Воспитание молодежи в современном обществе
На воспитание Церковь смотрит иначе, чем мир. В Церкви воспитание означает руководство, приведение людей не к определенным идеям, или ценностям, или идеалам, а к любви Господа нашего Иисуса Христа. Воспитание в Церкви заключается в том, что человек учится любить Христа, это – главная цель Церкви.
Совершенством в Церкви является любовь, которая пребудет во веки веков, поскольку и вера, и надежда упразднятся в последний день, и останется только любовь. Следовательно, человеку нужно научиться любить Бога. Верить в Бога – это важная ступень, первая ступень, на которую становится человек. Он не остается на первой ступени, потому что не может отдать всю свою жизнь чему-то, во что он просто верит. Конечно, если он великий идеолог, он может это сделать, и это мы наблюдаем вокруг себя изо дня в день. Но в Церкви главное – присутствие любви. Для нас главной целью является Христос. Христос – это Учитель каждого человека. Видите, как замечательно говорит Господь в Евангелии: «научитесь от Меня» (Мф. 11:29). То есть человек учится у Христа, у Самого Христа, научается из жизни Христовой, из слов Христовых, но главным образом учится через опыт Божественной любви внутри себя. И этот опыт настолько силен, что побеждает все другие виды любви мира.
Радость Христова и присутствие Христово имеют такую силу, что если они возгорятся в сердце человека, то все начинает происходить и вращаться вокруг любви Божией. Христос нам снова говорит в Евангелии: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12:49). Я пришел на землю, говорит Христос, зажечь огонь, и этот огонь возгорелся в сердцах святых, в сердцах всех тех людей, которые за Ним последовали. Этот огонь возгорается в сердце каждого человека, подлинно вкусившего присутствие Христово.
Недостаточно, дорогие мои, передавать нашим детям евангельские истины, недостаточно говорить, что Евангелие и Церковь – лучшее, что можно дать детям, что любовь, радость, свобода, справедливость – это хорошо. Конечно, все это замечательно, но молодому человеку сегодня нужно научиться любить Христа, узнать, что Церковь дает Христа и мир не может этого дать ему.
Человек везде может научиться уважать людей, любить их, быть порядочным, честным, справедливым, демократичным, свободным и прочее. Церковь не нужна, чтобы обучать нас всем этим вещам, этому нас учит сама наша природа. Сама наша человеческая природа, наша человеческая ипостась учит нас свободе, справедливости, демократии, уважению, любви к другим людям. Церковь же нам говорит о любви ко Христу. И здесь, позвольте мне сказать, находится та точка, где мы, современные христиане, спотыкаемся, потому что считаем Церковь идеологической системой.
Нам кажется порой, что достаточно исполнять свои обязанности, достаточно, чтобы у детей были границы, чтобы они не безобразничали, не делали ничего плохого. Иногда можно услышать слова, вызывающие снисходительную улыбку, но не имеющие никакого отношения к Церкви. Например: «Лучше, чтобы человек был привязан к Церкви, чем к наркотикам». Значит, или наркотики, или Церковь? Значит, тот, кто не в Церкви, тот связан с наркотиками? Безусловно, нет!
Человек может быть нецерковным, но быть порядочным, правильным, честным, хорошим супругом, отцом, учеником и обладать всеми положительными качествами. Но мы, старшие, часто не можем понять, почему у наших детей другие отношения с Богом, и говорим: «Зачем тебе это нужно? Тебе недостаточно того, что ты стал хорошим человеком, знающим специалистом, что у тебя есть работа и ты приносишь пользу миру и обществу? Зачем тебе что-то большее? Это крайности, фанатизм, эксцентричность, нездоровые проявления». Почему же мы выказываем такие взгляды? Потому что наши жизненные критерии – это не любовь, а чувство долга: «Выполни свой долг, и этого достаточно». Но любовь, дорогие мои, не имеет границ. Когда ты любишь Бога, то не чувствуешь границ. Так же как и когда любишь человека. Если ты любишь человека, то хочешь быть вместе с ним, соединить свою жизнь с ним; разве возможно ограничить эту любовь? Любовь – это огонь, горящий в сердце человека. Она не может быть ограничена и не поддается логике, но действует сама по себе, потому что действует в сердце, а не в уме. Церковь учит и призывает человека полюбить Христа больше всего на свете.
Раньше в церкви было много детей. Мы все помним, кто из нас постарше, что до определенного возраста все дети ходили в воскресную школу, в церковь, у них были отношения с Богом. А после определенного возраста эти дети исчезали: в четырнадцать, в пятнадцать или в восемнадцать лет. Они шли в армию, в университет, и все усилия преподавателей воскресных школ, других людей проходили даром. Как вы думаете, почему? В чем была ошибка? Конечно, имели место человеческая слабость, искушения, соблазны, которые умножаются по мере взросления человека, но ошибка Церкви (не самой по себе Церкви, а людей Церкви) заключалась в том, что мы не поняли, что детям нужно было передавать любовь Христову. Мы обучали их евангельским истинам: «Будь хорошим, люби людей, давай милостыню, будь порядочным человеком», – а о любви Христовой не говорили. Потому что для нас самих богословие было человекоцентричной идеологией и философией. Мы не знали о любви Божией, не ведали, что значит любить Христа. Именно по этой причине люди не считали важным научиться поститься, совершать бдения, причащаться, исповедоваться, читать жития святых. Люди довольствовались чтением других книг. Жития святых были отложены в сторону. Аскетическая жизнь в Церкви была оставлена. Человек, который хотел познавать Христа через Таинства Церкви, считался маргиналом, поскольку тогда были другие приоритеты. По этой причине мы теряли людей, одного за другим, когда они вступали в переходный возраст. Потому что, безусловно, грех имеет силу, и это тоже является определенным опытом. Это то, что привлекает и пленяет человека.
