06 сентября 2024

«Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; да не поколеблюсь»

Как мы знаем из Ветхого Завета, пророк и царь Давид был просвещенным и святым человеком. В своих псалмах он пишет: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; да не поколеблюсь» (Пс.15:8). Пророк Давид видел своими духовными очами Бога, стоящего одесную его, и это помогало ему не поддаваться приражениям греха. Царь Давид имел силу понимать Господа, ощущать Его, видеть Его таинственным образом, и так, избегая греха, он переходил к созерцанию Бога.

Как видел Бога царь и пророк Давид? Чтобы этого достичь, необходима святость. Он прошел «начальную» стадию и со временем получил благодать и особую силу Божию, так что впоследствии мог удерживать в памяти и душе Его присутствие.

Если бы мы имели такую память, такую возможность видеть нашими духовными очами, что Господь всегда наблюдает за нами, слышит нас, понимает все, что происходит внутри нас, и, если бы мы помнили, что находимся в Боге и действуем в Нем, мы были бы крайне внимательны и избегали бы греха. И благодаря этому уклонению от греха мы имели бы чистоту и достигли того, что смогли бы приблизиться к Чистейшему Богу! Какой страх был бы тогда в нашей душе, если бы мы могли созерцать Бога!

Человек отклоняется от Божьего пути и идет путем греха и диавола, потому что не имеет силы понять и осознать, что Бог пребывает повсюду, что каждое действие и каждый помысел Ему известны, и что Он, Который видит все, однажды станет ему Судьей.

Нам следует ухватиться за эту мысль и удерживать в памяти то, что Бог присутствует повсюду. Мы не можем повести себя непочтительно перед каким-нибудь важным человеком, и мы не можем совершить грехи, которых стыдимся даже перед ребенком. Мы стесняемся людей, потому что боимся опозориться перед ними, боимся, что нас будут осуждать, мы не хотим упасть в их глазах, не хотим, чтобы они потеряли впечатление, которое у них сложилось о нас. По своему человекоугодию мы следим за тем, чтобы нам не совершить чего-нибудь плохого, потому что взираем на окружающих людей телесным взором и не хотим перед ними опозориться. Но если бы мы имели духовное зрение и видели бы Отца Небесного, Творца нашего, нашего Судью, подумайте, как внимательно мы бы тогда жили!

Когда какая-нибудь страсть подталкивает меня отклониться от пути Божия, если я подумаю, что Господь меня видит, что я Его опечалю, что я опечалю саму бесконечную Любовь, я остерегусь поддаться этой страсти. Следовательно, причина нашего отпадения от Бога заключается в том, что мы Его не видим. Страшная ошибка - жить в присутствии Божием и не видеть Его. Разумеется, природа Божия непостижима. Впрочем, благодаря знанию, которое Он нам дал, мы можем увидеть Его свойства, Его действия как причину, чтобы прийти к Первопричине возникновения всего, которой является Сам Бог. И с помощью такого размышления мы почувствуем, что Бог очень близок к нам, что мы стоим перед Ним. Мы не наделяем Его внешним обликом, потому что по Своей природе Он не имеет облика, но живем внимательно и с мыслью о том, что предстоим перед Ним всегда, и что на нас смотрит Его недремлющее око.

Так и царственный пророк Давид говорил: «Вы боги и сыновья Всевышнего -  все вы» (Пс. 81:6). Это состояние есть нечто наивысшее. Те, кто сподобятся спасения, в иной жизни действительно будут жить как боги, не по естеству конечно, но по благодати. Состояние в ином мире будет таким, что спасенная душа будет наслаждаться блаженствами Божиими с избытком. Так, если заржавевший кусок железа попадет в сильный огонь, он раскалится, станет ярким как пламень и примет свойства этого огня. Так и спасенная душа вся превратится в свет, в блаженство, в счастье, потому что, хотя она и не познает сущности Божией, но станет соучастницей Божественных тайн.

Бог по присущей Ему любви и милосердию, от преизбытка Своего, пожелал создать творения, чтобы удостоить их Своей Божественной благодати и сделать их как бы малыми богами. От преизбытка Своей любви Бог создал ангелов и людей, чтобы они могли Им наслаждаться. Но и сколько других Его творений наполняют нас радостью и блаженством, приближая нас к познанию Бога, хоть и отчасти (1 Кор. 13:9-10).

Давайте возьмем какой-нибудь скромный цветочек: мы чувствуем его благоухание и удивляемся, как такой аромат может находиться в столь маленьком цветке, который скоро завянет и исчезнет. Если даже преходящие вещи Бог наделил такой благодатью, то невозможно себе представить, какими неувядаемыми, неизменными и вечными окажутся творения, созданные Им в иной жизни, в Раю! И если все эти прекрасные творения, созданные Им в этом мире на земле и в ином мире, на небе, безгранично услаждают душу людей и ангелов - светом ли, благоуханием ли или красотой - то какой Он Сам по природе Своей! Если от избытка Своего сотворил всё это, каким Он будет Сам?

Однажды к одному богобоязненному учителю пришли простые деревенские жители, предполагая, что он сможет поговорить с ними о Боге, и сказали ему:

- Учитель, хотим, чтобы ты сказал нам, что есть Бог.

Он ответил:

- Приходите завтра, я вам скажу.

