В послушании душа узрит Бога
Старица Макрина
Дары Святого Духа — это любовь, радость, мир, вера, кротость, воздержание, страх Божий, терпение, смирение, незлобие, ревность по Богу, доброта, самоотречение, божественный эрос (ср. Гал. 5, 22-23). Будем постоянно помышлять об этих добродетелях и исследовать себя, какие из них мы имеем. Займемся испытанием самих себя: что в нас есть от Бога, а что от диавола; и то, что от диавола, того будем всеми силами избегать и отвращаться.
Зависть, осуждение, ненависть, злопамятность — все это плевелы лукавого, и мы должны держаться от них подальше. Бог строго спросит с монахов за всякое наималейшее прегрешение. Поэтому мы должны исследовать и примечать в себе даже самые незначительные грехи. Бог хочет от нас, чтобы мы были Ангелами и жили как многоочитые Херувимы, чтобы мы хранили смирение и сокрушение духа.
Святой Дух подобен ветерку или утренней росе, которая освежает и прохлаждает. Иногда Он посещает тебя как некий ветерок, и ты смотришь вокруг, чтобы понять, откуда он веет, но ничего не видишь. А иногда Он приходит как пламя, и ты спрашиваешь: откуда пришел этот огонь? Все эти духовные состояния происходят внутри души. По временам тебе кажется, что ты находишься посреди горящих углей, но не сгораешь. Этот огонь опаляет твои внутренности и сердце и озаряет твой ум; но не пожигает, а прохлаждает.
Когда человек внимателен к тому, чтобы быть послушливым и смиренным, Христос даром ниспосылает ему благодать Святого Духа. Но Он хочет, чтобы мы любили Его истинно, а не притворно. Когда сильно любят какого-то человека, отдают ему все свое внимание, дарят ему прекрасные украшения и одежды и стараются беречь его — точно так же мы должны любить Христа. Христу не нужно от нас многого, Христос хочет от нас только того, чтобы наш ум весь день был занят созерцанием и чтобы мы не позволяли ему роптать и увлекаться мирскими вещами.
Иногда мы мысленно преклоняем колени, припадаем к ногам Христовым и обнимаем их, как святая Мария Магдалина, которая, как изображается на иконах, от великого благоговения покрыла свои руки одеждами, чтобы прикоснуться к Его пречистым стопам через ткань. Оттуда мы возносим свою душу в рай, к обителям святых.
В иной раз, когда нас обуревают искушения, мы можем мысленно повергнуть себя на выю нашего старца, чтобы он провел нас сквозь эти сети диавола и мы не претерпели никакого вреда. Если мы будем таким образом проводить весь день, тогда эта земная жизнь покажется нам раем.
Душа человека становится нежной, как белый бархат. Она не замечает недостатки других, и на нее не влияет ничто супротивное. Душа чувствует только, что она хуже всех; она не хочет слышать в свой адрес похвальных слов, но жаждет, чтобы ее ругали и оскорбляли. И если она видит другую душу в падении, то от великой любви, которая жжет ее сердце, она проливает слезы и молится за нее.
Милосердие Божие бесконечно, как море, как небо. Бог спрашивает тебя, не почему ты согрешил, а почему ты не встаешь. Он все нам прощает, лишь бы мы каялись, как только поймем, что согрешили. Разве мы не люди? Все мы падаем. Но нужно вставать. Христос так сильно нас любит.
Кто Он, Который нас любит? Тот, кто создал весь мир! Он избрал нас среди остальных людей и соделал нас Своими невестами. Невесты Христовы должны быть целомудренными, послушливыми и смиренными.
Земной жених хочет для своей невесты хорошую обувь, одежду, платье — всего того, что обычно свойственно людям. А небесный Жених ждет от Своих невест послушания, смирения, почтения, воздержания, а не празднословия и прекословия.
