Поучение в неделю 16 по Пятидесятнице
Человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отиде абие. (Мф. 25:14-15).
Надлежит нам вспомнить, слушатели! Каковыми и сколькими нас Бог и Господь наш наделил благами: и рассудить, так ли мы сии дары употребляем, как должно: а притом не забудем, что он хотя не во всех нас все дары влил, но однако же и никого такими не сделал, которому бы ничего не дал: но оному, как объявляется притчей Евангельской, дал пять талантов, иному два, иному один, каждому по силе его. И для того никто жаловаться в сем на Бога, никто же и думает, как бы не в чем было отвечать пред Богом, не может. Но чтоб понятней о сей важной материи побеседовать, прежде начнем рассуждать о дарах благополучия, то есть о чинах, достоинствах и множестве богатствах, а потом и о прочих.
Без сомнения, Бог, как все прочие, так и сии дары нам раздал не напрасно. Весь мир сей подобен есть великому некоторому дому: в ней находится Бог, главный Властелин, различные власти, как бы управители дома: пастыри и учителя, как бы пестуны, приставляемые к детям: богатые же как казначеи или приказчики определённые к надсмотрению имения хозяйского: словом, все видимое нами в мире сем распоряжение, все то разделение в нас даров Божиих единственно клониться к добру нашему, а притом к прославлению Его, как Господина.
Сие весьма ясно доказывает сам Бог в Писании, где к Саулу, возведенному вновь на Царство Израилево говорит через Самуила так: «Помазал тебе Господь на Царство людям своим иже во Израиле, и ты царствовати будеши, памятую, в людях Господа твоего. Что ж твое должно быть дело; да спасеши подданных твоих от рук враг их окрест» (1 Цар. 10:1). Вот для чего тебя Бог на такое достоинство избрал: польза их сопряжена со славою Господина их, единственным должна быть концам твоего царствования. Да не то же ли внушает и Сираху общее всем властям говоря: «Старейший ли тя поставиша» (Сир. 22:1) смотри ж, пекись ты о них, над которыми поставлен, пекись не давая себе не малого покоя, доколе не удовольствуешь их в потребных им: но когда же все надлежащее до тебя исправишь, тогда возляг.
Посмотрим же, что и о приявших дар епископства или священства говорит Писание: иногда называет их стражами дома своего, иногда светом мира, иногда солью земли, иногда ангелами и министрами своими. Что ж, разве суетные и бесплодные свои имена? Никак: мы видим отовсюду ясно, сколь епископы и священники должны полезны быть народу. Когда они стражи дому Божию, то должны бдеть непрестанно и стеречь его от подкопов еретических; когда свет миру, должны освятить ему житием и учением своим; когда соль, должны словом Божиим сохранять души человеческие от повреждения и растления, которое причиняет грехи: когда ангелы и министры Божии, должны тщательно и безбоязненно возвещать людям волю Божию, настоя притом крепко, чтобы честь и интерес пославшего их всегда наблюдаем мог быть цело. Чего ради и Павел святой увещевая своего Тимофея пишет: «Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господом нашим Иисус Христом, хотящим судить живым и мертвым в явлении его и царствии его: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (Тим. 4:1), на сие бо зван еси. Смотри же, повторяет ему: «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. Но в сих поучайся всегда, в сих преуспевай: сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе (Тим. 4:14-15).
А что он здесь одному Тимофею пишет, то и всем епископам и священникам на другом месте говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28). Памятуйте, какие вам овцы поручены, и какой великой ответ вам дать следует. Ежели потеряете нерадением вашим хотя одну из них, взыщу оную от рук ваших, так говорит Господь. И кто же здесь не видит, на какой конец епископства или священства дар дается человеку?
Но ежели от писания изыскивать начали бы мы свидетельства должности и богатых людей: то воистину и они б показались нам не инаковы, как овцы носящие на себе волну, не да себе только согревают ею, но и да оденут других. Все их добро должно быть на услугу ближнего, как то именно негде говорит Апостол: «Богатым, - рече, - в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на погибающее богатство, но на Бога жива. Делати притом благое, и чего особливо Бог от них требует, быть податливым и общителным ко своим ближним: сокровиществующе себе основание добро, да примут жизнь вечную» (Тим. 6:14-19).
Заключим убо словом одним, что как чести и достоинства разные, так и богатство, и все прочие подобные сим дарования Божия один конец у себе имеют всеобщую пользу, которая непосредственно ведет за собою славу Самого столь щедрого Дарователя.
Осмотримся же сколь много мы будучи в наших чинах, в наших достоинствах и в нашем изобилии, воспользовали церковь Божию или общество? Ах: едва ли не исполняется на нас то, что уподобителне о приставнике домовном в евангелии сказано: Аще, рече, злый раб той речет в сердце своем, коснит господин мой приити, и вместо, чтоб давать имел пищу клевретам своим во время свое, начнет бити их, ясти жи и питии с пияницами: едва ли сие самим делом не становится в нас: и не возможно прикрыть такой стыд наш. Ибо бедные просители никакова удоволствия от властей своих не получающии, нищие помилования ни малейшего от изобилующих во всем не видящии, народ во тме невежества заблуждающий, и и должного просвещения ко спасению от своих пастырей не находящий не может умолчать того.
