В неделю по Рождестве Христове
Восстав поими отроча и матерь его, и иди в землю Израилеву,
изомроша бо ищущи души отрочате.(Мф.2:23)
Давно ли ещё, благочестивые слушатели, начали мы светлый торжествовать рождества Христова праздник: и се уже бегство его во Египет представляет пред мысленные очи наши святая церковь. Давно ли мы слышали оный сладкий ко Иосифу глас Ангелов: «Иосифе, сыне Давидов, не убойся приятии Мариам жены твоея: рождшееся бо в ней, от Духа есть свята», и уже к томуже Иосифу тойже днесь приходит и говорит Ангел: «Восстав поими отроча и Матерь его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти».
Слушатели благочестивые, не воздохнём ли и не восплачем ли мы, когда так ради нас истощивша себе Создателя нашего видим? Но нет теперь времени плача: далече сия печаль от сердец наших да будет. Се бо с новою и радостною вестию является паки ангел Господень ко Иосифу и велит, чтоб не боясь возвратился он в Назарет, объявляя, что вси ищущии души отрочати уже исчезли, и яко вихорь развеялись все их лукавые помышления. «Восстав, рече, поими отроча и Матерь его, и иди в землю Израилеву: изомроша бо ищущи души отрочате». И сим показал человеколюбивый Господь, что хотя верным чадом своим, истинным, говорю, добродетелей рачителям, попускает он в различные впадать иногда злая, по некоторым судьбам своим, но на краткое время. Вскоре бо избавляет их от зол тех, по свидетельству псалмопевца: «Многи, рече, скорби праведным, но от всех их избавит я Господь». Рассудим мы о сем.
Всем вам, благочестивые слушатели, может быть известно, что Бог в рай к древнему оному всеядовитому, единаго красотою яблока всеродного человека прельстившему змию сказал: «Вражду положу между тобою и женою, и между семенем твоим и семенем ея». И оттуда колика брань между змием тем и родом человеческим началась, исповедать страшно: однако ж видел прозорливый супостат, что не велик ему подвиг предлежит противу слабых и немощных грешников, которые и без всякого сопротивления самовольно в плен ему отдаются. Того для всю силу, всё тщание и хитрость свою обратил против праведных человек, которые в благодати Божьей укрепляясь, всегда ухищрениями его сопротивиться тщатся. Откуда последовало то, что едва который без бед и напастей век свой прожил, как то можно приметить и от одного священного писания.
Восставил было Бог в начале праведное Адаму прародителю нашему семя благочестивого Авеля: тамо всезлобный враг сей наваждением своим что учинил? Подустил зараз старейшего брата, чтоб возненавидел его, а по зачатии ненависти всеял немедленно в сердце его и другую пребеззаконную мысль о убийстве праведника того.
Явился после посреде беззаконий и нечистот всяких исполненных людей муж богобоязливый Исаак: и кто не ведает коликия он озлобления, иногда в засыпании нужных ему кладязей, иногда же в других случаях претерпел от Филистимлян? Что ж сказать о возлюбленном Богу Иакове? Не вся ли жизнь его бедствие едино было, как сам объявил пред Фараоном? «Дние, – рече, – мои малы и злы» (Быт. 47:9). И как не злые: иногда от брата своего Исава на убиение искан, иногда от Лавана дяди гоним, иногда же и от собственных детей своих обеспокоиваем был.
Что паки исповедаем о усердном чистоты любителе Иосифе сыне его? В каких он не был злоключениях? Воистину ров, изгнание, узы, темница как бы некое наследие ему из младенчества доставалось. А воззрит ли кто и на Боговидца Моисея: увидит и того трехмесячна суща выброшена на море в небольшом корытце: а после хотя и в дому Фараонове воспитываема его узрите, но по малом времени опять бегающа от лица Египтян приметите. Долго бы было, когда б хотели мы здесь пересмотреть житие многострадального Иова, или исчислять беды Иессеева сына, и других премногих в разные времена пострадавших злая Пророков и Апостолов и мучеников.
Но уже оставим мы более лютое на праведных нападение вражие: смотрим прочее, как их Бог чудным своим промыслом избавляет от всех козней его. И, во-первых, да предстанет пред очи наши муж желаний Даниил святой, которого до того было диавол чрез орудия свои, злоковарных людей, привёл, что в ров левск (львиный) ввергнуть его царь приказал. Но что ж, прикоснулись ли ему гладные львы? Повредили ли хотя мало плоть его свирепые те звери? Никак. Скажи ты нам сам о сем известие Данииле святой: объяви, что тебе в рове там сделалось: «Бог, – говорит, – мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред ним правда моя» (Дан. 6:22). О слышания веру человеческую превосходящего: враг душ человеческих вымыслил было способ сей на то, чтоб им отвратить Даниила совершенно от Бога истинного, за которого почтение ввержен он был в ров: или бы уже совершенно истребить память его от живых. Но вот слышим, что ни того, ни другого намерения во исполнение привести не мог никак. А зачем? За тем, что с Даниилом Господь сил был избавляй его от всякого вреда.
