15 февраля 2025

Второе Пришествие Христово

Kак вы знаете, в третье воскресенье Триоди Церковью определено чтение той части святого Евангелия, где говорится о Страшном Суде, который свершится во время Второго Пришествия Христа нашего.

Первое Пришествие Христа нашего на землю было тихим. Таким тихим, как это бывает с утренней росой в часы рассвета на деревьях, на листьях, на машинах. Эта роса, эта влага бывает совершенно незаметна, в отличие от дождя. Совершенно так, как приходит эта тихая роса, произошло и первое Пришествие Господа нашего. Он пришел как смиренный младенец, не имевший, «где главу приклонить». Он пришел на землю как человек, чтобы принести спасение нам, несчастным и осужденным людям.

Он дал нам святой пример, оставил нам заповеди, предписания и наставления ко спасению, чтобы мы подражали Ему и спаслись, потому что здесь, доле, всё временно, мимолетно и эфемерно. «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Я пришел не судить, но пришел миловать, простить и, в конечном счете, спасти человека.

Однако в какой-то другой день вновь придет Господь, как говорят нам Писания и как говорит Он Сам во святом Своем Евангелии, на этот раз для того чтобы судить мир. Это Второе Пришествие Христа нашего на землю будет очень страшным. О нем сказал Сам Господь в Евангелии от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит их одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». И соберутся пред Ним все народы, все миллиарды людей, и Христос наш, как Судия во славе, разделит всю эту великую массу людскую, всё это великое собрание на два стана, поставив их по правую и левую руку от Себя.

Тогда Он обратится к тем, кто справа, и скажет им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут ему: Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили, или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Владыка и Господь напомнит им эту преизобильную милостыню, которую они сотворили через деятельную любовь к бедным, нагим, заключенным и т. д., потому что в лице всех этих немощных они видели Его. И Он, как Праведный Судия, скажет им: «Поскольку вы явили Мне эту великую любовь посредством вашей богатой милостыни, Я благодарю вас. Я должен отдать вам воздаяние. Всё, что вы отправили на небеса вашими делами, Я всё это сохранил, это было в Моем банке, и теперь я оплачиваю ваш чек». Естественно, мы не должны думать, когда оказываем милостыню, что Бог становится должником человека! И однако, Он справедлив и исполняет то, что обещал.

Праведных людей, то есть тех, кто согрешил, но очистился покаянием, исповедью, добрыми делами, делами света, мученичеством и Кровию Агнца, Он изберет и поставит по правую сторону, приблизит их к Себе, наполнив славой и честью. И подобно тому, как Лик Христов сияет, словно десятки тысяч солнц, так вся эта слава отразится на лицах праведников, и они сами станут солнцами. Каждый из них просияет, как Христос. Лицо Христа будет источать Свой Божественный свет всем тем, кто будет по правую сторону, и они будут сиять, как светила. Все они будут осиянны и освещены светом Христовым. И как Солнце сияет и отражается на Луне, поскольку Луна не имеет своего света, но освещается Солнцем, а от Луны ночью освещается Земля, так и сияние лиц верных не будет отличаться от сияния Лика Христова. Подумайте об оной славе, об оной красоте! Это то, что мы не в состоянии постичь нашим разумом!

К сожалению, другая половина, кто слева, будут наоборот весьма несчастны, мрачны, поскольку дела их были грешными и дьявольскими. Он обратится к ним и скажет: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Христос никогда не хотел бы произносить эти слова, потому что Он Бог любви, прощения, сострадания и человеколюбия, но одновременно Он и Бог справедливости. Поскольку дела этих душ были немилосердными, несмотря на все блага, которые даровала им любовь Божия, и так как они ушли из жизни без покаяния и исповеди, то теперь возымеет действие Его справедливость, и конечное решение будет состоять в том, что они будут отделены и последуют навечно на мучения с демонами. Их лица будут по-демонски мрачны и безобразны. Когда человек погружен в грех, то видишь, что и внешние его черты будут точно такими же, как и его жизнь.

