Видеть в человеке образ Божий
Игумения Еротиида, Настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря, дала интервью корреспондентам федерального издания «Региональная Россия».
Матушка рассказала о том, как пришла к вере, к служению Господу в монастыре, о непростом времени возрождения обители на Сольбе, о миссии социального служения и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в «Доброй школе на Сольбе» и Первом православном колледже при монастыре.
Журнал распространялся на IV Евразийском женском форуме в Санкт-Петербурге, который стал самым масштабным в истории. Он носит название «Евразийский» чисто номинально, так как собирает тысячи женщин-лидеров из 126 стран со всех пяти континентов мира.
На открытии форума Президент России Владимир Путин отметил: «Безусловно, это одна из наиболее авторитетных международных площадок, демонстрирующих потенциал и возможности современных женщин, их поистине колоссальную созидательную роль практически во всех сферах нашей жизни».
Интервью с игуменией Еротиидой
Матушка Еротиида, к вере, к Господу, к служению, а тем более к уходу от мирской жизни все приходят по-разному. Как сложился Ваш путь?
Родители с самого детства воспитывали нас в православной вере, учили любить Бога, молиться, слушаться старших, помогать нуждающимся, жить по заповедям.
У нас большая семья: пять сестер и брат. Мой брат – епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, одна из моих сестер - игумения Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде, две другие сестры – монахини в монастырях.
Мы почти все выбрали путь служения Богу. Хотя мама нам ни разу не сказала: иди служи Богу или иди в монастырь. Как-то так получилось, что каждый из нас выбрал свой монастырь и свой путь, даже не сговариваясь. Я уверена, что это благодаря очень сильной родительской молитве.
Мама молилась за своих детей еще до их рождения. Я ее спрашивала: «Как это ты так молилась, специально, что ли, чтобы мы Богу служили?» Она отвечала: «Нет, я просто просила, чтобы вы Господа любили, чтобы нас не огорчали и чтобы были хорошими, примерными детьми».
Бывало, я просыпаюсь, свет горит, она на коленях молится. Я говорю: «Мам, ложись. Когда же ты будешь спать?» Она мне отвечает: «Доченька, у тебя такой хороший Ангел-хранитель, видишь, он тебя разбудил для молитвы, ты его поблагодари». Я поднимаюсь и рядом с ней становлюсь на молитву на коленочки. Мне спать хочется, но неудобно уйти: мама молится, как я буду спать?! Такая картина часто была. Конечно, мы родителей очень любили и боялись их огорчать.
Наша семья пережила нелегкие времена. В советское время были гонения. Мы жили в городе, семья была большая. А в городах не было принято иметь много детей. Многодетные семьи очень критиковали. Для мамы рождение каждого ребенка стоило больших подвигов. Она терпела много насмешек.
Благодаря родителям, мы имеем преемственность: пройдя через горнило гонений в атеистическое время, они сохранили, передали нам, а через нас и многим другим людям, духовный маргарит – живую веру, чистоту Православия.
Потом, когда Господь благословил, мои родители приняли монашеский постриг. Папа служил и преставился в Кицканском Ново-Нямецком монастыре, а маму благословили в Дивеево. Когда она тяжело заболела, я забрала ее на Сольбу и постаралась создать все условия, чтобы упокоить ее старость, приносить ей радость. В нашем монастыре мама приняла постриг в схиму и прожила 17 лет. Все время усердно молилась за монастырь. И сейчас мы чувствуем ее молитвы.
Я очень благодарна промыслу Божию, что милость такая явилась мне лично, моим близким, нашему монастырю. Я благодарна родителям и особенно благодарна маме, матушке Серафиме. Для нас невыразимый дар Божий -иметь таких родителей. Мне Господь очень много дал: таких родителей дал, наставников, сестер, брата, который все время помогает, мы с ним даже поднимали монастырь. А кому много дано, с того много и спросится. И я испытываю очень большую ответственность перед тем, какое призвание у меня лично.
И сестрам я говорю, что очень большое значение имеет то, как мы относимся к нашим родителям, как мы их почитаем, упокаиваем их старость, приносим радость, потому что тем самым мы снискиваем благословение Божие на наши дела, на нашу жизнь.
Монастырь был в полном упадке после очень трагичных моментов истории. Почему именно эта обитель?
Я приехала на Сольбу по благословению архиепископа Михея (Хархарова) зимой 1999 года. Это было глухое, заброшенное место среди леса. В советское время здесь была психбольница, и от нее в наследство остались горы мусора, полная разруха и упадок. Слово «Сольба» было символом горя и обреченности.
