15 ноября 2024

"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас"

Михаил, Гариил, Рафаил и все небесные силы святых архангелов и ангелов, что восхваляете Трисвятого Господа нашего и поете псалмы вашими ангельскими голосами: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный», — разъясните нам, что означает Святый, Крепкий, Бессмертный! Расскажите, что такое Господь наш, чтобы узнать Его и поклоняться Ему должным образом! Научите нас, как нам действовать, чтобы услышал нас — ничтожных, несчастных, жалких и недостойных! Церковь наша, подражая вам, ангелам, поет этот ангельский гимн, которым вы непрестанно восхваляете Господа.

«Святый Боже!» Да, Он святой, Он непорочный, Он безупречный, Он чистый, Он совершенный. Все дела Его целомудренны, полны Божественной благодати и святости. Ничего недостаточного, ничего нечистого нет в Боге. Он безгрешно нас посещает, безгрешно царствует среди нас. Сколько бы Он ни видел, сколько бы ни чувствовал, что поступаем мы грешно, Он не оскверняется и не пачкается от людей и их дел. Так солнце, также Богом созданное — сияет ли, согревает ли, сушит ли, очищает ли — не загрязняется, а уж тем более Бог!

«Святый Боже...» В слове «Святой» заключено всё благоухание Господа, весь Его свет, вся Его отцовская любовь, всё Его сострадание, вся Его доброта, Его милость и всё то, что не выражается другими словами. Поэтому, когда будем слышать в нашей церкви «Святый Боже», будем помнить всё это. И если Господь откроет нам ум, тогда сердцем поймем суть, значение и красоту этого Трисвятого гимна.

Но какова природа Господа? Бог — это абсолютный Дух, несокрушимый, неизменный, непостижимый, которого не охватить умом. И мы говорим «Дух», потому что в Нем нет чего-то материального, он принадлежит духовному миру, невидимому для наших плотских глаз. Он же и выше духа, потому что духами являются и ангелы, и души святых, и духовный Рай — Горний Иерусалим, а также духовный мир, где будем жить мы, когда оставим этот материальный сотворенный мир.

Бог живет в неприступном свете. По мнению наших трезвенных отцов Церкви, этот свет есть покров Его природы. Бог непостижим, и свет Его виден только святым. Свет этот сияющий и неугасимый, и знают его богоносные святые, которые видели его. Он превыше всякого другого света, созданного и сотворенного, это внешнее свойство Бога, покрывающее Его сущность, которую мы не можем ни объять, ни постичь, ни растолковать. Это Фаворский свет, нетварный свет. Этот свет освещает другой мир, Горний Иерусалим. Там, где Божественный Рай, нет солнца. Христос и Святая Троица освящают оный небесный мир. И этот свет видели апостолы на Фаворской горе и, не в силах смотреть на Господа в Славе Его, как и на Моисея и Илью, пали на землю и не ведали, что говорили“.

«Святый Крепкий!» И продолжаем с тем, что Господь крепкий. Почему? Потому что ничего в Боге не ослабевает. Какое количество миров Он может создать, если захочет! Да, Он всесилен, Он всемогущ и всеведущ. Что захочет и пожелает, Он творит бесконечной по естеству Любовью Своею и Своим безграничным Провидением ко всем Его созданиям — ангелам, людям, ко всему, у кого есть дыхание и жизнь, а также к неодушевленной и безвольной материи, Он Крсикий, Он Сильный, Он промышляст и поддерживает всё создание мыслимое и чувственное. Для Бога нет ничего невозможного,

«Святый Крепкий...» Он могучий Создатель, сотворивший из небытия всё, что мы видим и чем наслаждаемся. Своим могучим Божественным Словом, словно изливающейся Любовью Его, были сотворены ангелы, и бескрайнее небо заполнилось миллиардами ангелов. И Он наделил их столькими дарами, чтобы они смогли видеть Славу Его, наслаждаться таинственной благодатью и прославлять Его.

Если смотреть на ангела нашими плотскими глазами, то можно лишиться чувств, так закружится голова от красоты его! А если услышать, как он поет псалмы, вот где не выдержит наше сердце — оно остановится от удовольствия при звуках его песни. «Терирем» (ангельское песнопение – ред.), что поем мы здесь, тоже является ангельским гимном и означает «Аллилуйя», но на этом не заканчивается.