Подумайте, каково будет этим душам тогда, когда они будут охвачены ужасной, невообразимой тревогой, как их поведут в вечное мучение, как они будут сожительствовать с бесами. Как всё вокруг будет говорить об осуждении. Вы должно быть видели когда-нибудь бесноватого человека, как его сотрясает демон, как бьет и мучает? Теперь представьте вечное сосуществование не с одним, а с тысячами и с миллионами демонов. Это невообразимо. Все вперемешку, все вместе - люди и демоны - будут жить в ужасе совершенного лишения света и Бога. Так отплачивает дьявол людям, которые его слушаются. Да прострет Бог Свою руку, чтобы ни один человек не сошел туда!

В Евангелии от Луки Владыка Христос предрек нам всё, что произойдет прежде этого страшного дня, чтобы приготовить нас, чтобы мы не прельстились: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не хо-дите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец... И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо Силы Небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою... Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; и так бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».

«Небо и земля прейдут». Исчезнут небо и земля. «Слова же мои не прейдут». Однако, слова Мои пребудут, станут действительностью, они воплотятся в жизни людей, в точности как представляется здесь. «Многие придут под именем Моим, говоря, что это Я». Многие придут и скажут, что Я - Христос. Как мы верим и ожидаем, так скажет Антихрист: «Я Христос, я Бог. Придите ко мне, я вам дам всё. Достаточно, чтобы вы поверили мне и приняли печать вашего послушания мне». В него, в Антихриста как в Мессию, веруют иудеи, верят в то, что он придет и воцарится в иудейском государстве. Они построят свой храм, появится их государство и так далее. «Не ходите вслед их». Не верьте им, не следуйте им, не доверяйте тому, что они вам скажут. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Последуют войны, будет много волнений, но вы не бойтесь, не теряйте вашего дерзновения, да не оскудеет вера ваша в Меня.

Будьте устойчивы и тверды в вере, потому что в природе случатся столь великие знамения, что от страха и ожидания грядущих бедствий люди усомнятся, падут духом, будут подавлены, и от ужаса будут испускать дух. «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». И тогда увидят Христа, прибывающего на облаке под звуки труб, с великой силой и славой.

Так что будьте внимательны, чтобы этот день великих событий не застал вас в греховном состоянии, в пьянстве, в попойках, в великих хлопотах, перегруженными мирскими делами. Не имейте неисповедованных грехов, будьте чисты и готовы к тому великому дню, когда Бог будет судить мир. Он придет как сеть. Он придет настолько внезапно, что люди в каком-то смысле будут захвачены врасплох. Бодрствуйте, не спите. Бодрствуйте и в молитве, и в мысли, и в ваших трудах, и в семье, и повсюду, во все время, чтобы не впасть вам в грех, чтобы вы сподобились стать одесную Христа, великого Судии.

Апостол Павел очень ярко описывает славное пришествие Владыки Христа нашего. В одном своем послании он говорит, что когда Христос должен будет прийти для своего Великого Суда, то вострубят трубы и «Сам Господь во гласе и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». То есть глас Сына Человеческого призовет прежде усопших восстать из мертвых. И когда восстанут умершие, мы увидим некоторых из них, взятых облаком и восходящих на небо. Воскресшие люди устремятся ввысь, как аэростаты, чтобы стать одесную Христа!

Живых же, то есть тех, кто тогда будет в теле, и их тоже вознесут облака и принесут на небо, на встречу с Господом в воздухе. Христос будет сходить сверху, а души восходить, и встретятся с Ним в воздухе. Те, кто будут восхищены облаками, чтобы встретиться с Владыкой Христом, — это спасенные и праведники, которые, взойдя, разместятся одесную Его.

Те же, кто не спасется, - к которым не придут облака, чтобы взять их в Царствие Небесное, - останутся внизу, отягченные грехами. Они тогда поймут, осознают, что примут участь осужденных на вечное мучение, потому что они не сбросили с себя бремя грехов через раскаяние, через исповедь, через слезы. И так, отягченные тяжестью греха и нераскаянности, они пребудут внизу на земле. Подумайте о печали, подумайте об ужасной тревоге этих душ! Подумайте, какой страх, какой ужас, какая погибель! И мы тогда будем живы и будем вопрошать: «Возьмет ли облако и меня, или оставит?»