Я была первой насельницей Толгского монастыря и знала на собственном опыте, как тяжело возрождать обитель. Поднимать Толгу помогало множество людей. Я задала владыке вопрос: «Кто же нам будет помогать?» Он сказал: «Толгу строил весь мир, а здесь Сам Бог будет помогать». В этот момент я поняла, что монастырь должен был стать не просто местом молитвы и уединения, но и оплотом надежды для людей, оказавшихся в беде.
После закрытия психбольницы местные жители в деревнях оказались в глубочайшей нищете, лишенные элементарных условий существования. Их жизнь была настолько безысходной, словно они не были частью нашего общества. Я сказала себе: «Не знаю, будет здесь монастырь или нет, но знаю точно, что людям нужно помочь, как-то утешить, ведь человек – самое главное!» Господь распялся за человека, нет больше той любви, если кто душу свою положит за ближнего. А здесь, на Сольбе, ближние погибали. У них не было ни транспорта, ни еды, ни тепла, ни работы, ни денег! Они жили в нищете материальной, духовной и душевной. Эта ситуация заставила нас задуматься о своем предназначении и дать ответ на запрос времени. Мы с сестрами решили начать с малого - посещать людей, устраивать им праздники, кормить, лечить, привозить в монастырь на службу. В этот момент я четко осознала, что здесь тоже живут люди Божии и о них Господь печется и любит так же, как тех, кто живет в городах, так же, как и нас и как каждого человека. В этой ситуации мы деятельно научились видеть в человеке образ Божий!
Затем, ближе познакомившись с людьми в городах, я поняла, что у деревенских жителей одна беда, а у горожан другая, еще бо́льшая. Жизнь идет на большой скорости, и люди опустошаются, зарабатывая копейку. Ощущение было, что мир погибает. Нельзя было не проникнуться людским горем.
Стало ясно, что задача – не просто поднять монастырь, но создать жизнь в округе, поднять дух народа, помочь ему воспрянуть. Дать рабочие места людям, создать инфраструктуру, школу, больницу, поднять сельское хозяйство и прочее, то есть то, что уже сейчас есть в монастыре, и то, что в планах. Вот отсюда и рождаются все проекты.
Монастырь - непростое хозяйство. Вы проделали колоссальную работу, ведь Настоятельница - это и мать, и хозяйка, и управленец. Сложно ли? Особенно если учесть, что монастырь женский и не всякая работа под силу сестрам.
В этом году монастырю исполнилось 25 лет, за это время многое удалось сделать. Вырос красивый и необычный архитектурный ансамбль со множеством храмов, корпусами, стенами-зданиями. Созданы медицинский центр и художественные мастерские: керамическая, вышивальная, швейная, пряничная и другие. Сольбинская керамика и вышивка получили статус народных художественных промыслов Ярославской области. Ради монастыря и его проектов был проведен газ из города Переславля-Залесского – это за 70 км. По пути газифицировали все деревни! Сделали дороги. Мощность электричества увеличили в несколько раз, сечение проводов поменяли. Провели оптиковолоконный интернет, построили очистные сооружения, пробурили скважины. Сейчас, благодаря монастырю, все коммуникации есть, и ими имеют возможность пользоваться сельские жители вокруг монастыря. Создана автономная цивилизация. Стали возрождаться деревни вокруг.
Конечно, все не просто дается, надо вносить вклад и душевный, и сердечный, и умственный, и физический, и средства на все требуются. Надо найти людей, неравнодушных, готовых работать ради Господа, которые не преследуют каких-то личных корыстных целей.
С Божией помощью монастырь восстанавливается, как говорится, с миру по нитке, на средства, собираемые копейка к копейке. Господь посылает людей, которые помогают по возможности – кто материалами, кто деньгами, кто советом. У нас в монастыре очень душевно и уютно, это отмечают все, кто сюда приезжает. Думается, так сложилось потому, что все создано на «лепту вдовицы», по Евангелию.
Наш монастырь социальной направленности. У нас много проектов для людей, для детей и молодежи. Все проекты, которые реализует монастырь, – это ответ на запросы современного общества.
Невозможно в нашем мире закрыться за стенами монастыря и спокойно молиться, это будет лицемерие, ведь нельзя не видеть, что происходит вокруг. Какое разложение идет в западном обществе! А ведь на протяжении десятилетий наша страна ориентировалась на западные страны, черпала оттуда то, что противоречит духу русского народа и русской культуре.
Сегодня государство, Церковь и общество единодушно осознают всю опасность этого глобального кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов. И единственная возможность не допустить губительного разрушения – это обращение к Богу, к вере, к деятельной любви.
Поэтому монастырь и занимается социальным служением. По сути, наш монастырь выполняет государственную задачу: занимается духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи, дает кадры, дает рабочие места, трудоустраивает, взращивает новое поколение.
