В день Воздвижения Креста Господня
Православная Церковь предлагая нам ныне Крест, на котором Иисус Христос совершил спасение наше, составляет торжество, и созывает нас воззреть на сие изображение страстей Христовых. Располагает нас, чтоб уразуметь и силу Воскресения, и совершение страстей Его, и, уразумевши, тем более исполнить почтение Кресту достойное христианина. Примем мы в рассуждение, какие страсти подъял Спаситель наш в деле нашего искупления, и употребим сии размышления в нашу пользу.
Как совершил тайную вечерю Иисус Христос купно с учениками своими, то пошел он за поток Кедрский в Гефсиманию, и при наступлении нощи удалился на молитву: где рассуждая о страсти своей, а более о тяжести гнева Божия, которому грехами своими подверг себя человек, в великом был подвиге, так, что от ужаса возопил как человек: «Прискорбна душа моя даже до смерти» (Мф. 26:38).
Христиане избавленные от осуждения, которому вас грехи ваши подвергали, наследники вечного блаженства! Когда вам случается какое-либо преткновение, соблазн или побуждение к законопреступлению: ощущаете ли вы в сердце вашем страх Божия суда, которому подвергнуть вас может грех; ужасаетесь ли этого несчастливого состояния, которым преступникам угрожает Евангелие; Боитесь ли вы тогда потерять блаженную вечность; вам тогда должно быть в равном подвиге для избежания греха, в каком был Иисус для избавления нас от него. Великое или малое будет то искушение, которое вас потревожит: но ты христианин равно должен подвизаться против него, и не меньше скорбеть духом твоим ужасаясь греха, сколько бы тебе должно скорбеть ужасаясь последующего за ним осуждения.
Потом приходит ко Христу предатель, приветствуя его: «Радуйся, Учителю», и множество народа со свещами. Сие сборище делает вид хороший, но намерения его злодейские.
Православные христиане! Когда мы приходим в храм Божий, чтоб нам приблизиться к Спасителю нашему, чтоб принести приятнейшие молитвы: когда мы украшаем и освещаем его светильниками: вид нашего почитания тогда блистателен. Но соответствует сему расположение вашего сердца, ваших мыслей и желаний; вы возжигая свечи находите ли в сердце вашем пламень любви Божией; вы стараясь сохранить всякое благолепие церкви, очистили ли души ваши от скверн греховных; вы, которые украшаете сии храмы, украсили ли себя добродетелью; вы, которые воссылаете хвалы Искупителю своему, и преклоняете пред ним главы и колени ваши, прославляете ли его вашими делами, и покоряете ли ему свою волю; вы принося покаяние, не имеете ли намерений, чтоб вам больше успеть в беззаконных предприятий ваших; если мысли ваши не согласуют с вашими словами, и воздаваемые Иисусу почести не соответствуют искренности вашего сердца: то они суть льстивые лобзания Иуды: тогда ваши слова не больше значат, как сие слово Иудино: «Радуйся, Равви». Если где есть такое собрание: то сие собрание есть сообщников предателя.
Когда Иисус приведен был в сонмище иудеев, они все поругания, какие только злодейство их вымыслить могло, исполнили. Но как злость человеческая не имеет пределов, а простирается далее: то иудеи, когда не могли ничего сыскать, чем бы обвинить Иисуса, так на лжесвидетелях утверждаясь, делают совет, чтоб его убить.
Христианин, вспомни, что Иисус Христос такой любовью наполнен был ко всем, что Он бедных, беззаступных и нищих братией своей почел. Ты имеешь пред своими глазами многих неповинных, которых злость и сребролюбие приводит в не счастливейшее состояние: защити их, если можешь: не будь продерзлив и легковерен, чтоб тебе стремиться на осуждение ближних твоих. Глас народа да не восколеблет сердца твоего. Будь ревнитель истины: не верь лжесвидетелям, которые, или для того, угодить своим начальникам, или, чтоб следовать слепо разглашению народному, охуждают многих в том, чего сами не знают. Вспомни сие слово евангельское: «Не осуждайте. Да не осуждени будете» (Лук. 6:37). Ты не сердцеведец, не вверяй себя мнениям других. Тогда ты исплнишь долг христианина, когда утесненные сыщут в тебе покровителя, бедные довольство, отверженные пристанище, и неповинно осужденные заступника.
Представили Иисуса пред игемона: он вопрошает по их клеветам: вопль жидов не дает места к ответу. Игемон убежден корыстолюбием, «Хощете ли», говорит, «да отпущу вам Иисуса глаголемаго Христа» (Мф. 27:16): но народ при всем том вопиет, чтоб Учитель истины предан был смерти. Игемон вопрошает: «кое зло сотвори; они же излиха вопияху: да пропят будет» (Мф. 27:23). Вот резон к обвинению достойный злого народа и пристрастного судии!
Христианин войди ты в себя, и вникни, не столь ты зол, чтоб тебе предать неповинного человека несчастием, обидеть кого-либо, или и совсем разорить.
Судия! Столь ли ты несмыслен, чтоб тебе только за то осуждать человека, что много про него говорят худо неосновательные люди, или, что ты невниманием и леностью воспящен от искания истины: или, что сребролюбие тебя ослепило. Как возможно для сего счастье, а более жизнь человека пренебрегать.