Святые отцы говорят, что, сколько времени длится в церкви чтение шестопсалмия, столько времени Господь будет судить души, потому что Он не будет судить отдельно каждую душу, но сразу совершит отделение овец от козлищ.

Подумайте о мучении совести в то время, когда каждая душа будет знать, что должно последовать совсем скоро. Подумайте сейчас, что вот мы стоим, и тот, кто стоит рядом со мной, поднимается облаками на встречу с Судьей Христом, а я стою внизу, как свинец, как железо из-за моих грехов и из-за тяжести наказания, и облако не может меня поднять. Видя эти ужасные знамения, мы вострепещем, словно заяц, которого ведут на убиение. Если же и праведники будут трепетать, то насколько более трепетать будем мы, грешные и окаянные. Конечно, те, кто останутся внизу, будут ожидать осуждения, наказания. С одной стороны - от совести, а с другой - от всего, что имело связь между Богом и иной жизнью, и этим примут извещение о том, что должно будет случиться.

Писания говорят, что в этот страшный день вострубят трубы Второго Пришествия с высоты небесной, и они будут слышны даже до Ада, где находятся погибшие души. Все мертвые восстанут, и тела их будут нетленными, духовными. И земля, и море, и звери отдадут мертвых. Земля отверзнется, и будет выходить лава, сжигающая грешников! И подобно тому, как во время потопа вода взошла выше гор и стала могилой для всех, так будет и тогда, но не постепенно, как восходила вода, но сразу огонь покроет всю землю, и всё станет единой рекой огня. Всё вострепещет, небо совьется, как свиток, небесные тела падут, и тогда явится знамение Сына Человеческого. И каково будет оно?

Честной Крест! Впереди будет явлен Честной Крест, а за ним последуют воинства ангелов, которые займут почетное место. Они встанут справа и слева от Честного Креста и приготовят путь для пришествия Великого Судии. Херувимы и серафимы принесут Престол, на котором воссядет Господь, и, как сказано, его поставят на высочайшей вершине земли, чтобы его видели все те, кто воскреснут на земле. В своем пророчестве, относящемся ко второму Пришествию, пророк Даниил говорит, что Ветхий днями станет во славе, чтобы судить всю вселенную, и перед Престолом потечет огненная река.

И другому святому было видение, как будет происходить Второе Пришествие. Он пишет, что, когда окончился Суд, тогда послышался великий и страшный грохот, который вызвал великое смятение и ужас. Среди этого шума он увидел, что под Престолом Владыки потекла огненная река, которая устремилась в муки вечные, увлекая с собой всех грешников. Злые же ангелы пытались столкнуть, низвергнуть, увести людей слева в огненную реку. Плач и рыдание великое!

Великие Отцы нашей Церкви, обладавшие просвещением Святого Духа, думая об этом, постоянно размышляли о Страшном Втором Пришествии Христовом. И это размышление заставляло их постоянно скорбеть, и очи их не высыхали от слез. Особенно святой Ефрем Сирин трепетал и плакал от скорби души своей, размышляя о том, как произойдет Второе Пришествие. Из очей его изливались два потока, а на его щеках отобразились борозды от слез. Этот великий святой, великий подвижник много написал о Втором Пришествии Господа нашего. Если душа святых замирает от одной мысли о страхе Суда, то насколько устрашимся мы, грешные, когда это станет действительностью!

Одно мое духовное чадо довольно много лет назад видело нечто. У него не всё было исправно в духовной жизни, и вот однажды он мне говорит:

- Отче мой, расскажу тебе, что я видел.

- Что ты видел, дитя мое?