Отчего ангелы никогда не прекращают прославлять Бога? Неужели они не устают? Подумайте только, когда мы находимся на земле, где поют либо псалмы, либо песни, приходит момент, и мы устаем. Зато там, в горнем мире человек никогда не будет уставать прославлять Бога вместе с ангелами, потому что тысяча лет наших приравнивается к одному дню на том свете — «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Одному святому архиерею Бог послал ангела, чтобы сообщить ему о некоторых его недоумениях в божественных вопросах. Отвечая на вопросы архиерея, ангел сказал:

— Сократи вопросы свои, так как пришло мне время пойти и предстать пред Престолом Господним.

— Раз ты так спешищь, ангел мой, спой мне «Аллилуйя».

— Если я спою тебе «Аллилуйя», ты перестанешь жить, столь большим будет наслаждение от мелодии, что ты расстанешься с жизнью. Но раз ты так этого желаешь, то когда я буду подниматься на небеса, оттуда я тебе спою. И поднявшись наверх на небо, ангел спел ему «Аллилуйя», и архиерей от наслаждения не выдержал и упал в обморок.

Задумайтесь о том, что ангелы принимают доброту Божию, дары, великолепие, славу, красоту ума, с которой думают о Божественном и осведомляются о богословских тайнах напрямую из источника богословия — наивысшего мрака Божественной славы!

Представьте себе всю красоту иного мира — миллионы ангелов, как они будут петь псалмы так мелодично и с таким изяществом, и подумайте, как будут наслаждаться те души, которые удостоятся жить рядом с Богом в века вечные! Сколькие святые заслужили в этой жизни увидеть Рай в видениях и откровениях!

Святой Андрей Христа ради юродивый дошел до третьего неба и видел Владыку Христа, сидящего на Престоле Славы. Но из-за сильного сияния и славы не мог разглядеть лица Его! Тогда Господь кивнул ангелам, и все ангельские чины запели. Услышав такое, он восхитился тому, что Бог оказал ему такую честь. Задумайтесь только, насколько Бог смиренный — оказать такую честь Своему святому, чтобы поблагодарить его! Как мы поступили бы, принимая кого-то у себя дома — сыграли бы ему на пианино, чтобы почтить его, поблагодарить. Вот и Господь отблагодарил святого за то, что он был очень-очень смиренным.

Ангелы, как братья, приходят к нам на помощь. Целые воинства спускаются с неба. Когда мы подвизаемся, когда выкрикиваем Имя Христа или призываем их самих, они нас слышат, как братьев. Знают нашу боль, знают, что мы люди из брения, с тысячей страстей и слабостей, и видят, как мы боремся с бесами, которые со всей злобой, ненавистью, ревностью, злорадством и садизмом ревут как львы, чтобы нас сожрать. Видят, что из-за нашей слабости мы не распознаем их и зачастую действуем вместе с ними. И вот тогда эти духи — такие чистые и благословенные — окружают и защищают нас!

Если всё в возносимых нами молитвах здраво, то ангелы забирают их и возносят на Престол Божий. И сами ходатайствуют, чтобы молитвы были услышаны Гсподом, как делают послы в миру, когда передают послания от своих правительств и добавляют что-то от себя, чтобы послания были приняты. Когда мы молимся, и ангел молится вместе с нами!

Сколькие и сколькие святые люди во время молитвы чувствовали рядом ангелов или ангела-хранителя, этого непорочного брата, что сопровождает нас везде, куда бы ни шли! Сколько помощи мы получаем, не зная об этом! Избавляемся от искушений, утешаемся, проясняется наш ум благодаря каким-то событиям, мы видим, как чудо нас спасает, и недоумеваем.

Именно поэтому мы должны сильно любить и благоговеть перед нашими старшими братьями, призывать их в помощь и быть внимательными, чтобы поступками своими не опечаливать их. Будем помышлять и об их труде, потому что в жизни ангелов их единственной работой и целью является выполнять желания Господа, непрерывно молиться, петь гимны и поклоняться Ему. И Бог отвечает им всё большими и большими откровениями.