Те говорят: что нам прибыли во властях наших, когда они слез наших не отирают, воздыханий не слушают, прошений не приемлют? Воля твоя Господи называть их в писании богами: но нам они по болшой части кажутся как идолы, очи имущии и не видящии, ушы, и не слышащии, руки, и ничего ими добра нам не делающии.
Другие вопиют: увы на Господи: кому ты поверил имение твое: кому поручил снабдевать нашу бедность: нет в них не только милости, но и человечества. Возри на сотрясаемые от лютаго мраза уды наши: воззри на изсушенныя гладом и жаждою кости наши: воззри на терзаемую на правежах плоть нашу: и есть ли, чтоб кто некупил? Есть ли, чтоб кто снабдил? Есть ли, чтоб кто пожалел нас?
Третии болезненно воздыхая, жестоко против своих приставников душевных вопиют, что никакова почти попечения о душах их не имеют. Ни учат их, ни посещают, ни в страданиях утешают, ни в благополучии утверждают: но оставляют их блудить по расколам и ересям, и быть расхищаемым от душетленных волков, какбы и не приставники они были душ наших.
Обратим же очи наши и на другие, то есть, естественные и вышеестественные дары, которыми Богу украсить, обогатить и возвеличить род наш угодно стало. Дал нам Бог красоту, дал здравие, дал крепость, дал разум, дал память, а все то также не для чего больше, как только для большаго умножения славы его и для созидания ближняго нашего. И сие то напоминает нам Апостол: Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших. Но как же мы и сии дары Божия употребляем? Жалостно: разум наш в бесполезных по большой части изобретениях и в хитрых приуготовлениях брату нашему погибельных сетей утоплен, память злопомнением отягощена, здравие и крепость пиянству, блудодейству, праздности и сластолюбию посвящены, красота также на тотже жертвенник положена. Говорит негде приточник: Усерязь златый в ноздрех свиний, тако и жене злоумней лепота. Праведно: не лучше как свиния имеющееся в ноздрях своих золотое колцо окаляет безопасно в блате, нерада ни мало о драгости его, так и ни мало не сумневаемся мы красоту нашу на уловление слабых сердец употреблять, и тем самым делать ее уднцею диаволею и всяких мерзостей вместилищем.
Умолчать уже надобно о вышеестественных дарах, как то о благодати Божией, вере, отпущении грехов, или оправдании данном нам во Христе. Ибо не можно удержаться от слез, как представим себе: какова ныне в нас вера стала, или как безстрашно раздираем мы данную нам в крещении ризу благодати Божия, и оправдания кровию Сына Божия, всему миру принесеннаго. Такое то от тебя человек: такое то от тебя недостойная тварь, Господу твоему благодарение: с ним то ты платишь за те страсти, за те язвы, которыя он ради тебя ради претерпел: от крайнего и неизреченнаго долготерпения твоего, Владыко наш: Удивително, как ты толикое твари твоей против твоей благости неблагодарствие терпишь: как сносишь, когда видишь, что все твои пребогатые дарования, или недостойным образом расточатся, или с крайним презорством отвергаются.
Но ведаем мы, Владыко наш, что ты ожидаешь, не очувствуемся ли мы, и не возвратимся ли к тебе от погибельных наших путей с тем покаянием, как блудный сын возвратился ко Отцу своему. Но худо бы мы однакож сделали, когда бы еще долее твое долготерпение таким образом раздражать хотели. Надобно нам между прочим не забывать и того, что сказано о злом оном приставнике: Приидет, рече, Господин раба того в день, в оньже он не чает, и в час в оньже не весть: и растешет его полма, и часть его с неверными положит.
И того ради войди всяк в себя, и осмотрись с совестию своею: так ли ты поступаешь, как мудрый и верный строитель? Берегись, чтоб не спросил иногда тебя Бог на суде своем: Воздаждь ответ о приставлении домовнем: а ты ничего во оправдание твое принесть не возимеешь. А что всего больше, не истязал бы еще от тебя той крови, которую он на кресте за тебя излиял: буде ли ты презрел ее? Памятуй, что все свои как вышеестественныя, так и естественныя, и все прочия дарования Бога взыщет с нас: да взыщет еще с прибытком: и колико больше дано кому, больше взыщет от него. Смотриж, и берегись отселе, чтоб ты при таком истязании не услышал онаго грозного изречения на тебя: Лукавый рабе и ленивый, подобаше тебе талант мой вдати торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою. Неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю. Но живи, но употребляй все дарования Божия данныя тебе так, чтобы пришел к тебе при кончине живота твоего от велелепной славы сей всеблаженный глас: Благий рабе и верный вниди в радость Господа твоего. Аминь.