Едва ли кому большее, когда злополучие приключилось, как целомудренной Сусанне? Осудили беззаконные судии праведницу сию на побиение каменьями за то едино, что она не хотела впасть в руки Божия. Повели неповинную агницу на плачевное убиение со всенародным поношением: и уже никто не надеялся её более в живых видеть. Но что ж, Не оставляяй Бог жезла грешных на жребии праведных, оставил ли и сию рабу свою в поругании быть врагу ея? Никак. Внемлим, что далее делается. Возбудил Бог духом своим недавно помянутого Пророка, который и, прибежав спешно, дерзновенно глупость народа и неправду беззаконных судей тех чудным испытанием обличил, и Сусанну от належащей погибели паче чаяния всех возвратил к животу. Взирая на такое о праведных попечение Божие, премудрый Соломон вопиет: «Праведный от лова убегнет: в негоже место предается нечестивый» (Прич. 11:8). И верховный Апостол Петр, удивляяся сему, во втором послании говорит: «Весть Господь благочестивые от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти» (2 Перт. 2:9). Пристает на слова их и псалмопевец святый: «Возваша, – рече, – праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (Пс. 33:51).
Однако ж не всегда Бог на первое призывание праведников своих поспешает избавлять от скорбей и напастей их: часто отлагает на некое то время, как и ныне поминаемого пришельца Египетского не зараз, но по двух, как выше сказано, летех (а по других рассуждению и более) возвратил в свою землю. Но то делает Он по своей премудрости. И первое для того, что не хощет гонителям препятствовать в их хотя Ему весьма противном намерении: понеже самовластна человека сотворил в свете. Второе, что ожидает их обращения, не воспомянут ли когда они смерть, и убоятся страшного суда Божия, и так престанут от злых дел своих. Да и дивно ли сие, что так Бог гонителям, в которых числе заключаются все не только явные враги, грабители, досадители, но и тайные клеветники, ябедники и кривосуды, продающие праведного на сребре и убогого на сапозех (Амос. 20:6), терпит? Единожды сказал он: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему» (Иезек. 13:11) – и во веки неизменно то пребудет слово. Только опасаться таковые должны все, чтоб по многом ожидании покаяния не отвергл их Господь от Себе вовсе, как Фараона и иных ожесточенных сердец. Третие, и наипаче того для оставляет иногда Бог на время гонимым и озлобляемым праведникам своим быть, чтоб искусилось тем образом постоянство их добродетели. Свидетель на сие мудрец, который так о праведных говорит: «Искуси их, и обреете достойны себе: яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я». И сей то ради причины попустил некогда Бог мужу по сердцу своему Давиду чрез много лет от лица Саулова бегать так, что он принужден стался с жалобою ко Господу вопить: «Востани, вскую спиши, Господи? Приими оружие и щит, и востани в помощь мою: и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь аз» (Пс. 54:23). Вообще же утвердить надобно, что Бог никогда о праведнике своем врагом его порадоваться не попустит. Не даст в век молвы праведнику. Сам же Давид на другом месте проповедует, и о себе на ином паки месте извествуя нас говорит: «Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою» (Пс. 4:2).
Что когда так есть, то уже не видят ли крайнего заблуждения своего в нас те, которые во время бед, скорбей и напастей своих минув общего всех сего избавителя к своим прибегают патронам, которые и сами разным счастия подвержены суть переменам, и в которых несть ни единаго спасения: или уповают на тленное и скоро мимоходящее имение свое, которое не пользует ни мало в день ярости: аки бы Бог не силен нас был свободить от всяких зол.
Бог ли, который сам управляет корабль жития нашего, на волнуемом мира сего океане о камень ведь разбиться, или не в силу нашу наведенными на нас печалей волнами погрузиться ему попустить? Нет. Хотя и пенится море, мы потопления бояться не должны: хотя приражаются судну нашему жестокие ветры, мы благодушествовать будем. Для чего? Для того, что Бог в нем присутствует, Бог всемощный, Бог премилосердый. А когда Он всемощен, то никакая трудность во избавлении нашем не преодолеет его силу: когда премилосерд, то, конечно, не попустит нам чрез меру искушенным быть какими-либо злыми. Аминь.