В день первоверховных апостолов Петра и Павла
Дам ти ключи Царства Небесного. (Мф.16:19)
Стоящим нам в храме сем, милосердая Божья рука подаёт невидимо ключи, которыми могли бы мы себе отворить врата небесные и взойти в храм вечного блаженства. Ибо нынешнее Евангелие во уши всякому из нас велегласно вопиет: «Дам тебе, дам ти ключи Царства Небесного». Знаем мы, что сии слова к твоему, божественный Пётр, лицу произнесёт Спаситель наш, но знаем и то, что ты принял сии ключи, чтоб оные вручить нам, то есть Церкви, верующей во Христа Сына Бога живаго, знаем же и то, что ключей сих есть столько, сколько есть разных, единому Богу извеных, путей ко спасению.
Сей драгоценный приняв дар, сколько радоваться, столько и опасаться должны, чтоб мы, имея в руках ключи, не остались вне дверей Царствия Христова, и не случилось бы нам никогда напрасно вопить: «Господи, Господи, отверзи нам». Мы носим висящие на руках наших ключи, убо имеем данную нам силу и власть отворять блаженные райские двери. Но чтоб с большим успехом сим вожделеннейшим пользоваться дарованием, рассмотрим, что нам под именем ключей разуметь надобно.
Под именем ключей разумеется власть вязать и решить. И хотя собственно по разуму Евангелия властью сею почтил Иисус Христос Церковь свою, однако понеже «несть власть, аще не от Бога» и всякая власть некоторым образом должна вязать и решить, следовательно, всякую власть под именем ключей разуметь не противно Евангелию. А отсюду открывается явственно, что все властелины пред Богом суть только строители и икономы, носящии на руках своих ключи, чтоб отворять и затворять то, что им повелено, и во всём поступать по предписанному правилу, а един Бог есть полный властелин всех вещей и верховный правитель всех дел. Пред Ним падает всякая высота человеческая и затмевается всякое блистание славы. Ему единому вся тварь вопиет: «Благословение и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков. Слышите убо цари и разумейте, научитесь судьи концов земли, внушите содержащии множеста и гордящиеся о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышнего».
Пред ним не тот велик, кто наружным всех удивляет сиянием, но кто порученную себе от него должность исправляет верно, опять не тот мал, кто невеликие имеет дарования, но кто великие получив, малые или никаких не приносит плодов. Не в том сила, какой кто получил ключ, золотой или железный, но в том, чтоб знать, как его употреблять. Почему хотя разные должности, власти, чины, звания, правительства, однако всеми оными стезями до единаго доходим пути, к единой поспешаем мете, разными ключами, но единый отворяется благополучия храм. Но не в пространстве слова рассмотрим, кому именно вручены сии ключи.
Во-первых, ключи сии вручил Иисус Христос Церкви своей, а особенно, верным Церкви своей служителям и мудрым строителям священного дома Своего, яко драгоценный залог любви Своей, ключ вязать и ключ решить или развязать. Господь человеческое свирепствует упрямство и ожесточение, потребен ключ вязания, а чтоб сокрушаемому сердцу подать отраду, потребен ключ решения. Ключ решения употребляет Церковь, когда даёт право к получению вечного живота. А даёт право, когда нас отраждает крещением, питает Божьим словом, укрепляет тайнами, возращает благодатью, а чрез то делает нас членами таинственного Тела, то есть преславного христианского общества.
Но великия потребны дарования, чтоб уметь употреблять ключ сей. Для сего надобно верности Петровой и мудрости Павловой. Верности, чтоб иметь дух горящий ревностью ко спасению душ человеческих, а мудрости, чтоб наблюдать все случаи и употреблять все способы для приобретения другого. Без сих дарований пастырь есть наёмник и служитель – предатель, и о таковых-то говорит Евангелие, что они сами в Царство Небесное не входят и других не вводят: «Горе вам законником! Яко взясте ключ разумения, сами не внидосте и входящим возбранисте».
