Таинство Божественной Евхаристии
Наш Христос в возрасте 33 лет завершил нынешнюю жизнь, покинув землю через крестную смерть. На Тайной Вечере Он передал апостолам Святое Таинство Божественной Евхаристии. Так, помимо Своего вездесущего присутствия, которое мы ощущаем, Он оставил как духовную пищу Свое Тело и Кровь.
Его Кровь изобильно и вечно изливается на каждом Святом Престоле. На Престоле приносящий себя в жертву Христос не только прощает грехи людей, но становится пищей и питием для каждого верующего, удостаивающегося Божественного Причащения. Столь велика была Его забота о нас (не только пока Он был на земле, но и когда телесно удалился от этой жизни), что Он оставил нам Таинство Божественной Евхаристии, чтобы Его верные, следующие за Ним, причащались и жили Его жизнью.
«Ядущий Мою плоть и Пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в Нем» (Ин 6:54). Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нем. Это происходит всякий раз, когда мы причащаемся. Если мы не примем телесную пищу, то организм начинает слабеть, терять силы, «немо- ществовать», и создается благоприятная почва для развития микробов и болезней. Так происходит и с нашим духовным организмом. Христианин, который не принимает Святой Хлеб и Святую Чашу, не вкушает плоть Сына Человеческого и не пьет от Крови Его, не питается как следует, и его душевный организм начинает разрушаться, микробы греха начинают его одолевать и угрожать духовному его здоровью. Кажется, что в нем нет жизни. Какой жизни? Жизни Христовой. Он мертвец по Христу.
Многие люди причащались (конечно, по попущению Божию) действительной плоти, настоящего мяса. Божественное Причащение у себя во рту они ощущали как сырое мясо! Это попускает Господь, чтобы показать, что они принимают в себя подлинную Плоть и Кровь Христову. Немалое снисхождение и утешение со стороны Христа нашего в то время, когда мы постоянно согрешаем!
Как вы знаете, мы в монастыре служим литургии каждый день. Поскольку у нас есть часовни и священники, в день мы совершаем до четырех литургий. Мы с отцами расходимся по параклисам (у нас в монастыре их много) и совершаем в них службы, чтобы не оставлять храмы без богослужений, и чтобы поминать имена.
Один юный монах пришел на две литургии в церковь архангелов Михаила и Гавриила. После Великого входа, как вы знаете, Царские врата затворяются. Иконостас высок, и не видно, что совершается во время самой Божественной литургии. Инок находился вне алтаря и молился, как вся братия. Как-то он набрался смелости и обратился ко мне:
- Геронда, могу я вам что-то сказать?
- Слушаю, — говорю ему.
- Когда я пришел в церковь на те две литургии, что вы служили в алтаре, а я сидел в стасидии, опустив голову, хотя я был вне алтаря и ничего не было видно, так как иконостас возвышался передо мной, но я мог видеть, что происходило внутри.
- И что ты увидел внутри?
- Что я увидел? Я увидел, что вы положили на дискос маленькую овечку и закололи ее. А на второй литургии я увидел маленького Младенца, Христа на Престоле. Что это было, геронда? Это было по грехам моим?
- Дитя мое, это Христос! Являются Тело и Кровь. Это любовь Христова. Бог совершил это для тебя, открыл очи твоей души, чтобы ты таинственным образом увидел и полностью уверовал, чтобы не было никакого неверия в твоем помысле. Разве мы не читаем в книгах о разных видениях, которые созерцали святые отцы в час Божественной литургии? Это произошло и сейчас во время Святого Таинства.
Расскажу вам еще одну историю.
Некоторое время тому назад жил в Ставровуни, монастыре на Кипре, один духовник, весьма добродетельный. Иногда он приезжал на Святую Гору и оставался примерно на месяц вместе с моим братством. Он стал иеромонахом, очень благочестивым человеком. Однажды вот что он мне рассказал: некий святогорец, зилот-старостильник (зилотами называются те, кто осуждают Церковь как кизматическую) приехал на Кипр из Скита святой Анны (я этого монаха также знал в юности, видел его и слышал о нем. Мы были в Малом Скиту святой Анны, а он был в Великом Скиту святой Анны).