При монастыре практический полный образовательный цикл - школа и единственный в России православный колледж. В них преподают высококлассные специалисты, в том числе профессора, доценты московских вузов, кандидаты педагогических наук, заслуженные учителя России, отличники народного просвещения, руководители известных хоров, композиторы, лауреаты международных конкурсов. Как смогли Вы организовать такой уровень преподавания? Как проходит практика? Обычно это непросто устроить…
У нас открыты общеобразовательная школа «Добрая школа на Сольбе» и Первый православный колледж, где девушки получают среднее профессиональное образование. В колледже 7 специальностей: хоровое дирижирование; конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности; поварское и кондитерское дело; декоративно-прикладное искусство и народные промыслы по направлениям: художественная керамика и художественная вышивка; иконопись; экономика и бухгалтерский учет.
Школа и колледж имеют лицензию, государственную аккредитацию и конфессиональное представление. Они включены в реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви, и при этом выпускницы получают аттестаты и дипломы государственного образца.
Образовательная деятельность монастыря активно развивается. Школа и колледж признаны на региональном и федеральном уровнях. Они входят в число 100 лучших образовательных учреждений России по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Девочки углубленно изучают музыку, хоровое пение, занимаются в театральной студии, дают спектакли и концерты в Кремлевском дворце, в Московской консерватории, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, в Главном храме Вооруженных Сил. Занимают первые места на конкурсах, выставках, олимпиадах.
Наряду с хорошим светским образованием девочки получают духовно-нравственное воспитание. Они изучают такие предметы, как Библейская история, история православной Церкви, основы христианской нравственности и православного вероучения, церковнославянский язык, церковное пение. А на уроках домоводства получают навыки ведения домашнего хозяйства, дизайна интерьера, этикета, сервировки стола, ухода за домашними растениями, учатся планированию семейного бюджета, правильному хранению вещей, поддержанию чистоты и порядка, секретам домашней кулинарии и многому другому.
Очень важно, что все полученные знания и навыки девочки постоянно применяют на практике. Наше образование практикоориентированное, поэтому из колледжа выходят крепкие специалисты, которые легко смогут встроиться в любой рабочий процесс.
Главное отличие наших учебных заведений от подобных светских в том, что в монастыре все социальное служение поддерживается сестрами монастыря. Именно благодаря участию сестер в деле обучения и воспитания детей, общению с детьми и студентами, школа и колледж достигли высоких результатов. Не будь этой живительной силы, исходящей от монашествующих, подобное не могло бы получиться. Ведь сестры – это люди, которые жертвенно трудятся и молятся. И делают они это не для возвышения себя, не ради славы или денег, а единственно только ради любви к Богу.
Многие монахини имеют педагогическое образование, они преподают в школе и колледже. Все в разных формах взаимодействия вовлечены в процесс воспитания детей. На каждом послушании в монастыре есть старшая сестра, которая привносит в него монастырский дух, направляет сотрудников и вдохновляет на служение Богу.
Дети, общаясь с сестрами, невольно перенимают этот дух любви, жертвенности, честности, самоотдачи. Они впитывают нравственные принципы жизни, таким образом формируются крепкие духовно-нравственные личности, которые смогут передать этот дух, это настроение окружающим людям, где бы ни находились.
Какие желания, надежды, планы? Чего хотелось бы достичь? Что сегодня вызывает не гордость даже, а удовлетворение от хорошо сделанной работы, достойно решенной задачи?
То, что мы делаем, - это актуально, уникально, востребовано. Здесь в монастыре создается новая жизнь. Жизнь возрождается там, где есть духовный центр. Как Троице-Сергиева лавра возникла на месте подвигов преподобного Сергия, так сейчас мы видим, как на Сольбе и вокруг нее начинает формироваться новая жизнь. Мы видим воочию то, что написано в книгах.
Церковь всегда была скрепой, Церковь всегда была хранителем культуры, а сейчас из школы и колледжа при монастыре выходят новые люди, воспитанные в русских исконных традициях, люди, которые не развращены западным влиянием, у которых правильные ориентиры, которые, выходя в мир, будут нести туда духовно-нравственные ценности, приобретенные в монастыре. Таким образом, они будут оздоравливать общество.
Если такие люди создадут семьи, то это будут крепкие православные семьи. Если захотят пойти в монастырь, то из них получатся хорошие монахи. Если будут устраиваться на работу, то это будут надежные, честные сотрудники. Это наше будущее общество, новое поколение, которое будет и трудиться, и молиться, и служить Отечеству и Церкви.
Журнал "Региональная Россия", № 9, 2024 г., стр. 94-108