И что только не приемлют они от Господа! Авва Исаак Сирин говорил, что ангелы принимают постоянно открытия тайн, которые, конечно, для нас совершенно неизвестны. Но Бог никогда не истощается, Он даже не положил начало своим откровениям и истощению Своему в Творении! Подумайте только, что прошло тысячи лет, когда Бог постоянно открывает и преподносит Себя ангелам! Когда же будет начало и когда будет конец?

Само извещение о тайнах, по словам святого, передается от одного чина другому, пока не дойдет до девятого чина. Дальше же переходит к Православной Церкви Христовой сюда на землю, к первым из пастырей и к последующим в соразмерности с их духовностью, а в конце доходит до нас недостойных. Потому и пишется столько книг по богословию и догматике.

Любовь Божия не имеет границ и меры. Бог самопрославляем. Он не нуждается в прославлении Его созданиями, но лишь по бесконечной любви создал Он существа, чтобы те наслаждались Им. В Писании говорится, что Господь сказал Иову, что когда сотворены были звезды одним Словом Божиим, и увидели это ангелы, восхитились и «восклицали от радости». То есть ангелы прославляли Бога за величие творения звезд.

Каждая звезда — материальное тело, обладающее своим весом. И тем не менее, оно находится в пространстве без какой-либо поддержки. И этих небесных тел бесчисленное множество, и двигаются они с непостижимой скоростью, и мы не видим Того, Кто их создал и привел в действие. Задумайтесь, что все эти потрясающие творения, эти подвешенные в воздухе и движущиеся колоссы, что светят и украшают небесный свод, родились благодаря Слову Божиему и управляются Им. Бог задал им такое гармоничное движение, что они двигаются как в самом начале, когда они были созданы, не отклоняясь ни на самую малость, и действуют они с научной точностью и с таким образовывающим их механизмом, чтобы сохраняться и не сталкиваться между собой благодаря Его Божественному провидению. «Кто так велик как Бог наш! Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого слова не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои!» — говорится в молитве на освящение воды.

«Кто уразумел Дух Господа!» Кто способен понять, как работает бесконечный Бог как в небесном, так ив земном мире? Вся вселенная, материальный и духовные миры — микроб перед бесконечностью Бога. Вообразите, что Он без усилий кормит всех животных, всех существ, пресмыкающихся, морских животных, всех. За миллионом живых существ, что живут и движутся, Он присматривает, обо всех заботится. О тех, кто наверху, о тех, кто внизу, о тех, кто в глубинах. «Переселюсь в глубины моря — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там снова Ты. Взойду ли на небо, там тебя увижу, куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» «Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих», — восклицает пророк Давид.

Но Божественное всемогущество не остановилось только на сотворении мира и ангелов, оно создало и человека. Своими руками Он придал ему очертание и Форму, а затем вдохнул в лицо его, и человек стал «душею живою». Душа его превосходит природу ангелов, потому что если те создались только Словом Божиим, то человеческая душа особым образом является дыханием Господа. Способ ее создания показывает, насколько она ценна,

А разум человека — это тусклое подобие Высшего Разума бесконечного Бога, То, что Он с такой тщательностью позаботился о человеке, показывает Его особое внимание к Своему существу и ценность Его создания, которое Он соделал царем и хозяином над всеми остальными Его созданиями. Поэтому всё создание творений, сколько духовных, столько и материальных, было трудом Божественной мудрости и любви по отношению к человеку. Ведь всё, что создал Бог на земле, Он сделал, чтобы порадоватъ человека!

Конечно, человек не удержался на этом месте, и даже не выказал благодарности Богу. А после его падения Божественная справедливость с болью и скорбью изгнала из Рая это избранное создание.

После же изгнания человек погрузился в грех, в безбожность, полностью позабыл о существовании истинного Бога и приписал свое создание творениям, идолам, и поклонялся созданиям, а не Создателю. Но бесконечная любовь Небесного Отца Господа следовала за человеком и не бросила его.

Тогда Божественное всемогущество выразилось в чем-то еще более существенном и глубоком. Что это было? Это то, что Господь «смирил себя», уничижил, опустошил Себя на нас, чтобы вобрать нас в Себя. Это была Его жертва ради недостойных и заслуживающих осуждения людей. Это Божество, этот абсолютный Дух олицетворился в одной конкретной материальной и духовной точке — в лице Иисуса.