Пилат видя, что народ словам Иисуса Христа не внимает, умывает водой руки, как бы очищая себя от того, что он неповинного предает смерти. Нард вопиет «Кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25). Игемон, который умыл руки, «бив Иисуса» предает, «да Его пропнут». О злодейство несмысленного!
Вы, которые предали себя суеверию, и думаете во всех ваших неправдах, во всех обидах и утеснениях ближнего, себя оправдать, исплнив какой-нибудь внешний обряд, или прикрыв их видами только благочестия, обольщающими людей не проницающие человеческие сердца, вы подобны сему игемону, который осуждает, бьет и предает смерти неповинного Иисуса: однако льстит себе и народу, что он уже оправдан от сего злодейства тем только, что умыл руки водой, и что сказал, я неповинен. Но знайте, что есть судья, который при всех видах вашей набожности взирает на ваши сердца, и знает ваши дела.
Вы, которые по легковерию вашему следуя разглашению злодея судите других, вы то делаете, что это несмысленный народ, вы осуждая неповиннаго, и разнося выдуманные на него клеветы, тоже вопиете о нем, что иудеи о Христе: «да пропят будет. Кровь Его на нас и на чадех наших».
Ужасно описывать биения, поругания, пригвождения ко Кресту и прочее, что от беззаконников претерпел Иисус.
Они совлекши одежду одели Иисуса хламидой, возлагают на главу венец терновый, насмехаются, бьют по голове, ведут на пропятие, дают пить уксус с желчью, пригвождают ко кресту между двумя разбойниками, хулят Его, прободают ребра: тогда оканчивает Иисус подвиги свои, и совершает спасение наше.
Православные христиане! Можете ли вы без жалости и сокрушения вашего сердца слышать описание такой жестокости и бесчеловечия ослепленных иудеев; не подивитесь ли вы крайней неблагодарности, что Того, которого предвозвестили Праотцы и Пророки, которого ожидали в се они с великой нетерпеливостью, который учением своим Божественным изводив их тьмы заблуждения, приводил к свету истины, который уверял их чудесами, «яко дивитися всем им и славити Бога» (Мр. 2:12), презрели, поругали, умучили, и при всем том остались нечувственными, окамененными, и злодеями. Вот до чего доводит беззаконная жизнь, «Приидите», говорят они, «убием праведника сего, яко противится делом нашим, бысть нам на обличение помышлений наших, тяжек есть нам. И удаляется от путей наших, яко от нечистот, смертию поносною осудим Его: но прельстишася, ослепи бо их злоба их».(Премудр. 2: 6).
Воззрите теперь христиане! Воззрите мужи и жены! Воззрите духовные и мирские, богатые и убогие! Воззрите вы все, еще ли мало Сей Неповинный пострадал! Хотите ли еще больше быть Ему измученным, как бы ныне Его видите! Нам то должно было страдать, а страдать вечно: но Он сильною любовью возлюбивши нас, принял на себя долг ходатая и священника, чтоб сею жертвою очистить грехи наши, отнять неправды наши, и приклонить Небесного Отца к милосердию. Но как вы хвалитесь именем сего Спасителя нашего: то и не сомнительно, что вы почитаете сии страдания, как виновные спасения нашего, объемлите с любовью толь спасительное Его о нас смотрение. Но послушайте, чему научает нас святой апостол Петр: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его, да из грех избывше, правдою поживем» (Пет. 2:21).
И так нам остался долг сохранить ту невинность, которую изобразил Спаситель в своем лице, то милосердие Небесного Отца, которое Он нам приобрел, и принести Ему благодарение столь великое, сколь велики Его за нас подвиги, сколь велика слава, которую Он нам уготовал, сколь ужасно то осуждение, от которого Он нас избавил.
Но когда посмотрим мы на дела наши, то многие из нас, как бы не желая спасительного этого смотрения, остаются без раскаяния равно как иудеи.
Вообразите нераскаянные, что ваши беззакония возобновляют страсти Иисуса Христа: когда неправедный судья или ненасытный богач лишает бедных последнего имения, и приводит в разорение, он тоже делает, что воины, которые совлекши с Иисуса одежду, метали о ней жребий, кто что возьмет. Гордый призирая других, и возносяся беззаконными своими замыслами паки возлагает на Его главу венец терновый: развращенный атеист, или натуралист произнося хульные слова на Бога, на Его промысл, и на закон Его, приобщается соплетавшим хулы и ругательства на Иисуса. Грабитель паки пригвождает Его ко кресту: предавший себя плотским нечистотам, паки возобновляет биения и раны на теле Его. Невоздержанный пьяница паки напаевает Его оцтом с желчью: отступник от веры паки прободает ребра Его: разбойник, убийца, соблазнитель, и клеветник паки понуждают Его умирать. Все сии возобновляют Его мучения. Но когда Иисус Христос приидет на землю не грешников по благодати спасать, но каждого судить по делам Его, услышат они тогда: «Вся елика сим сотвористе, Мне сотвористе» (Мф. 25:40).
Потщимся убо сих злодейством избежать, и по увещанию святого апостола Петра, «от грех избывше, правдою да поживем» (Пет. 2:24). Последуем учению и непорочному житию Христову, да когда узрим знамение Креста Его на Небесах, услышим сей вожделеннейший Его глас: «Прииде благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие». Ваши добродетели, скажет Он, которые вы сделали другим, я не иначе приемлю, как бы сделанные Мне: се вам воздаяние, яко имеете царствовати вечно со Мной. Аминь.