Христос хочет во всем точности, особенно же в вопросе послушания. Послушание принесет человеку мир, душевный покой, доброту, кротость и божественное благородство. В послушании душа узрит Бога. Монахиня, хранящая послушание, не чувствует в себе никакого утеснения; она как свободная птичка. Она чувствует себя такой беззаботной, как птицы: как соловушки, ласточки, которые поют и славят Бога. Когда монахиня строго соблюдает все, что касается послушания, и старается упокоить своих духовных наставников, старца или матушку, она упокоевает самого Бога, потому что послушание делается ради Него.
Мы должны стать Его истинными невестами и любить Его всем сердцем. Если мы будем Его любить, то будем скучать по Нему, как скучаем по родному человеку. Как Он до конца возлюбил нас, так Он ждет, чтобы и мы всецело любили Его. Мы уже говорили раньше, что Христос есть Бог-ревнитель (см. Ис. 20, 5; 34, 14), и Он хочет, чтобы мы полностью посвящали Ему свою любовь.
Когда наша любовь к Нему станет подлинной, тогда мы будем духовно в порядке: и в наших монашеских обязанностях, и на церковных службах, и в рукоделии; одним словом, во всем.
В этом «ковчеге» мы должны стать ангелами
Ссегодняшнего дня мы начинаем пост. Вместе с телесным постом мы должны быть внимательными к тому, чтобы хранить молчание и постоянно произносить Иисусову молитву. В Евангелии Христос говорит, что и за одно праздное слово мы будем отвечать перед Богом (ср. Мф. 12, 36). Не будет пользы от поста, когда мы воздерживаемся от пищи и одновременно осуждаем, сплетничаем, празднословим и шатаемся тут и там.
Иисусова молитва, молчание и труд — вот те наставления, которые оставил нам старец, и мы должны соблюдать их. Если мы будем оказывать ему послушание, он получит об этом извещение свыше, и когда приедет, расскажет нам что-нибудь о рае и небесных вещах, которые превыше всякого разумения.
Будем постоянно заниматься умным созерцанием: иногда обнимать ноги Христовы, с которых источается Его пресвятая Кровь, омывающая наши грехи, иногда припадать ко Кресту Господню.
После Христа обратим ум к Богородице. Будем обнимать Ее благословенные стопы, взирать на Ее сладчайшие очи и мысленно разговаривать с Ней. Она есть наша предстательница пред Господом, ибо наша молитва не имеет дерзновения и мы недостойны призывать имя Христово. По Ее молитвам Бог терпит нас, и мы на коленях должны умолять Ее за весь мир и за себя, чтобы Она помогла нам освободиться от наших немощей и страстей. А от Богородицы направим свой ум к старцу. Будем молитвенно падать ему в ноги и просить его простить нас.
Постараемся постоянно переходить так от одного созерцания к другому. Если мы не станем тратить времени впустую, то ни празднословия не будет слышно, ни ропота, ни возражений. Будем говорить только: «Благословите» и «буди благословенно». Кто больше смиряется и просит у других прощения, тот обретет больше Божественной благодати.
Чтобы человек смог победить свои страсти, он должен внимать только самому себе и не смотреть по сторонам. Нам следует в самом начале предварять свои страсти и немощи, которые постоянно стремятся пустить корень в нашей душе, ибо, если они подрастут, искоренить их будет уже совсем непросто. Будем сразу отсекать каждую страсть, которая проявляется в нас. Много смирения потребно, чтобы преуспевать в величии любви Божией.
Когда мы сотворим наш ум небом, а уста, церковью, и вооружимся терпением, то Бог сопричтет нас к монахам последних времен, о которых кто-то из святых сказал, что они восприимут бо́льшую славу, чем монахи всех предыдущих времен. Это потому, что сегодня нет примера благочестия, но каждый, как может, подвизается поодиночке. Будем же хранить наши очи и слух и держать непрестанную молитву, чтобы стяжать благодать Божию. Чем больше мы подвизаемся, тем больше мы запасаем духовного снаряжения, и тогда ничто происходящее не устрашит нас.