Ради бренного, ради ослушного, ради отступника, ставшего жертвой страстей и демонов, Божество спустилось на землю и было распято на Кресте. Божество есть нечто потрясающее; и как непостижимо Оно по Своей природе и безгранично в Своих масштабах, так и в свойствах Своих оно бесконечно. Авва Исаак Сирин говорит, что Бог облекся в плоть, спрятал Свою Божественность, ограничил Божественный огонь в этом малом теле и пришел на землю, чтобы и земля смогла вынести Божественный огонь. Потому что иначе бы она сгорела. Это Слово Божие, что пришло от Отца и сотворило всё, что сказало: «Да будет... и стало», Этот всемогущий Сын Господа «стал плотью и обитал с нами», облекся в плоть, стал человеком, пришел к нам, поведал нам о Своем Небесном Отце и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Итак, Господь облекся в смирение, не имеющее границ, приклонился и приблизился к человеку. Но человек опять оказался неблагодарным и возвел Его на Крест! Одно лишь то, что жертвой Своей Он смог оплатить великое наказание человека перед Божественной справедливостью, говорит о Его могуществе. По Его всемудрости, по Его правосудию, по Его милости, по Его любви и состраданию Он решил, что искупление человека может произойти, только если Он Сам принесет Себя в жертву. Он претерпел все мучения Распятия и пролил Свою Пресвятую Кровь за нас. Кто из великих императоров на земле, из всех тех, что прошли через века, оставил царствование свое и отдал себя хоть за одного виновного раба, чтобы искупить вину его? Никто. Вот почему Господь всемогущ!

И когда Христос во плоти поднимался на небеса в день Вознесения Его, ангелы восхищались и смотрели на Христа с бесконечным желанием и любовью. Потому что они любили и служили Господу там, где находился Он во славе небесной, но до вочеловечения Его они не видели Бога как существо, чтобы выразить Ему всю свою любовь. Так, увидев Христа, восходящего к Отцу Своему Небесному в образе и форме человека, с божественной красотой, они были поражены и приняли Его с бесконечным восхищением. И прославили тогда Его милосердие, за этот мудрый замысел — принять человеческий облик, дабы спасти человека, и тогда полностью отдались созерцанию Его и наслаждению Им.

Если бы человек не пал, ангелы не узнали бы другой стороны любви – любви сострадания и божественного смирения. Так как до этого они знали только строгость Бога, наказавшего падший ангельский чин — ангелов, которые дошли до того, что стали демонами. Когда же из-за нашего падения они увидели Его в образе человека, искупительной жертвой, то полюбили Его безумной любовью в десять раз больше и обогатили свои знания о Боге. Из опыта же, который приобрели они после падения Люцифера, а в дальнейшем и человека, сделали выводы, укрепились и стали рядом с Богом очень сильными и уже несклоняемыми.

Бог видит и демонов, являющихся причиной всех зол, которые постоянно проклинают Его. И всё же, хотя Он их создал, Бог не уничтожает их, не «ликвидирует», но оставляет их хулить Его. Это Божия Слава! Чем смиреннее проявляет Себя, тем сильнее прославляется теми святыми, кто имеет духовные очи, чтобы восхищаться Им и созерцать Бога и Его тайны. Иоанн Евангелист говорит: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полную благодати и истины».

Святой Исаак Сирин среди прочих созерцаний говорит о богопознании и удивляется, говоря: «Интересно, до того, как Бог построил этот мир, что существовало ранее? Другой мир? Что было создано Им во времени, а что закончено? Он делал всё с нуля. Как посредством слова появилось столько вещей!» Это непостижимость Божия! Не хватит никаких слов, чтобы достойно прославить чудесное Имя Его! «Что воздам Господу за все благодеяния Его?» И всё же все мы на этой земле в большей или меньшей степени неблагодарные, хотя Он самыми разными способами являет нам Свою заботу и Свою любовь.

