«Время живота нашего в мире и покаянии скончати…»
Православная Церковь огромное значение придает времени как орудию нашего спасения. Поэтому Церковь постоянно молится: «Прочее время живота (жизни) нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Насколько же важно, чтобы оставшиеся дни нашей жизни прошли в «мире и покаянии»!
Но в каком же мире? В таком «мире», с которым связаны наши отношения со Христом. Это не просто какой-то мир, где нет войны и потрясений, это и не некое мирное состояние в душе. Здесь словом «мир» именуется Личность Самого Иисуса Христа. Об этом говорит и апостол: «Христос есть наш мир» (ср.: Еф. 2: 14). Следовательно, «в мире» – это значит: посвятим оставшееся время нашей жизни Иисусу Христу. Как? В покаянии, ибо то, что нас представит пред Богом, вовсе не какие-либо наши заслуги и достижения, а только лишь покаяние. Потому что – а это несомненный факт – не существует людей совершенных, людей безгрешных.
Еще раз хочу спросить: что же нас оправдает пред Богом? Это не какое-либо наше «совершенство», не «безгрешность», так как таких людей вообще не существует, не наша безошибочность, потому что и таких людей, которые никогда не ошибаются, не существует. И что же нам тогда осталось? То, что оправдает нас, – это покаяние в наших грехах, в нашем отступлении от Бога, в том, что мы все духовно повреждены, повреждена даже сама наша природа человеческая – наша природа изменена, извращена, ее первозданность утрачена, в том, что страсти – эти злые тираны – и наши грехи изменяют до неузнаваемости в нас образ и подобие Бога, какими мы были созданы в раю. При всем при этом, однако, есть у нас еще дерзновение перед Господом Иисусом Христом – ибо Господь всё сотворил ради спасения нашего: в плоть облечься благоволил, креститься благоволил, родиться от Девы благоволил. Все эти действия Господа были не случайны и имеют глубокий смысл: все они направлены на спасение человека. Каждый Свой поступок Господь совершал ради спасения рода человеческого. Зная об этом, мы имеем дерзновение перед бескрайней любовью Божией. И цель пришествия Христова на землю – привести к Себе заблудший и погибающий род человеческий, чтобы мы заново «приобрели» самих себя.
Таинство Святой Троицы раскрывается в великом празднике Крещения Господня – об этом поется в тропаре Крещению: «Троическое явися поклонение…» В чем оно выражается? «Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе…» – то есть глас Бога Отца свидетельствовал о Сыне, – «и Дух, в виде голубине» – Дух был в виде голубя (Дух Святой был не голубем, конечно, а в виде голубя), – и Сын Божий, Иисус Христос, крещаемый в Иордане. Это очень важный момент: Бог Отец дал явное свидетельство: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 17: 5), – и тогда Иисус Христос начал спасительную проповедь Евангелия.
Существует ложное мнение, особенно у еретиков, что Христос был помазан как Мессия в момент крещения от Отца. Это заблуждение, потому что Христос был совершенным Богом и совершенным Человеком с момента Его зачатия в утробе Богоматери. Об этом нам говорит Евангелие: когда Богородица зачала во чреве и пришла навестить Елисавету, матерь святого Иоанна Предтечи, то Елисавета прорекла: «И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 43). Видите, Пресвятая Богородица еще только носила Младенца во чреве, а Елисавета назвала Ее по действию Святаго Духа «Матерью Господа моего», и не только лишь своего, но и Господа Пророка и Предтечи Иоанна, и Господа всех людей и всего мира. Значит, в момент зачатия, еще до крещения, Иисус Христос – и совершенный Бог, и совершенный Человек.
Господь Своим крещением освятил такую важную стихию, как вода, и Своим крещением нам указал спасительный путь: через принятие Крещения…
Как нам далее указывает Священное Писание, Христос после крещения был отведен Духом в пустыню, чтобы приступить к подвигу поста. Этим Он показал нам духовный путь подвига христианина. Когда мы говорим, что Господь постился, мы имеем в виду, что Он вообще не вкушал ни пищи, ни пития. Там, в пустыне, приступил к Нему богоотступник диавол и принялся искушать тремя главными страстями и искушениями, этими тремя гигантами, прародителями всех страстей: тщеславием, страстью к наслаждению и сребролюбием.
Страсть к наслаждению заключалась в том, что диавол искушал Христа повелеть, чтобы камни претворились в хлеб, ведь Христос только окончил сорокадневный пост. Сребролюбие выражалось в том, что диавол искушал Христа богатством, показав в мгновение ока все царства и славу их, говоря: «Дам тебе все, если поклонишься мне». Тщеславие же состояло в том, что диавол искушал Христа спрыгнуть с крыши храма и, оставшись невредимым, этим показать Свое Божественное могущество. Господь наш Иисус Христос поразил диавола, отвергнув все его козни и искушения. Тогда приступили к Нему ангелы Господни и служили Ему как Богочеловеку.
Митрополит Афанасий Лимасольский