Бес гордости и эгоизма одолевает сегодня всех людей. Но когда человек молится, он видит, откуда приходят напасти диавола. А кто беспечен, живет в нерадении и ожесточении, к тем бесы легко получают доступ и устраивают в них мятеж; человек помрачается и сам становится как бес. Необходимо, чтобы наш ум был всегда в трезвении и, не останавливаясь, призывал имя Христово. Кто оставляет молитву и свои духовные обязанности, тот становится как бессловесное животное. Если мы не искореним в себе эти страсти, то не узрим Бога в сердце своем.
Наша невнимательность является причиной того, что мы лишены Божественной благодати. От этого нам кажется, что все перед нами виноваты. Нельзя забывать и о нашем Ангеле Хранителе, который печалится и удаляется от нас, когда своими поступками мы выказываем свое пренебрежение к нему. А если мы, напротив, весь день станем помышлять о нашем Ангеле Хранителе и о том, как его не опечалить, то его крылья распахнутся и будут покрывать нас.
Он весьма радуется, когда видит, что мы говорим Иисусову молитву и держим свой ум в Боге. Сестра Вриена рассказывала нам: «У меня нет слов, чтобы отблагодарить моего старшего брата, моего Ангела Хранителя. Он стоит рядом со мной и на послушании, и в молитве, и все время трудится ради меня; не должно ли и мне потрудиться, чтобы не расстраивать его?»
Будем внимательны к своим помыслам, к словам, к слуху — ко всем пяти чувствам. Как только мы теряем внимание над собой, нам сразу виноват то один, то другой, а когда нас посещает благодать Божия, к нам приходят покаяние и слезы. В этот момент душа ничего не видит вокруг себя и только хочет пасть на землю, чтобы по ней все ходили и попирали ее ногами. Когда нашу душу озаряет этот свет, мы должны брать его в свои объятия. Через него обнаруживаются вся «пыль» и «микробы» нашей души.
Как бесконечно море и небо, так бесконечно и милосердие Божие. Сейчас Он терпит и ждет нас, но в оный страшный день Его Божественная справедливость явится во всей славе. Со страхом и трепетом вострубят ангельские трубы. Какой ответ мы дадим в тот час? Посему нам нужно быть серьезными к вопросу нашего спасения и не относиться к нему легкомысленно.
Каждое слово, исходящее из уст старца или старицы, дается свыше, и кто не хранит его, тот получает справедливое воздаяние. Отложим перешептывания, пересуды и примемся выполнять волю Божию. Восчувствуем милосердие Бога, Который ждет нас с распростертыми объятиями. Я хочу, чтобы вы со всей серьезностью восприняли мои слова и начали трудиться в подвиге молчания и Иисусовой молитвы, чтобы Божественная благодать упокоевалась в нашей душе.
И тогда мы узрим в себе небесный мир, и никакая печаль или одиночество не будут ощущаться нами. Когда мы устремляем свой ум в рай, то обретаем там много друзей. Кого мы только там не встречаем — Ангелов, Архангелов, преподобных и мучеников. Разве мы одиноки?
Когда мы примемся возделывать в нашей душе дарования Божии, в нас водворится Христос. Придет радостнотворный плач, а вместе с ним придет и смирение, и тогда человек восклицает: О, кто даст ми криле яко голубине? (Пс. 54,7), и иной раз говорит: «Боже мой, дай мне еще времени потрудиться для Тебя!»
Мы оставили мир, родителей, братьев и сестер и пришли в этот «ковчег», в эту святую обитель. Ной оказал послушание Богу и во время потопа терпел пребывание в ковчеге вместе со зверьми (см. Быт. Гл. 7-8). Мы же находимся в монастыре, в этом уголке рая, и нам кажется, что жизнь трудна, нас охватывает страх. Мы ищем утешения то в одном, то в другом и не спешим отречься от всего, что принадлежит миру.
Оставим же сплетни, разговоры, ропот, которые вредят нашей душе, и полюбив Христа, станем служить Ему. Когда мы стремимся непрестанно призывать имя Божие, все лукавое теряет свою силу. В этом «ковчеге», куда Христос привел нас, мы должны стать Ангелами. Мы живем в уголке рая — у нас есть храм, есть что покушать, и вообще мы окружены всеми удобствами. Не знаю, будет ли нам так же хорошо в жизни иной или милосердие Божие отвернется от нас?