- Я видел, что я был в моей деревне, и послышались трубы и гласы. Я увидел, как пало солнце, ветер, молнии, звезды и небеса скручивались словно свиток. И тогда послышался голос: «ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ». Страх и ужас охватил всех, побежали люди, помчались машины, а я оказался на школьном дворе. «Ох! Что сейчас будет! Куда мне идти?» И в какой-то момент вижу многих ваших духовных чад, входящих в школу, и туда входите и вы, одетый как офицер, в белом. Тогда все ваши духовные чада оказались одеты в белое и сели следом за вами в большую машину, и вы поехали, и остановились одесную Судии, в такой красоте, в таком великолепии! А я, одетый в черное, сидел у дверей внутри двора, потому что некая сила мне препятствовала сесть в вашу машину. Тогда я вас спросил:

- Отче, а я?

- А ты, чадо мое, оставайся здесь, и посмотрим, что будет с тобой, - сказали вы мне.

И вы уехали со всеми этими чадами. А я остался там и стал ждать. И, в мучительном беспокойстве о том, вернется ли за мной мой отец, заберет ли меня, я пришел в себя.

У одного святого было видение: тысячи некрещеных младенцев, убитых своими матерями в результате абортов, которые жаловались: «Господи, чем мы виноваты, что не крещены, не стали христианами! Мы бы стали святыми, но нас убили наши родители!» И тогда Христос даровал им некое успокаивающее их душу место. Конечно, о матерях, которые не покаялись, даже и сказать невозможно, какое наказание их ожидает.

Святые отцы говорят нам, что души праведных, которые будут поставлены одесную, будут весьма просвещены, осиянны, будут во свете. Праведники же, видя осуждения грешных, бросаемых в реку и вопящих «увы», будут весьма опечалены, будут очень страдать душевно, и печаль их сердца будет запечатлена на их лицах. Они будут думать, что среди погибающих были и их отцы, и матери, и супруги, и родственники, и вот они разлучаются с ними навсегда!

Тогда, как говорят отцы, Христос скажет: «Несправедливо, не нужно рабам моим, чтобы и в этом состоянии они скорбели и терпели. Достаточно они претерпели в земной своей жизни от презрения, от искушений, от скорбей и тому подобного. Достаточно они шли узким и скорбным путем, достаточно каждый нес свой крест на свою Голгофу. Несправедливо, чтобы в месте упокоения, радости и Веселья они скорбели из-за грешников. Сюда они пришли, чтобы упокоиться и насладиться воздаянием за свои труды». И своей Божественной силой он сотрет в памяти праведников существование грешников и их мучение, до последней степени забвения, чтобы они предались блаженству вечной жизни с совершенной беззаботностью.

И когда закончится Суд и отделены будут одни от других, то ангелы, серафимы и херувимы поднимут Престол. И Христос во славе, во свете Божественной славы подымется к вратам Рая, в Царствие Небесное, в сопровождении всех святых и праведников. И тогда ангелы и люди вместе воспоют: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!».

Когда праведников поведут к красотам Рая, и они увидят, что для них уготовал Бог, с Его безграничным совершенством и знанием, ради малых трудов жизни сей, то они почувствуют такое ликование и удивление, что в результате их признательность и благодарность станет вечной. Они будут недоумевать и скажут: «Но что мы привнесли? Что мы сделали достойное таких благ? За то, что мы совершили какой-то маленький подвиг, за то, что мы плакали, за то, что постились, за то, что исповедались, за то, что претерпевали в скорбях и искушениях, в болезни и немощи, за это ли Христос и Спаситель наш, наш Агнец закланный, удостаивает нас таковых благ?» Да. Так щедро вознаграждает Христос, поскольку Он всебогат. Сколько бы ни даровал Бог, это никогда не будет и началом Его дарований!

Всякая душа, которая уходит из этой жизни через смерть и последующий Суд, уже предосуждена, уже помещена в место, которое будет вечным. С этой минутой ухода она ощущает первое вкушение Суда. Происходит определение, согласно которому во Втором Пришествии она станет справа или слева от Праведного Судии. И когда произойдет окончательное и совершенное разделение тех и других, так и окончится весь праздник. Люди окончательно отправятся либо к беспредельному и вечному свету Божию, к невероятному наслаждению, либо во тьму вечную.

