Святой великомученик Феодор Тирон
Предание Православной церкви связывает с Феодором Тироном следующее чудо.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), возжелал осквернить христианский Великий пост. (В 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник»).
В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги.
Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с мёдом. В память об этом событии Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен святым Иоанном Дамаскиным) и благословляется кутья, которая затем раздаётся верующим.
В память об этом событии в Православии установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, совершаемое в первую субботу Великого поста.
Согласно житию, святой Феодор Тирон жил в начале IV века и был воином в городе Амасии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского (Черного моря). Его прозвание Тирон идёт от воинского звания «молодой воин» (новобранец), – в отличие от святого великомученика Феодора Стратилата, почитаемого как покровитель православного воинства, – несущий преимущественно караульную службу.
Во времена последних гонений на православную веру, по указанию императора Максимиана, проводилась кампания по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам. Из Рима вышел Указ проверять и всех воинов на благонадежность. Был организован целый ритуал их поклонения языческим богам. Феодор отказался проходить этот ритуал, поскольку был христианином. Он пришёл к своему военачальнику Вринку и сказал: «Не могу поклоняться идолам, поскольку поклоняюсь Христу». Начальник не стал притеснять верного воина, ответив: «Поступай, как сам знаешь». Феодор вышел на улицу, где увидел целую вереницу солдат-христиан, ведомых с избиениями и оскорблениями в темницу, но не отрекшихся от Христа. Феодор стал их утешать, подбадривать и укреплять в вере. Жрецы же самодовольно говорили, что они всё равно искоренят христианство, и скоро останутся только одни их идолы, которым будет поклоняться весь, без исключения, народ. Феодор решил опровергнуть это самодовольное заявление языческих жрецов и поджёг их храм Кибелы, наполненный языческими идолами. Храм сгорел дотла. Жрецы были поражены: как так мог моментально полностью сгореть столь величественный их храм со всеми идолами, казавшийся непоколебимым?! Жрецы поняли, кто это сделал и уговорили градоначальника Публия бросить Феодора в тюрьму и уморить голодом. В темницу к Феодору, обреченному на голодную смерть, но не перестающему возносить свои молитвы к Богу, явился Сам Господь Иисус Христос, укреплял, и утешал узника. Феодор, вдохновляемый Господом, не умер от голода и продолжал проводить свои дни в молитвах, ещё сильнее укрепляясь в вере.
Феодору вновь предложили совершить жертвоприношение, но он снова отказался. Мученика вывели из темницы и разными пытками принуждали отречься от Христа. Строгали его тело и железными зубцами, но Феодор продолжал исповедовать Христа. Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:
— Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнён бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?
Христов мученик отвечал на это:
— Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!
Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором.
Видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению.
Святой Феодор сам бестрепетно взошел в пламень костра, не переставая возносить молитв ко Господу. И здесь, с молитвой ко Христу, предал свою душу Богу. Это случилось около 305 года.
Так Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию, неповреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь (Царьград), а глава святого – сначала в Бриндизи, а затем в город Гаэте (Италия), где она и находится. До перенесения в Венецию мощей апостола Марка покровителем города считался Феодор Тирон.
Предание Православной церкви связывает с Феодором Тироном следующее чудо.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), возжелал осквернить христианский Великий пост. (В 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник»).
В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги.
Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с мёдом. В память об этом событии Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен святым Иоанном Дамаскиным) и благословляется кутья, которая затем раздаётся верующим.
В память об этом событии в Православии установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, совершаемое в первую субботу Великого поста.
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти (в 362 г. Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 февраля. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля / 2 марта). Так, наряду с минейной памятью святого Феодора, появилась в православном календаре и его триодная память. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем», — напоминает нам Постная Триодь.
Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали праздновать победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресенья сохранилась: это – Торжество Православия.
Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 г.), и императоры, начиная с Константина Великого (306–337), были христиане.
Молитва святому великомученику Феодору Тирону
Святый великомучениче Феодоре! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.