Поскольку он был киприотом, то покинул Святую Гору и отправился на Кипр в монастырь Ставровуни, где хотел установить старостильнический порядок. Монастырь жил по новостильному календарю. Он начал рассказывать местным отцам о старом стиле и сказал иеромонаху, что христиане, живущие по новому стилю, не спасаются, что новый календарь анафематствован, что литургии, которые служатся, не являются литургиями, что Таинства, которые совершаются, не являются Таинствами, не имеют благодати, не имеют благословения и так далее. Иеромонах начал колебаться из-за таких размышлений, сомневаться - может быть, этот человек говорит правду, и, может быть, те литургии, которые он служит, не являются литургиями, и он совершает не Таинства, а какое-то театральное представление, чтобы его видел мир, и т. д. Он думал об этом и говорил с болью: «Пресвятая Богородице, помоги мне! Я подвергнусь вечному мучению!»
Размышляя об этом, в один из дней он начал служить Божественную литургию. Он совершил проскомидию, приступил к Божественной литургии, благословил Святые Дары, и, когда пришел час коснуться и раздробить Святый Хлеб, он совершил три поклона и прочел молитву, в то время как вне алтаря пели: «Тебе поем». Он преклонил колена, а когда встал, чтобы вознести Хлеб и сказать: «Святая святым», то увидел, что хлеб на дискосе превратился в плоть, в красное мясо! Прежде белая просфора стала красной. Увидев это, он ужаснулся. Он мне сказал, это было как мясо бедра - без жира, ярко-красное! Немедленно голос совести начал говорить ему, что это произошло из-за его неверия, поскольку он сомневался. Из-за этого, а также из-за посеянных тем монахом помыслов, с которыми, сам того не понимая, он допустил сосложение. Из-за его греха Бог позволил хлебу стать плотью. И он думал, как его взять, как разрезать, как опустить в Святую Чашу, как причаститься самому и как причастить монахов! Всё это заставило его вновь преклонить колени и горько плакать, не в силах видеть на дискосе мясо. «Согреших, Господи, на небо и пред Тобою, прости мне мое неверие!»
И когда он плакал пред Святой Трапезой, просил и умолял Бога простить ему его помыслы и неверие в Таинство, а также всё изменить, чтобы снова пред ним был Хлеб, то вошел служитель и спросил:
- Отче, что случилось? Могу ли я вам помочь?
- Нет, чадо мое, иди. Не надо. Я плачу о грехах моих.
Он плакал, долго плакал, а затем робко поднял глаза, чтобы увидеть, что происходит на Святой Трапезе. Смотрит на дискос и видит, что нет мяса! Снова явился белый хлеб! Он встал, раздробил хлеб и причастил с радостью и благодарением. Успокоилась и упрочилась в нем мысль, что литургия правильна, что она исполнена Святаго Духа, а неправильно то, что говорил ему отец-зилот, что новостильники вне благодати и вне Церкви.
Церковь есть Церковь, и 13 дней разницы в календаре не меняют благодати Святаго Духа. Этот иеромонах приезжал и всегда оставался с нами на Святой Горе, а затем почил со многим преподобием.
На Божественной литургии свершается это возвышенное и удивительное Таинство. Святая Трапеза уподобляется Голгофе, где был распят и предал Свой дух Христос. Предавая Свой дух Богу и Отцу, Он разрушил средостение, разделявшее Бога и человека из-за прародительского греха, эта стена пала, и расстоящееся собралось воедино. Такое таинство свершается на Святой Трапезе - примирение Бога и человека. Посмотрите на поразительную любовь и милость Бога к людям. Посмотрите на снисхождение Божие!
Каждая частица, погружаемая во Святую Чашу, является и душой, которая вначале поминается на Святой проскомидии, а затем на Святом Престоле. И когда диакон приготавливает Святые Дары ко Причащению, то погружает Тело Христово, а затем и оставшиеся частицы, во святой потир, говоря: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Святою». То есть очисти полностью грехи всех тех душ, которые поминались здесь через священные частицы, помещенные иереем в Святую Чашу. Всякая душа, падающая во Святую Чашу с Кровию Христовой, омывается от своих грехов.
Когда Церковь на Божественной литургии поминает и молится даже за Пресвятую Богородицу и за святых, и вынимает за них частицу, значит ли это, что Богородица и святые имеют нужду в поминовении? Просто частицы, вынимаемые и полагаемые в Кровь Христову, в Святую чашу в честь и память Преблагословенной славной Приснодевы Марии в честь и славу честного Предтечи, святых иерархов, святых дня и всех святых, вынимаются для того, чтобы эти святые через ходатайства Церкви восприняли еще более из неизмеримого Божиего богатства. И если святому прилагается слава, если так он еще ближе становится к Богу и более явственно и сильно ощущает Его присутствие, то сколь великая помощь приходит грешнику, когда он поминается, когда вынимается частичка за его имя, когда он воспринимает прощение и облегчение.