Молитвами нашего старца да сподобит нас Бог оказаться близ Его Ангелов, святых, вместе с мучениками, чтобы там мы все вместе вкушали вечную радость. Аминь.
Я видела восход солнца, ослепительно яркого и лучезарного
Когда мы непрестанно молимся и прилежим к Иисусовой молитве, Бог будет наделять нас Своими дарованиями. Только молитва очищает сердце. Так как мы все полны страстей, будем с состраданием относиться друг ко другу.
Внимание к своему языку. «Язык костей не имеет, но кости ломает». Если будем использовать его по Богу, он станет сладостным паче меда и сота (Пс. 18, 11), а если будем заострять его друг против друга, то будет одна горечь. Кто оказывает послушание и творит Иисусову молитву, тот обретет много благодати и встретит много духовного на своем пути.
Однажды я молилась Христу, потому что видела в себе многие страсти и немощи, и печалилась, потому что не могу ни Бога упокоить, ни вас. Я спрашивала у Него: «Как же мне спастись? Чтобы быть рядом с Тобой, нужно проводить духовную жизнь с величайшею точностью, а мы всего лишь немощные монахини?» Я не могу на вас давить, кричать, требовать, но только стараюсь помогать вам своей молитвой.
И вот я размышляла: «Почему же так получается, что Божественная благодать не приходит в нашу душу? Что является препятствием? В чем причина?» И после этого два вечера подряд, а потом и днем я видела следующее.
В первый вечер я видела восход солнца, ослепительно яркого и лучезарного! И как будто слышала голос, который говорил мне, что так просвещается Божественной благодатью человек, имеющий большое понуждение и самоотречение. От увиденного у меня исчезла вся скорбь, которая тяготила меня в тот вечер. Мне очень хотелось побыть одной, чтобы насладиться тем, что я переживала в своей душе.
На другой вечер я увидела множество стен, и когда немного показалось солнце, то между стенами прошло всего несколько лучей. Тогда я услышала голос, который говорил мне, что так случается с человеком, который не совершает дела Божьего так, как положено.
И на следующий день я опять увидела низкие и высокие стены и следила, с какой стороны пройдут солнечные лучи. И подумала: «Как велик Бог! Несмотря на то, что мы грешим и сами воздвигаем преграды к своему спасению, даже тогда к нам прорезается немного света, который хочет нас согреть и оживить; и так по временам мы находим некое утешение». Из моей души ушла печаль, и я получила извещение, как будто кто-то сказал мне: «Не расстраивайся, взойдет солнце и рассеет все препятствия».
Поэтому давайте будем внимательными. Поможем сами себе молитвой по четкам и попросим свет Божества прийти и просветить наши души. Оставим разговоры о том, что мы делали в миру, и устремимся к исканию Бога. Тогда Он возьмет нас в Свои объятия и распахнет нам врата рая. Однако мы должны полюбить Его всей нашей душой, всем нашим разумом, всей нашей крепостью (ср. Мк. 12, 30). И тогда вы увидите, как награждает Бог любящих Его!
Я говорю вам все это оттого, что моя душа болит за вас, ибо вопрос нашего спасения крайне важен. Не будем относиться к этому несерьезно и поверхностно. Возрастим в себе немного страха Божия, немного самоотречения, будем избегать бесед и устремимся к исканию имени Божия.
Кто творит молитву со вниманием, тот чувствует огонь Божества
Мы должны вести непримиримую брань с диаволом, потому что он всегда ищет способы упразднить молитву и отдалить нас от Бога. Там, где он слышит молитву, он восставляет бурю смущений. Поэтому он наводит на нас нерадение, сонливость и вялость. Сон, который он насылает на нас в церкви, есть большой грех и вменяется в прелюбодеяние.
