Святой апостол Андрей Первозванный
В далекой языческой Галилее в городе Вифсаиде жил мальчик. От сверстников он сильно отличался: не участвовал в их играх и забавах. Любил молиться и слушать что-нибудь божественное, был очень серьезен. Отец его, Иона, скоро переселился в Капернаум, где они стали рыбаками на Галилейском озере. Работали втроем: отец и два его сына: Симон и Андрей. Придя в возраст, Симон женился. Андрей не чувствовал тяги к семейной жизни, но, услышав о том, что на Иордане появился новый пророк, понял, что это его путь. И вскоре стал учеником Иоанна Крестителя.
Андрей был очень чутким, вдумчивым юношей. Он уже чувствовал, что за внешними событиями жизни всегда можно прочитать Промысел Божий, в ходе внешних дел можно узнать волю Божию. Потому достаточно было для него недолго побыть с Иоанном Крестителем, чтобы понять: давно ожидаемый Мессия уже совсем близко, а его учитель Иоанн только подготавливает народ к встрече с Ним. Достаточно было протянутой руки Крестителя к Агнцу Божию, Иисусу из Назарета, чтобы Андрей узнал в нем Мессию, Спасителя.
В Евангелии говорится, что тот день Андрей пробыл со Христом, узнал где Он живет и стал Его первым учеником. На следующий день пришел к своему брату Симону и привел его ко Господу. Андрей первым из апостолов исповедал Иисуса Христа Спасителем, Мессией.
Три года святой апостол Андрей в числе первых ближайших учеников ходил с Иисусом Христом по всей Галилее, Иудее и Самарии, везде наблюдая дивные чудеса и знамения, слыша Его учение. Вместе с другими учениками он принял уже тогда от Господа власть над падшими бесами, получил дар исцелять недуги и болезни, был послан благовестить Царствие Небесное, уже пришедшее. Господь посылал своих учеников по двое, каждого в конкретный город Палестины, как бы показывая, каким образом надо будет им потом благовествовать по всему земному шару.
После Воскресения и Вознесения Господа, и Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостол Андрей вместе со всеми учениками исполнился Духа Святого, как предсказал Господь. Апостолы по жребию разделили все известные им тогда страны между собой. Апостолу Андрею достались страны Причерноморья и Малой Азии.
С проповедью Слова Божия апостол Андрей постоянно путешествовал. Но не везде принимали святого странника: в Пафлагонии и Синопе его жестоко избивали, прежде чем находил он там души, принимающие Истину. В другом городе Причерноморья, Амосии, народ был уже приготовлен к принятию его, так как молва об исцелениях, которые апостол совершил в Синопе, уже успела достигнуть Амосии. Везде, утверждая Церкви, ставя епископов и священников, апостол Андрей прошел Трапедунт и отправился в Закавзские области. Долго он был в Грузии, Армении, затем вернулся в Вифинию, города Никею и Халкидон. Затем апостол посетил Европу, греческую область Фракию. На самом берегу моря, в селении Византия, он оставил своего ученика епископа Стакия, основав тем самым Константинопольскую Церковь.
Отсюда святой Андрей вернулся в Малую Азию, и, пройдя Причерноморье, повернул на север. Он вновь посетил Иверию (Грузию), Сванетию и Осетию и пошел по горам Кавказа. На острове Тамань и в Крыму апостол задерживался в городах Феодосии и Херсонесе (Керчь). Затем по Днепру он поднялся к Киевским горам, и, водрузив там большой крест, предсказал, что здесь будет великий город, что Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить Святым Крещением все эти страны.
По преданию, апостол Андрей отправился с проповедью дальше на север от Киевских гор и дошел до Великого Новгорода и Валаама, посетил Балтийские страны и через варягов отправился в Рим. Отсюда святой Андрей снова вернулся в Грецию. Он обратил ко Христу область Эпир и посетил Фракию. Обойдя всю Грецию, он дошел до Пелопонесса и остановился в Ахайском городе Патрах. Это был последний город, в котором Богу было угодно увенчать своего проповедника мученическим венцом.
Множество исцелений привели ко Христу огромное количество народа, так что весь город очень скоро наполнился учением христианским. Между уверовавшими была Максимилла, жена Эгеата – правителя города и его брат, ученый философ Стратоклий. Святой апостол Андрей при встрече с Эгеатом старался и его обратить к вере, но язычник в ответ только разгневался и приказал апостолу принести жертву идолам. Апостол отказался. Тогда по приказу правителя он был жестоко бит, а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, но привязать руки и ноги апостола на кресте, имеющем форму буквы Х.
Эгеат надеялся опозорить апостола, славившего Крест Христов и искупление, но произошло иначе. Вокруг распятого проповедника собралось множество народа. Все они слушали святого Андрея, который не оставлял проповеди своей даже на кресте.
К концу второго дня у Андреевского креста было уже около 20 тысяч человек, которые негодовали на Эгеата и громко кричали, требуя прекращения казни. Боясь народного возмущения, правитель пришел, чтобы снять Андрея с креста. Но апостол, желая покинуть этот мир, чтобы скорее быть в Царствии Небесном с Иисусом Христом, молился Богу, чтобы Господь взял Его к Себе. Произошло чудо. У всех, кто по приказанию Эгеата пытался отвязать святого от креста, немели руки. Никто не смог освободить его от веревок. Неожиданно с неба упал на апостола целый сноп света, такого необычно яркого, что никакой человек не мог смотреть на крест. Когда свет исчез, апостол был уже мертв.
Жена Эгеата, Максимилла, сняла с креста тело святого Андрея. Помазала драгоценными ароматами и похоронила. Эгеат вскоре умер прямо посреди города в страшных мучениях, какими наказал его правосудный Господь. Весь город был в ужасе от совершившегося, и все единодушно обратились ко Христу. Это случилось 13 декабря (по новому стилю), и этот день Церковь посвятила празднованию памяти святого апостола Андрея.
На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
Благодаря проповеди апостола на землях будущей Руси, возникло особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден святого Андрея Первозванного. А над российским морским флотом издавна красуется особый флаг, на котором голубыми лентами изображен крест святого Андрея – Андреевский стяг.
Святому Андрею Первозванному молятся о даре мужества, укреплении веры, и, несомненно, он является покровителем рыбаков и мореходов. Также апостол учит всегда отзываться на зов Божий, стремиться за ним, и следовать до конца. На примере святого апостола воспиталось не одно поколение настоящих мужчин-христиан, патриотов и защитников веры.
Мощи святого Андрея Первозванного находятся:
– в кафедральном храме города Амальфи (Италия). Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола;
Честная глава и крест Андрея Первозванного:
– в кафедральном соборе г. Патры (Греция);
Часть главы святого апостола:
– в Андреевском скиту на Афоне;
Рука апостола хранится:
– в Великой Лавре святого Афанасия (Афон);
Стопа святого апостола:
– в Пантелеимоновом монастыре (Афон).
Частица мощей апостола Андрея Первозванного:
– в храме Христа Спасителя (собор Рождества Христова) (Москва);
– в храме Влахернской иконы Божией матери в Кузьминках (Юго-Восточный округ Москвы);
– в храме святителя Николая в Пыжах (Москва);
Чтимые иконы апостола Андрея Первозванного:
– в храме иконы Божией матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке (Москва);
– в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (восточный округ Москвы);
– в храме святого Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище (Москва).
Молитва святому апостолу Андрею Первозванному
Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.