Давным-давно на Святой Горе был великий подвижник и духовник, которого звали Иларион. При нем был инок по имени Савва. Поскольку духовник был глубоким старцем и полагал, что скоро уйдет из жизни, то он решил оставить преемника, благословив на священство и духовничество инока Савву. Он отправился в монастырь, к которому он был приписан, получил разрешение у собора обители и пригласил архиерея, чтобы совершить хиротонию. Поскольку каждый новорукоположенный священник должен отслужить сорок литургий, архиерей сказал старцу Илариону:
- Геронда, я оставлю вам имена, чтобы их поминал отец Савва, когда будет совершать сорок литургий.
- Конечно, Владыко, приносите Ваши записки. Старец отнес записки к отцу Савве и сказал:
- Чадо мое, Савва, вот имена от Владыки, поминай и их вместе с другими. Отец Савва взял записки и стал поминать.
Однажды ночью, собираясь на службу, он вышел из своей келии, прочитал последование и отправился в часовню, где ожидал старца, чтобы получить от него благословение, прочитать входные молитвы, дабы приступить к Божественной литургии.
Пока он сидел в стасидии, к нему пришло видение, и он очнулся, когда пришел его старец. Он сказал старцу:
- Геронда, я кое-что видел.
- Что ты видел, чадо мое?
- Я видел, что приступил к Божественной литургии, что уже произошло освящение Честных Даров, и, прежде чем причаститься Святых Таин, я попросил у пономаря дать мне записку епископа с именами. Полученную записку я положил рядом со Святой Чашей, и со святой лжицы орошал каплей Святой Крови каждое имя, и имя исчезало. Так стерлись все имена, написанные на бумаге. Когда все имена исчезли, то пришли вы, а я очнулся. Что это означает, геронда?
- Это то, во что мы веруем. Разве мы не верим, что Кровь Христова дарует прощение тем душам, имена которых поминаются на Божественной литургии? Поэтому изглаживаются грехи с каждого имени, которое поминается на священной проскомидии и частичка которого опускается в святой потир. Так произошло и здесь. Бог показал это тебе, чтобы ты полностью в это поверил, чтобы дать тебе возможность поминать многие имена, чтобы души получали помощь в ином мире.
С той поры отец Савва каждую Божественную литургию поминал множество имен.
Для этого совершается Божественная литургия. Она совершается не только ради живых, чтобы их хранил Бог от всякого зла, чтобы даровал им здравие, простил им грехи, просветил на истинном пути. Прежде всего она совершается для тех душ, для тех людей, которые ушли в иную жизнь. Живые еще могут спастись через покаяние, исповедь и добрые дела. Но ушедшие души уже не могут совершенно ничего для себя сделать, потому что «во аде нет покаяния» (Свт. Иоанн Златоуст).
Мы, живые, будем молиться об этих душах, чтобы Господь помиловал их и простил им грехи. И поскольку мы чувствуем себя грешниками, и наши молитвы не доходят до Бога и не умилостивляют его, то ходатаем мы делаем Самого Христа в самом таинстве Его Тела и Крови, чтобы Он ходатайствовал за грешные души прежде усопших христиан.
На каждой Божественной литургии Бог «должен» освятить Честные Дары, чтобы сделать их Телом и Кровью Христовой, дабы освятить живых верующих и души, находящиеся в ином мире. Так что на каждом престоле, на котором совершается Божественная литургия (а каждый день она может совершаться на многих престолах мира, где есть Православная Церковь), происходит Божественное пресуществление. Христос благословляет благодатью Святаго Духа Честные Дары и превращает их в Свое Тело и Кровь, которых мы причащаемся и становимся едиными с Ним.
А поскольку Христос свят, то свят и престол, на котором происходит всё это священнодействие. И соответственно весь алтарь становится Святая святых, поскольку здесь совершается вся литургия, всё таинство, сюда сходят ангелы, сходит Христос, нисходит Святой Дух, вся Святая Троица, и освящаются Честные Дары. Поэтому и дети, входящие в алтарь, не должны разговаривать и шуметь, ибо из-за этого скорбят находящиеся там ангелы. Если же дети стоят там внимательно, по-ангельски, как ангелы, то и ангелы им вкладывают в их сердечко большую радость и благословение. Мы должны чувствовать, что священно то место, где мы ступаем, и не пристало там двигаться и разговаривать. Конечно, и мы, священники, должны говорить детям об этом.