Диавол говорит: «А, ты творишь Иисусову молитву? Стремишься к Богу? Я принесу тебе тысячи помыслов, чтобы ты не могла молиться». Но Бог нас защищает, и наш Ангел радуется нашему противостоянию. Поэтому некоторые люди во время молитвы чувствуют духовное благоухание, ибо рядом с ними находится Ангел Хранитель. Но если мы не придаем ему значения и проводим время в бесчувствии, к чему ему нас защищать?
Когда мы воспримем умное ощущение, что Ангел Хранитель оберегает и защищает нас весь день, тогда в нас родится непрестанная молитва и благоговение. Как же это важно — внимать Ангелу Хранителю нашей души! Так он будет еще действеннее защищать нас от лукавых и хульных помыслов. Когда мы все время творим Иисусову молитву, он радуется и невидимо кадит нас ладаном. А кто не подвизается в молитве, тот не имеет в себе Бога и остается в духовной неустроенности.
Также и святые заботятся о нас, сочувствуют, сострадают нам и спешат помочь, хотя наши духовные очи закрыты и не видят их. В судах мы прибегаем к адвокатам и спешим найти себе защитника, хоть мы и знаем, что все случающееся с нами — временно. А трудимся ли мы во славу какого-нибудь святого, чтобы сделать его своим защитником в День Суда? Поэтому мы должны с большим почтением призывать их так: «О, святые Ангелы и все святые, молите Бога о нас!» — и поклоняться их иконам.
Сияние лика Божия разливается по всему раю. Святые Ангелы прикрывают свои лица от ослепительного света Божества и не могут устремить свой взор к величию славы Божией. А наш ум, этакий бродяга, весь день скитается по всем страстям и не предпринимает ни малейших усилий, чтобы защититься от осквернения. Поэтому нам так необходимо со страхом Божиим молить святых о помощи, ибо Бог хочет от нас благочестия. Мы имеем дело с самим диаволом, который, как рыкающий лев, каждую минуту высматривает, как поглотить нас (ср. 1 Пет. 5, 8).
Будем помышлять о том, сколько слов мы говорим каждый день. Если мы ищем имени Божия, то будем подсчитывать за собой каждое слово, трезвиться от празднословия, ропота, обсуждения. Кто ищет Иисусову молитву, того хранит Божественная благодать. Она приходит как роса, что животворит траву. Таким же образом она проникает в глубины нашего сердца и напаяет нас жизнью. Будем использовать свой язык для восхваления Бога.
Иисусову молитву нужно произносить ревностно, с верой, с божественной любовью, а не вяло и небрежно. Кто творит молитву со вниманием, тот чувствует огонь Божества, некую усладу и ощущает благодать Пресвятого Духа как колебание некой тончайшей ткани, которая неслышно овевает его.
О, какие дары приготовил для нас Бог! Будем помышлять о красотах рая; о том, какими благодарными нужно нам быть и как сильно любить Его! Но наш ум поглощен земным, смехом, разговорами. А когда ум человека на Небесах, его перестает интересовать все земное. И тогда он говорит: «Кто даст ми криле яко голубине? (Пс. 57, 7); а в другой раз просит продлить ему жизнь для того, чтобы как можно дольше послужить здесь Христу.
Такой человек все видит золотым: и здесь, на земле, и там, в раю. Если на него польются унижения, он пребудет в молчании. Но нужно усилие и немного труда, чтобы обрести эту жемчужину, которая вся — сладость, свет, огонь и прохлада. Все следует совершать со страхом Божиим и с большой любовью.
Блажен, кто понуждает себя, чтобы обрести это величие! Дай нам Бог терпения и крепости, чтобы закончить жизнь в таком устроении. Будем стремиться к молитве. Она станет драгоценным сокровищем в нашей душе. И тогда мы узрим небесные таинства и везде будем видеть рай. Да сподобит нас Бог, чтобы час смерти застал нас в таком устроении. Будем умолять об этом наших Ангелов, наших святых и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу.
Старица Макрина (Вассопулу), «Слова сердца», издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон



