14 февраля 2026

Вечерня в прощеное воскресенье

Вечерня в прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сейчас находимся в преддверии Великого поста и начинаем свой путь с покаянием и надеждой. С покаянием, потому что мы сейчас вступаем в очень значительный период не только церковной жизни, но и нашей собственной. Мы дерзаем вступить на путь, который постепенным очищением сердца, ума, выправлением воли, переменой жизни, надеюсь, приведет нас от теперешнего нашего состояния к тому, чтобы вместе со Христом пройти последние недели Его жизненного пути, присутствовать вместе со святыми апостолами, хотя бы как они, издали, при Его распятии и сподобиться радости Воскресения. Мы начинаем этот путь, который должен быть следованием за Христом. И из недели в неделю мы будем слышать о подвижниках, которые до нас этот путь совершили, и голос Церкви, призывающей нас каждый раз к новому шагу на пути верности. Вступим же на этот путь так, как нас призывает Церковь.

В Евангелии сказано: сговаривайся со своим противником, пока ты еще на пути, иначе он тебя приведет к судье (Мф. 5: 25—26), и уже суд будет без милости не оказавшему милости (Иак 2:15). Отцы Церкви нам объясняют, что тот соперник, с которым мы идем по жизненному пути, тот, который нам досаждает день и ночь в течение всей нашей жизни, — не что иное, как наша совесть, которая нас постоянно одергивает, постоянно требует от нас внимания к самому святому, что есть в нас, и упрекает, обличает нас без милости в том, в чем мы погрешаем, согрешаем против себя самих, против ближнего и против Бога. И вот первое, за что мы должны взяться, — это примирение с совестью не компромиссом, а послушанием, верностью тому, к чему она нас зовет.

А второе: мы проходим путь ко Кресту и к Воскресению не в одиночку, а все вместе. Апостол Павел нам сказал: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните Закон Христов (Гал 6:2). Да, мы будем идти вместе не как общество святых, а как толпа кающихся грешников, как толпа хромых, слепых, нищих, которых Христос призывал к Себе на брачный пир, когда призванные праведники, друзья Его как будто, от этой встречи отказались (см. Лк 14:12-24). Один купил клочок земли и думал ею обладать, тогда как на самом деле земля получила над ним власть и уже не пускала к небу. Другой купил пять пар волов, ему надо было работать, и поэтому задача земная ему не давала даже думать о том, чтобы пойти в царские, Божественные селения. Третий женился. Его сердце было и без Бога полно, ему некогда было радоваться вместе с Господом своим, он радовался о своем земном счастье. И Бог послал Своих ангелов собирать нищих, убогих, хромых, слепых, людей, отверженных всеми, людей, которые себя сами осудили и извергли. Как они шли? Они уже не думали о том, чтобы ссориться на пути, они только думали, как страшно будет стать пред лицом своего Царя и Господа. И если кто был слеп, ему помогали (чтобы хоть напоследок сотворить что-то доброе), если кто был хромой, его поддерживали, если кто падал, ему помогали встать. Они всеми силами старались друг друга поддержать, потому что слишком страшно было идти в Царство Божие в одиночку, под ношей собственных грехов.

Вот начнем и мы теперь свое шествие, помня, что каждый из нас грешен, что мы все, по слову Достоевского, друг перед другом виноваты, и будем друг друга поддерживать. Если кто делается для нас невыносимым, трудным, если какая-нибудь обида засела в нашем сердце, забудем про нее, потому что сейчас мы идем туда, где немилосердным нельзя ждать милосердия. И поэтому будем молиться серьезно, вдумчиво о том, чтобы Бог нас простил, и не нас лично, но дал нам силу, свет ума и сердца простить друг друга.

А простить не значит просто забыть о прошлых обидах. Это не значит сказать человеку: «Ну, не важно, что ты мне сделал». Нет. Это значит: я с тебя не буду сейчас требовать отчета и призывать на тебя наказание, я надежду свою полагаю на то, что и ты сможешь, успеешь исправиться до того, как мы оба встанем перед судом Божиим... Прощение начинается с момента и живет тем, что мы не теряем надежду на спасение другого человека, как бы он нам ни был чужд, как бы мы ни были им обижены, оскорблены, унижены, ранены. И поэтому, когда будем просить прощения, не будем думать, будто отныне ничто нас не разделяет, а будем помнить, что разделяет нас многое, но я не отказываюсь от надежды на то, что силой Божией и я, и этот человек, и эти люди изменятся. И что мы пойдем в Царство Божие уже Божиими детьми, очищенными, освященными, полными радости о том, что мы начали путь в потемках и кончаем его во свете, начали путь во вражде и кончаем его в Божественной любви.

Вот с чем мне хотелось бы, чтобы мы начали нашу службу. Чтобы мы просили друг у друга прощения, как бы говоря: что бы ты ни сделал в прошлом, кем бы ты ни оказался в моей жизни, я не теряю надежду, потому что и за тебя жил и умер и воистину воскрес Христос. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский, 1994 г.

Все новости
  • Проповеди