Три сестры
Некоторый добрый отец имел трех дочерей, которые все были весьма различных нравов. Юлия, Евергетта и Луиза (так звали сестер) были уже взрослые, поэтому отец давал им достаточно денег на оплату служанок, на подаяние бедным, и на покупку себе уборов, дабы узнать, как они будут управлять своим имением.
Юлия через каждые три месяца платила исправно своей служанке, покупала все на наличные деньги, и причинивши кому-нибудь убыток, тотчас старалась заплатить. Однажды приехала она с обеими своими сестрами в галантерейную лавку, и там уронила не нарочно чернильницу и залила чернилами несколько аршин кружева.
– Я должна вам за это заплатить, – сказала она купцу, и тотчас отдала ему деньги.
Луиза взяла несколько товаров и сказала купцу, что деньги заплатит после. Евергета ничего не купила.
Возвратившись домой, сестры спрашивали у Евергеты, почему не купила она тех уборов, которые давно уже хотела иметь.
– Я могу и без них обойтись, – отвечала она.
– Ты очень скупа! – вскричала Луиза.
– Нет, я не имею этого несчастья, – сказала Евергета. – Но у меня денег не хватило. Послушайте, я скажу вам на что я их потратила. Сегодня утром увидела я, что у моей девки глаза заплаканы. Я спросила у нее, о чем она плакала? «Ах, сударыня! – отвечала она мне. Мать моя очень больна, не может работать и не имеет никакого пропитания. Вот что меня огорчает». Я отдала ей те деньги, которые назначила было на покупку и сказала ей: «Отнеси эти деньги своей матери, и если ты можешь помогать ей своей работой, то пожалуйста, делай это, я постараюсь давать тебе больше времени, и сама буду за тебя делать все возможное». Юля! Я видела у тебя много денег, когда ты платила за кружево. Пожалуйста, помоги этой бедной женщине. Я сама у нее была и видела в какой она бедности.
– Я очень о ней сожалею, – отвечала Юлия. – Но помогать ей я не обязана. Она не оказала мне никакой услуги.
– А я это сделаю! – вскричала Луиза. – Ах! Как дурно иметь такое сердце, чтобы не хотеть помогать бедным! Вот три червонца, возьми их, любезная Евергета, и отошли к бедной женщине.
– Но не слишком много ты даёшь? – спросила Евергета, обняв ее.
– Ах, нет! – отвечала Луиза. – Пожалуйста, возьми, я знаю, что делаю.
На третий день после этого Луизина девка пришла к отцу ее жаловаться, что барышня ее давно уже не платит ей денег. Она просила, чтобы он ее отпустил из своего дома. Через несколько минут пришли к нему двое купцов.
– Большие ваши дочери, – говорил он, – платят мне исправно, а меньшая ничего не платит. Я отпускал ей перья, но денег за них еще не получил.
Другой купец пришел с такою же жалобою:
– Дочь ваша, – говорил он, – брала у меня разные материи на платье, но еще ни копейки за них не заплатила.
Отец отпустил купцов, заплатив им обоим. Потом приказал он позвать к себе в кабинет всех своих дочерей.
– Скажи мне, – говорил он Юлии, – на что употребляла ты свои деньги?
– Извольте прочитать эту записку, – отвечала Юлия. – Я записывала в ней все свои расходы.
– Очень хорошо, – сказал отец, прочитав записку. – Я вижу, что ты исправно платила все свои долги. Но для чего не записывала ты подаяний, которые делала бедным?
– Я не делала почти никаких подаяний, – отвечала Юлия с некоторым смущением, – у меня остались еще деньги.
– Батюшка! – сказала Луиза. – Мною будете вы больше довольны. Я раздала бедным все свои деньги, сколько их у меня было.
– Как-же расплатилась ты со своими долгами?
– Ах, батюшка! Я думала, что в другой год их заплачу.
– А ты, Евергета, как поступила со своими деньгами?
– Половину употребила я на плату моей служанке и на покупку нужных вещей, – отвечала Евергета, – а другую половину раздала бедным.
– Евергета одна, – сказал отец, – употребила свои деньги так, как я желал.
Ты, Юлия, исполнила первую из своих должностей, то есть отдала всякому надлежащее. Но не довольно того, чтобы быть справедливой, надобно еще по возможности делать добро и другим людям.
Луиза позабыла то, что должно быть справедливой прежде, нежели щедрой, и что добро делать надобно без обиды другим. Ты раздавала свои деньги незнакомым людям и в то же самое время обидела свою девку, которая не хочет уже тебе служить. Я заплатил твои долги, но в наказание за твою безрассудность, три месяца не будешь ты получать от меня денег, и лишишься удовольствия делать подаяния бедным.
Что касается тебя, Юлия, то деньги, которые у тебя остались, тебе уже не нужны. Ты не находишь удовольствия в подаяниях. Отдай их Евергете, она заслуживает быть богаче вас обоих. Потому что она и справедлива и добро делать любит.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”