В примере мудрых и верных Божьих строителей предстоят нам ныне празднуемые апостолы – божественный Пётр и священный Павел. Они, приняв златый решения ключ, оным отворили себе путь в отдалённейшие страны, царства, грады и самые ожесточённые отверзли сердца. Восток принял их дверьми славы, запад оглашён их проповедью, север и юг обтекли их красные ноги. Уступило им могущество непобедимых владетелей, скрылись пред ними суетные человеческие мудрости, хитрости и все роды мучений их терпением побеждены были. Почему по справедливости могли они своему Пастыреначальнику говорить: «Христе, данными нам от благости твоей ключами, жестокие отворили мы сердца, а тем самым отворили в оные вход Тебе, отворили же и им вход в блаженное Царство Твое». Сей есть ключ решения.
Но есть ключ и вязания, когда отъемлется право к получению живота вечного, и не правный христианин, яко гнилой член, от общества христианского отсекается. «Елика бо аще свяжете на земли, – сказал Христос служителем своим, – будут связана на небеси». О страшный ключ! Погрозил было Спаситель сим ключом апостолу Петру, не попустившему свои омыть ноги, когда сказал: «Не имаши части со мною», тогда с великим смущением Пётр возопил: «Не ноги токмо, Господи, но и всего меня, и руки, и главу». Только ж служители Христовы в деле сем с великой должны поступать осторожностью: «Даде бо Господь власть сию на создание, а не на разорение». Сии духовные ключари должны больше действовать ключом решения, нежели ключом вязания, и не тотчас громом анафемы ударять, но с терпением ожидать других обращения и снисходить к немощи души кающейся, опасаясь, чтоб не пало на них оное слово: «Не весте, коего духа есте вы».
Кроме сих ключей церковных, верховный Владыка твари вручил ключи свои и великим государям Помазанникам своим, и всякой власти ключ вязания и ключ решения. Ключом решения отверзают они подданным своим благополучия храм, и правительства своего трудами приобретают нам вожделенный покой, когда всех нужды в единой своей объемлют главе и ко всякого требованиям снисходят милостивно, а чрез то своё государство делают подобным оному Навуходоносором виденному древу, которого под приятной тенью все покоятся, все радуются и, яко птенцы под крылами матерними, любезно опочивают. Златый воистинну ключ, которого действием толикия обретаем мы сокровища!
Имеют же они и ключ вязания, который ключ Павел называет мечом: «Не бо без ума, – говорит, – меч носят». Сим мечом отсекаются гнилые члены от здравого общества тела, и сим ключом связывается своевольство развращённых нравов. «Хощеши ли не боятися власти? – вопрошает апостол, – благое твори и имети будешь похвалу от него. Аще ли злое твориши – бойся». Можно сказать, что великим государям Бог вручил не токмо ключи царства земного, но и Царства Небесного. Ибо государи, как о спокойном вручённых себе пребывании, так не меньше и о вечном их спасении, попечение иметь одолжены. Они своим высоким примером вдыхают всем любовь к благочестию, снабжают Церковь достойными пастырями, распоряжают и щедро содержат училища к просвещению всех познанием спасительной истины и тем отворяют нам дверь к блаженству вечному.
Дал же Господь Бог и всякому человеку ключи: ключ вязать самого себя и ключ – решить. Чрез сие разумеется свободность человеческая. Естество души нашей одарено от Создателя беспринуждённым произволением избирать доброе и отвращаться зла. Когда, смущаемые страстями, предпочитаем мы худое доброму, тогда сами себя связываем. Развязываем же самих себя, когда охотно пленяемся красотой добродетели. Сему не противно то, что Божия благодать управляет волю нашу ко всякому добру, ибо самое действие благодати требует воли нашей согласия. «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете и не послушаете Мене, меч вы пояст, – уста бо Господня глаголаша сия». Почему имеем ли мы нужду в удалённые идти страны или много претерпевать трудов к снисканию спасения, когда ключи в руках наших находятся? Да не ключи токмо, но и самое Царство Небесное внутрь нас есть по свидетельству вечной Истины. Аминь.