В Ветхом Завете говорится, что первосвященник раз в году входил во Святая святых, в алтарь, и принимал таинства Бога. Это место считалось настолько святым, что в него не позволялось входить больше, чем раз в году. Теперь же во время таинства Божественной литургии, которое зачастую свершается каждый день, мы можем низводить Христа на землю и на Святую Трапезу. Но конечно, и мы сами должны быть чисты и святы.
В прошлом году, как я помню, мне позвонило одно мое духовное чадо, очень одаренное и добродетельное. С некоторым беспокойством она сказала мне:
- Геронда, мне хотелось бы рассказать о том, что со мною случилось. Я очень расстроена, потому что думаю, что причиной того, что я почувствовала, являются мои грехи.
- Дитя мое, что же с тобой случилось?
- Отче, когда я была в монастыре, который следует старому стилю, и причастилась, то едва я приняла Святые Дары, как частица Святаго Хлеба сделалась мясом у меня во рту, и я не могла ее жевать. Настоящее мясо, и как только я его проглотила, то почувствовала во рту сильное благоухание! Я приехала в город и причастилась здесь в митрополии. В этот раз я причастилась в праздник по новому стилю, но вновь частица стала мясом, и я почувствовала такое благоухание, что вот уже неделя прошла, а я ни кусочка пищи в рот не положила, потому что не хочу терять благоухание Божественного Причащения. Это со мной происходит из-за грехов моих?
- Нет, дитя мое, дело не в этом. Бог полюбил тебя и показал тебе это таинство, чтобы ты неколебимо уверовала в то, во что веруем мы, православные христиане. Хлеб и вино по благословению и молитвам Церкви после сошествия Святаго Духа прелагаются в Тело и Кровь Христа. Мы приобщаемся нашему Христу через Его Плоть и Кровь, становимся едиными с Ним, и тогда освящаются и наши плоть и дух. Ты получила благословение от Бога почувствовать это, чтобы увеличилась вера твоя в Божественное Причащение, и чтобы ты подготавливалась к нему еще лучше.
Когда в 1972 году я приехал на Синай, в монастырь святой Екатерины, я подумал, что было бы богоугодным делом на следующий день послужить Литургию там, где были ее святые мощи. И действительно, я послужил литургию. Мы вынесли святые мощи поклонились им, и место наполнилось благоуханием. Было очень хорошо. Вечером же, беседуя о Божественной литургии и о Божественном Причащении, мы коснулись и вопроса старого стиля. Тогда поднимается одна дама, духовником которой был о. Ангелос Нисиотис в Афинах, очень духовный человек, защищавший истину в этих вопросах, и говорит мне:
- Однажды, отче, мы были в поездке с нашим духовником, и в одной церкви он служил Божественную литургию. По обычаю и по совету старца, куда бы мы ни ехали, мы подготавливались и причащались. Так мы сделали и в тот день. Служил отец Ангелос, и когда он вышел из царских врат со Святой Чашей, то сказал: «Чада мои, как мне вас причастить? Посмотрите, что произошло!» И что мы увидели? Я видела, отче, своими глазами видела, что в Чаше были мясо и кровь! «Я не могу вас причащать этим, - сказал он нам, - могу только причастить вас Святой Кровью». И он дал нам только Кровь, а не Плоть. Он не мог иначе. Как он потребил их, какие молитвы он сотворил, и как Божественное Причастие снова превратилось в хлеб, знает только Бог и наш духовник!
Видите, как хлеб и вино становится Телом и Кровью Христовой? Этому мы приобщаемся. Поскольку как люди мы не можем принимать в качестве плоти сырое мясо, наш Христос даровал нам его в образе хлеба. Поэтому, когда мы причащаемся, то должны причащаться внимательно, не торопиться, потому что иначе можем навредить. Нужно подождать, когда священник вложит лжицу в рот, и после того спокойно сомкнуть губы, чтобы священник вынул святую лжицу. Не спешить, не торопиться. Если кто-то не успеет взять в рот святую лжицу, Тело Христово может упасть. Нужно быть очень внимательными.
Приведу вам и еще один поразительный пример.
