Возможно ли восстановление монархии в России?
– Отец Михаил, сейчас много разговоров о восстановлении монархии в России. Ваше мнение по этому вопросу, возможно ли это?
– Действительно, эта тема в последнее время муссируется в некоторых средствах массовой информации. Наверное, какая-то часть людей действительно верит, что придет какой-то мессия-царь, который создаст нам хорошее православное государство, сможет противостоять всем внешним и внутренним угрозам. Это напоминает древнеиудейский народ, который ждал небесного Мессию для создания тысячелетнего земного царства… Мы должны помнить слова Христа Спасителя: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), а также то, как во время искушения в пустыне диавол, не зная, что перед ним Воплотившийся Бог, предлагал Ему господство над земными царствами: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:8-10).
Монархия понятие неоднозначное. Если мы посмотрим на историю России, то увидим, как много при монархической форме правления зависит от личности монарха, его положительных и негативных сторон.
Например, при Иоанне Грозном происходит централизация Московского царства, преодолеваются сепаратистские настроения, происходит расширение границ, в том числе присоединение Казанского и Астраханского ханств, Сибири. И при этом репрессии опричнины, граничащие с произволом. И жесткий государственный кризис после смерти Иоанна Грозного, в итоге приведший к безвременью Смуты, после которой на царство был избран Михаил Романов. При его сыне, Алексее Михайловиче, прозванном «Тишайшим», произошел церковный раскол, трагические последствия которого и сейчас еще не в полной мере преодолены.
При Петре Первом Россия стала империей, сменилась столица, была произведена кардинальная реформа государственного управления, которая сопровождалась сломом многого из того наследия Московского царства, которое требовало более бережного отношения. Касается это и его реформ в религиозной сфере: упразднение Патриаршества, создание Духовной коллегии, затем преобразованной в Святейший Синод, что фактически превратило Русскую Церковь в одно из имперских ведомств.
При многих императорах и императрицах эта зависимость Церкви от государства все более усиливалась, изымались церковное имущество, монастыри и храмы закрывались как нерентабельные, тайна исповеди не только не охранялась законом, но наоборот, священник обязан был доносить в соответствующие органы о том, что стало известно ему на исповеди. При этом политически благонадежный подданный Российской империи был обязан прийти на исповедь хотя бы раз в год.
Все это подрывало авторитет Русской Церкви, работало на развитие революционной ситуации, потому что многие, думаю, люди в этой ситуации становились атеистами, вольнодумцами. Господь попустил прекращение правления Дома Романовых в России, при этом семья последнего правящего монарха – императора Николая Второго, жестоко расстрелянная в Екатеринбурге, прославлена в лике святых.
Говорить о возрождении монархии в России в современных условиях, мне кажется, надуманным. И кто именно мог бы претендовать на то, чтобы стать монархом? Боюсь, что это информационная авантюра с целью создания дополнительного раскола в российском обществе, возможно, идущая с запада.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» так говорится о монархии: «В древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Однако, по мере удаления общества от послушания Богу, как Устроителю мирских дел, люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя. Господь, принимая выбор людей и санкционируя новую форму правления, в то же время сожалеет об оставлении ими богоправления: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар: 8:7, 9).
Таким образом, возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроить свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти».
Поэтому православным нужно меньше думать о земных царях, а больше о спасении своей души, о Царе Небесном.
Иеромонах Михаил (Чепель)