Царь-пророк Давид в Псалме говорит: «Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимещь дух их — Умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!..» Когда Господь привносит Свою доброту, то вселенные, то есть вселенная и гипервселенная, мир вещественный и мир умозрительный, наполняются Его добротой и благостью. И эта доброта — Его милость, Его сострадание и Его дары.

Когда эта доброта Божия простирается в этом материальном мире, мы видим солнечный день, плодоношение земли, наслаждаемся ароматом цветов и плодами растений, видим ручьи, холодные воды ущелий, горы, поля, животных — всё прекрасно. Когда же Он отворачивает лицо Свое и хочет нас либо наставить, либо испытать, тогда случается землетрясение, случается смерч, и мы видим, как всё сравнивается с землей.

Так происходит и в духовном плане. Пока мы находимся на пути Божием и пытаемся выполнять Его заповеди, повинуясь Его святой воле, мы принимаем Божественную благодать. Приходящая благодать преображает ум человека. Когда Десница Всевышнего осенит сердце и ум, человек становится богоподобным, входит в состояние созерцания Бога, выходит из себя. Его ум открывается и постоянно принимает различные таинства. И это богословие, когда касается человеческого ума, делает его по-настоящему ангельским небом. А сердце начинает предвкушать Царствие Божие и наслаждаться Божественным блаженством. И не только сердце, но и тело человека также наслаждается Божественной благодатью.

Когда же человек согрешит перед Богом и огорчит Дух Святой, благость Божия воспаряет, уходит, и тогда душа оказывается в очень трудном и грустном состоянии. Потому что лишение благодати приводит к отсутствию Бога, а отсутствие Бога ведет к духовному мраку и к состоянию душевного дискомфорта и трудностям демонического происхождения. И конечно, когда человек покается, признает свое падение и вновь будет искать Бога, Господь вновь приходит со Светом Своим, и снова зиждет сердце и разум, приводит их в первоначальное состояние, а возможно и в лучшее, так как обогатилось самопознание. Человек приобретает прежнюю и большую славу, переустраивается, перерождается и возрождается, потому что вернулся к смирению.

Мы недоумеваем — ну как Бог может терпеть все наши плохие поступки, которые совершаем мы, люди? Представьте только, сколько видит это недремлющее око ночью и днем в каждом человеке, и какое бесконечное терпение имеет! Совсем немного людей, которые Его радуют, которые Его упокоивают. Всё же остальные 99,9% хулят Его, бесчестят, не верят в Него, ругают Его, оскорбляют Его и столько другого. Всё это Он знает. И тем не менее, поскольку Бог обладает безграничной любовью, бесконечным состраданием, милостью, терпением и снисходительностью, Он не лишает их жизни, в надежде, что они перестанут выказывать нечестие по отношению к пречистому и достопочитаемому Божеству Его.

Далее третья часть Трисвятого Гимна: «Святый Бессмертный…» Ангелы, видя невероятные по красоте и божественной роскоши небесные вещи, поют гимны и славят Бога. И вдохновленные всеми этими знаниями и величием, они приходят в исступление, потому что не в силах выдержать красоту Его смирения и таинств, что открываются им с давних веков.

И так они славят постоянно бессмертие Божие, то, что Бог никогда не умирает, что нет конца простору Его существования. Так что все вместе — Бог, ангелы и души людей — будут бессмертными в бессмертной и вечной жизни, в богатстве и в бесконечном Царстве.

Святый Бессмертный! Да, Он и бессмертный. Он без начала и без конца. Он живет и дал жизнь. Он бессмертен и дал бессмертие человеческой душе и ангелам.

К этому ангельскому гимну мы, люди, прибавили: «Помилуй нас!» Ангелы этого не говорят. А мы говорим это, потому что мы грешны, потому что чувствуем свою греховность.

Да, мы славим Тебя, Боже наш, потому что Ты Святый, Ты Крепкий, Ты Бессмертный, но и просим Тебя дать нам милость. Помилуй и нас, прости нам грехи наши, не придавай значения ошибкам нашим, наставь нас на путь Свой, дай нам доброту и красоту душевную, чтобы и мы пришли на небеса, увидели, как ангелы поют Тебе гимны, как мыслят твою Святость, как созерцают Твою Крепость и как ощущают Твое Бессмертие. Аминь. Буди.

Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»

Все новости
  • Монашество