Был один большой монастырь, где было 200-300 монахов, много священников и диаконов. Каждую неделю каждый священник и диакон совершали свою череду. Один диакон всё время находил какую-то причину, уступал свою череду другому и не служил. Игумен наблюдал, как он передает свою службу другим, и однажды сказал ему: «Прочитай входные молитвы со священником, отслужите литургию». Диакон сначала воспротивился, потому что снова не хотел служить, но в конце концов подчинился и пошел. Он принял участие в литургии, но был раздражен, потому что старец не дал ему поступить так, как ему хотелось. Он был сильно взбудоражен во время службы. Потом разгневался на алтарника, что тот не обслужил его должным образом. Конечно, в таком возбужденном состоянии он был недостоин служить, потому что никто не должен служить литургию в смятенном и нервном состоянии. Еще до служения литургии подобает находиться в должном состоянии и тем более во время ее самой.
В конце Божественной литургии, как вы знаете, Святые Дары потребляет диакон. Иерей выходит на амвон, совершает отпуст, раздает антидор, а диакон потребляет Святые Дары на жертвеннике. И как прежде он был раздражен, в таком же состоянии он потреблял и Честные Дары. Так как он всё делал торопливо и волнуясь, частица даров упала. Он и по этому поводу снова рассердился, пытался подобрать частицу. Когда он собирался положить частицу лжицей себе в рот, то он услышал голос Святой Частицы, говорящий ему: «Лучше быть на полу, чем у тебя во рту!» Понимаете, что сказал Христос? Что пол лучше, чем уста раздраженного и гневного человека. Однако диакон потребил дары, несмотря на глас Христа. И в конце рассказа написано: «Ах, каково долготерпение Христово к состоянию священнослужителя!»
Приведу вам и другой пример.
В Иерусалиме много лет назад два священника, которые не готовились должным образом к службе и, хотя явно были не в порядке, тем не менее собрались отслужить Божественную литургию. Все мы люди, и со мной не всё в порядке. Едва первый священник подошел к двери, чтобы открыть ключом церковь, как упал и умер. Второй священник в час, когда поется Херувимская: «Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе» — и тихо читается молитва: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем небесным силам...», также пал и испустил дух.
Эти примеры я привожу не только для нас, священников, но и для каждого верующего человека, собирающегося причаститься. Он может и не упасть, не умереть, но может заболеть или претерпеть что-то еще. Приходит апостол Павел и говорит: «Да испытывает себя человек и так да ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (Кор. 11:28). То есть человеку подобает испытывать, проверять себя, думать о том, Кого он примет внутрь себя, как он Его примет, как воспримет, и после того принимать Тело и Кровь Христову.
Однако какое приготовление следует совершить, чтобы Божественная Евхаристия была в жизнь вечную? Следует привести себя в порядок через отказ от грешной жизни, через покаяние, через омовение священной исповедью, через пост, молитву и примирение с ближним. И тогда Божественное Причащение будет в жизнь вечную. Апостол Павел говорит: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 29:31). Многие не являются достойными таинства из-за неправильной подготовки, поэтому среди нас много больных и многие умирают.
Некоторые люди, которые не исповедовались, говорят: «Как я причащусь, ведь я не исповедовался, я недостоин!» и воздерживаются от Божественного Причащения. Это хорошо, потому что показывает, что они понимают свою греховность и почитают таинство. А тот, кто чувствует себя нераскаянным, неисповеданным, неочищенным, неомытым, и тем не менее набирается наглости идти к Причастию, тот не почитает Принимаемого, и поэтому святые таинства приносят ему не пользу, но погибель. Божественное Причащение для недостойно причащающихся становится огнем, болезнью и смертью.
Конечно, никто не является достойным, но после соответствующего приготовления, по благодати и милости Божией, христианин удостаивается причаститься «в жизнь вечную». Многие жалуются, что причащаются с холодностью, что нет у них теплоты душевной и так далее. Перед Божественным Причащением нужно проверить себя и начать молиться, и говорить по-настоящему, осознанно: «Ах, нет у меня преуспеяния, Боже мой! Ах! Как я подойду причащаться, когда я исполнен язв. Смердят язвы мои! Здесь я пал, здесь пошатнулся, здесь голову разбил, у меня такая-то страсть, такая-то слабость. Какая же я прокаженная душа! Преуспеяния нет у меня. Прошло столько лет, а я не победил ни одной страсти, ни одной слабости. Сколькие помыслы и похоти побороли меня! Как я приму внутрь себя Христа? Он свят. Святые ангелы желают приникнуть ко Святому Жертвеннику, преклонить главу и узреть Святой Престол, Святое Возношение и боятся, не дерзают. А я, жалкая, грязная душа, дерзаю не только "приникнуть", но и есть Плоть и Кровь Господа! Я сатана, диавол, причиняющий соблазн ближнему! Я убийца, убивший своим осуждением доброе имя стольких людей. Я, причинивший соблазн своим празднословием, своими словами, своим с видом. Разве не правда это? Сколько грехов я сотворил, как никто на земле? Прими же, Боже, меня, молящегося Тебе, как разбойника, как убийцу, как блудницу и спаси меня!» Такая подготовка приведет нас к духовному отрезвлению, и сердце наше ощутит великое смирение пред Святой Чашей.