С другой стороны, что человека может удержать от этого? Идеи? Идеи – всего лишь мертвые тени вещей. Идея не может удержать человека, каким бы он ни был идеологом. К счастью, этот период прошел, и мы нашли, вновь обрели себя, свои корни, нашу традицию. И сейчас мы видим молодых людей в церкви, видим, что они любят Бога и приходят в храм по другим причинам и с другими потребностями. У них могут быть свои трудности, свои проблемы, грехи и слабости, как и у всех нас. Но они слушают о любви Божией.
Вот об этом, дорогие мои, мы должны говорить нашим детям, чтобы они учились любить Бога. Когда они любят Бога, они открывают внутри себя великий опыт Его любви. Тогда они научаются и приобретают духовную прививку, которая является противовесом тяжести греха. И даже если человек бывает ранен грехом, присутствие любви Христовой утешает его сердце. Он знает, что не спасется своими силами, а спасется любовью Божией, милосердием Божием, милостью Божией, жертвой Христовой на Кресте за всех нас.
Если мы сегодня в церкви говорим о воспитании, то говорим как раз об этом путеводительстве, об этом руководстве – помочь человеку полюбить Бога.
В заключение приведу вам один пример. Я часто его привожу, потому что, мне кажется, он выражает опыт святых, помогает нам увидеть, что у святых был внутри огонь, затмевающий все.
В житии святого великомученика Георгия, этой жемчужины Церкви Христовой, рассказывается, что помимо множества ужасных мучений, которые он претерпел, его послали на еще более страшное.
Люди собрались в театре (на стадион того времени), где происходили конные бега. Для мучения приготовили железные ботинки с гвоздями, раскалили их на огне так, что они стали ярко-красного цвета, и надели на ноги святому. Затем его привязали сзади к лошадям, и они побежали по ипподрому. Все собравшиеся, глядя на это страшное зрелище, кричали так, как это свойственно людям, не знающим Бога. Святой же великомученик Георгий, как повествует житие, с радостью воспринимал происходящее. Мученик Христов, обутый в эти ужасные железные ботинки, полные гвоздей, бежал со рвением, говоря себе: «Беги, Георгий, чтобы удостоиться соединения с Господом».
Мы все знаем, что когда в ботинок попадает камушек, нам трудно бывает идти, а не то чтобы это были ботинки с гвоздями или с раскаленным железом! Видите, какой был дух у святых? Святой великомученик Георгий не видел перед собой ни лошадей, ни кричащих людей, не видел людского зла, а видел только Христа. Он видел Его и ради Него бежал. Поэтому он бежал с большим рвением, и все остальное было для него ничем, потому что в его сердце горел огонь, намного сильнее, чем огонь от ботинок, и в его сердце горела любовь Христова, уничтожающая все трудности.
И сегодня, дорогие мои, если мы хотим, чтобы наши дети и все мы с радостью проходили предлежащее нам поприще (Евр. 12:1), то должны научиться взирать на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12:2). Тот, кто постоянно видит Христа перед собой, не обманывается, не теряется, не заблуждается, и огонь, горящий в его сердце, не потухает. Значит, наша цель заключается в том, чтобы полюбить Христа. Понять, что Христос – это Тот, Кто полюбил нас первым, и полюбить Его.
Недавно я был в одном детском саду в Лимасоле и спросил детей: «Ребята, почему мы должны любить Христа?» И я был поражен ответом одного ребенка, который сказал: «Владыка, мы должны любить Христа, потому что Он нас полюбил». Видите, какой удивительный ответ! Это ответ апостола Иоанна: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1Ин. 4:19). Мы любим Христа потому, что прежде Он нас полюбил. И мы имеем в себе любовь Христову не как теоретическое знание, а как личный опыт жизни.
Для нас, дорогие мои, Христос должен быть смыслом жизни, центром нашего бытия. Если Христос будет для нас смыслом жизни, тогда и нашим детям мы передадим этот опыт любви Христовой. Только этот опыт может удержать их в стороне от нынешних соблазнов. Наркотики, насилие, удовольствия, богатство – все это разрушительный опыт, но также опыт жизни и смерти. Самый сильный опыт, который может удержать молодого человека, – это опыт любви Христовой.
Давайте постараемся передать огонь, который Христос возжег в сердцах людей, и тогда этот огонь захватит и наших детей, и мы будем идти по нашему пути мирно и безопасно. Так что я желаю всем нам, чтобы любовь Христова горела в наших сердцах, чтобы мы могли передать нашим детям то, в чем они действительно нуждаются, чтобы они пережили трудности нынешних времен, и чтобы жили всегда в любви Христовой – и в этой жизни, и в вечном Его Царствии.
Митрополит Афанасий Лимассольский, июнь 2005 г.