христа Спасителя, Таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути». (Вып. 1, пис. 89, стр. 74-75)
Часовня (строящаяся) в честь святителя Феофана Затворника и частица его мощей:
– В Николо-Сольбинском женском монастыре.
Икона святителя Феофана Затворника с мощами:
– Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой (Москва);
– Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) (Москва);
– Храм святителя Николая (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках (Москва).
Дни памяти святого: 19 января (преставление), 23 января, 29 июня (перенесение мощей)
Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому
О, святителю отче Феофане, архиерею преславний и предивный затворниче, Божий избранниче и Тайн Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкве Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — Истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление, подвизающымся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную, учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию. И всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.