Не будем осуждать никого, чада мои, и не будем соблазняться тем, что происходит в Церкви. Нужно быть внимательными к священникам, не огорчать, не раздражать их, не злословить, не осуждать, потому что это опасно. Не будем идти на поводу у различных слухов и мнений других, колебаться из-за того, что происходит по человеческой немощи. Пусть я, или другой священник, или владыка допустили ошибку. Церковь - не один или два человека, а единое тело миллионов православных, это весь народ Божий. Никогда не следует осуждать Церковь из-за того, что один священник в каком-то случае оказался невнимательным. На священника следует смотреть как на образ Божий, и как бы грешен он ни был, таинства, которые он совершает в Церкви благодатью Святаго Духа, действительны. Только если священника извергнут из сана, таинства недействительны. Василий Великий говорит: «Не суди священника, ибо если он достоин, то будет огнем, и ты сгоришь. А если он недостоин, то будет углем, и ты замараешься». Так что нужно быть осторожным, потому что или обожжешься, или замараешься.
Однажды я читал еще вот такую удивительную историю:
Один священник совершал Божественную литургию, хотя не был к ней готов. Ангел, присутствовавший у Святой Трапезы, упрекнул его, и священник наложил на него епитимию - оставаться на этом месте и никогда оттуда не уходить. Ангел тогда тоже наложил на священника епитимию, состоявшую в том, чтобы тот не мог умереть. Священник постоянно перемещался из одного прихода в другой, и никто не мог понять, что этот человек не мог умереть.
Однажды был праздник мученика, пострадавшего в городе, где служил этот священник в то время, когда они с ангелом наложили друг на друга взаимную епитимию. Священник опять перешел в другое место и, когда он совершал Божественную литургию в праздник этого мученика в присутствии епископа, сказал архиерею: «Когда этот святой пострадал в том городе, я там служил».
Владыка, едва услышал эту историю, отправился вместе со священником в тот город и в ту церковь. И увидел, что ангел стоит неподвижно у Святой Трапезы. Как только они простили друг друга, священник «застыл» и немедленно умер, а ангел вознесся в небо!
Видите, какой силой обладает священник во время Божественной литургии? Он может наложить епитимию даже на ангела. Видите, какие страшные тайны являет нам православная вера? Но и мы, священники, должны быть весьма внимательны. Служащий священник должен быть чистым душой и телом. Особенное внимание требуется ко гневу и ярости, ибо они препятствуют приближению Святаго Духа, если Он обнаружит служащего в таком состоянии в час литургии.
Духовник, который дал мне ставленую грамоту для таинства священства, был святым человеком. Давая мне ее, он сказал: «Послушай, чадо мое. Если священник будет прилежен в своем служении и сохранит ту благодать, которую он принял от архиерея, это возводит его на третье небо. Однако если он не будет внимателен и совершит нечто недостойное священства, это приведет его к падению и к глубинам адовым. Это чин, к которому надлежит приходить чистым. Поэтому говорят: "Лучше быть в старой рясе в Раю, чем с епитрахилью в мучениях!" Здесь на Святой Горе мы с трудом даем ставленые грамоты, потому что это очень серьезный и опасный вопрос».
Мы, ставшие священниками, должны быть внимательны. Если мы понуждаем себя, то будем внимательны и к своему духовному стаду. Мы первые должны идти в исповедальню и в точности исповедовать свои грехи. И этому будем учить и наших духовных чад. Чтобы стяжать благодать Святаго Духа, нужно хранить нашу Православную веру с максимальной духовной тщательностью. И желаю, чтобы все мы вместе, прощенные и помилованные, оказались в Царствии Божием. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»