Они пришли на следующий день, и он снова сказал:

- Приходите завтра. Пришли - опять ничего. Так продолжалось много дней.

- Учитель, ты не скажешь нам в конце концов?

- Даже если вы будете приходить каждый день всю вашу жизнь и спрашивать, что есть Бог, я никогда вам не скажу, потому что Бог непостижим, непознаваем, необъясним, Он необъятен, Он над всем, Он превыше тех свойств, которые может нам дать утвердительное богословие.

Наше предназначение, чада мои, не в том, чтобы жить здесь на земле изгнания, но чтобы наслаждаться благами, которые ожидают нас на небе. Здесь ристалище, здесь поле боя, и в соответствии с тем, как каждый из нас будет подвизаться, он будет приведен к жизни на небе. Рай пуст, и он ждет, чтобы наполниться чадами Божиими.

Ангелы тоскуют и ждут, когда мы достигнем неба, чтобы и им получить успокоение (Рим. 8:21-23). Ведь они тревожатся, как бы нас не уловили бесы, и чтобы таким образом они не лишились нас, своих братьев. Ангелы имеют превеликую любовь к нам. Если какой-нибудь человек Божий во время молитвы и общения с Богом исполняется к Нему великой любовью, которая потом естественным образом распространяется на всех людей, то насколько больше любят нас ангелы, которые безгрешны, которые постоянно, непрерывно и бесконечно наслаждаются Богом и принимают, говоря по человеческим меркам, «тонны» Божественной любви; они любят нас, борющихся здесь на земле с бесами и со своими страстями. И ангелы тоже сражаются вместе с нами. Господь посылает их в помощь людям, которые пытаются стяжать Его Царствие.

У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель, но также есть и бесчисленное количество ангелов, которые помогают душам, старающимся избежать греха. Велика любовь ангелов к нам. Они ждут нас там на небе. И они вместе с этим не перестают воспевать Бога, побуждаемые Им, потому что Он вдохновляет их на божественное пение, Он насыщает их Своим блаженством. Ангелы пребывают в восхищении перед беспредельным светом, от обилия света они ничего не видят. Ангелы живут в этом блаженстве и говорят: «Почему бы не прийти сюда и людям, созданиям Божиим, образам Божиим, ради которых Господь сошел на землю, воплотился, был распят и пролил Свою Кровь! Зачем им попадать в Ад! Ад страшен!» Ангелы знают об Аде, потому что он полностью противоположен тому блаженству, в котором живут они.

Все, кто находится на небе, в ином мире - и ангелы, и святые, - ведают о нашем состоянии. Они знают наши мысли, знают о нас все и молятся о нас, потому что пребывают в реальности и видят теперь все явно, а не как в зеркале, как видим мы здесь лишь отчасти дела Божии и все, что касается Бога (1 Кор. 13:12). Они познали это все на опыте, и, следовательно, они горячо желают, чтобы и мы не погибли. И когда мы согрешаем и сходим с пути, они не только молятся за нас, но и глубоко переживают за нас. Если мы по любви переживаем друг за друга и расстраиваемся, когда видим, что у нашего ближнего плохи дела, и начинаем за него молиться, то тем более молятся за нас святые и ангелы, которые знают со всей точностью о лукавстве бесов и о том, что такое Ад, и как легко попасть туда людям, живущим на земле в борьбе с искушениями.

Бог есть наш Отец. Отец, имеющий такую заботу о нас, такую любовь, которую мы даже не можем себе представить. Даже если собрать всех отцов мира, не получится создать отца, хоть в какой-то степени похожего на Отца Небесного! И если земной отец, с присущими ему человеческими слабостями, прощает великодушно, то с какой несравненной щедростью может прощать Отец наш Небесный! Не до семидесяти семи раз, как сказал Господь апостолу Павлу, но бесчисленное количество раз семьдесят по семь! Все время Он нас прощает, каждое мгновение.

И поскольку мы имеем такого Отца, нам не подобает робеть и бояться, нам следует просить прощения и одновременно чувствовать Его любовь и не оскорблять ее. Как мы не хотим расстроить любящего нас человека, стараемся его не огорчать, так же невозможно огорчать нам Единого Бога Отца, Который любит нас бесконечно больше! Будем стараться иметь это осознание любви Божией и повсеместного Его присутствия, и бесконечно и непрерывно об этом размышлять, ибо это есть истина и реальность.

Время уходит, течет и оставляет нас, и мы неуклонно приближаемся к концу. Давайте же еще раз положим благое начало нашей жизни, будем следить за собой, откроем наши духовные очи и будем видеть Бога. Давайте почувствуем, что мы живем, существуем, движемся и наполняемся жизнью в присутствии Божием и Его объятиях.

Он наш Творец, Он наш Отец, Он наш Покровитель, Он любит нас в непостижимости Своего естества. Мы творения Самого Бога. А чтобы стать Его настоящими чадами, следует и нам жить подобающе, ступая путем Его заповедей, основываясь на наставлениях и послушании, идя по пути, намеченном нам нашими святыми отцами. И молитвами святого нашего Старца Иосифа да покроет нас всех Благодать Божия, чтобы нам иметь духовное созерцание Бога и не огорчать Его своей жизнью. Аминь. Буди.

Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»

Все новости
  • Монашество