Конечно, если у них нет смертных грехов, в промежуток между их кончиной и Страшным Судом Церковь посредством Литургий, других священнодействий, молений, свершаемых живущими, и молитв по четкам поможет выйти из этого состояния и преддверия мучений, где они будут находиться, и перейти в Царствие Небесное. У них еще остается много возможностей получить помощь Церкви, потому что во время Божественной литургии мы молимся об омовении и прощении душ, за которых вынимаются частицы и погружаются в Кровь Христову. Поэтому Божественная литургия является самым первым поминовением во оставление и прощение грехов, а далее следуют панихида, лития, молитвы по четкам, милостыня.

Помнить о Втором Пришествии и о вечных муках очень полезно. Позаботимся же о том, чтобы постоянно молиться, прося, чтобы Бог даровал нам просвещение и ощущение этого великого Суда, чтобы мы определились окончательно и спасительно. Христос призывает нас бдеть и не оставлять духовное, теряя много времени на земное. Мы забываем о вечных муках, поэтому и идем в муку вечную!

Однажды некий монах пришел в отчаяние от многих искушений и скорбей и подумал, что не будет ему спасения. Подумал и сказал: «Пойду в мир, а там - как Бог даст». Он задумал исполнить это на следующий день. Вечером он увидел во сне, что произошло Второе Пришествие. Было светопреставление! И над всем этим смятением прибыла на Святую Гору Пресвятая Дева. Она перемещалась от келии к келии, за Ней следовали все воскресшие монахи, почившие там ранее. Она представила их Господу и сказала: «Господи мой и Боже мой, Ты даровал Мне под Мою защиту этот удел, Святую Гору. Желаю, чтобы Ты спас тех монахов, которые остались здесь до смерти, потому что Я обещала, что если они будут выполнять свой долг и умрут здесь, то Я их спасу!» И Христос их принял в Свою десницу! Тогда монах пришел в себя и подумал: «Кто же меня спасет, если я уйду и не потерплю немного?» И он переменил свое решение, и остался до конца в своей келии. Наша Пресвятая Дева является защитницей монахов, нашей Крепостью и Твердыней. И я верю, что Она обойдет все монастыри, чтобы взять нас с Собой и спасти нас.

Один из последних святых, которого явила наша Православная Церковь, который жил в наши времена и упокоился в русском монастыре Святой Горы, русский святой Силуан говорил: «Держи ум твой во аде, в мучении и не отчаивайся». Но как уму сойти во ад? Когда человек думает о мучении, когда размышляет и вспоминает о нем, когда он представляет, что через несколько секунд он может уйти из жизни и на века оказаться в преисподней, где мучения никогда не кончатся. Такими размышлениями он обязательно найдет дорогу света и спасения.

Будем молиться постоянно, чтобы Бог дал нам ощущение и память об этом великом Суде, чтобы мы определились в правильном и спасительном направлении. Спаситель во Святом Евангелии предсказал всё, что случится, чтобы мы приняли меры и приготовились, но также и для того, чтобы мы не имели права возразить. Так у нас не будет никаких оправданий, если мы придем к погибели.

Как мы сами сегодня видим - к несчастью, события сами говорят о том, что приближается конец — приближаются великие события. Мы слышим, что будут войны, местами происходят землетрясения, преумножается грех, сатанизм и т. д. Чего только не видят наши глаза! Технология достигнет такой степени, что лишит нас как разума, так и веры. Чего мы еще ждем? Поэтому будем постоянно готовиться, очищаться, освящать себя, творить дела света, любви и незлобия и будем помнить и размышлять об этом страшном дне Второго Пришествия и Суда.

Будем благодарить Христа нашего, славословить, поклоняться и служить Ему, ибо Он принес Себя в жертву за нас, открыл нам глаза, начертал нам путь света и помогает нам пройти его Таинством Своего Тела и Крови, чтобы мы обожились и достигли, как победители, конечной цели - златых врат, Горнего Иерусалима. Аминь. Буди.

Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон

Все новости
  • Монашество