Зачем нам скорби и страдания?
Люди всегда задумывались о причине скорбей и болезней. Суть их всегда казалась человечеству непостижимой, и только Господь открыл смысл этих страданий и ношения креста, показав, что наша жизнь не бессмыслица с неизвестным концом.
Для неверующих людей скорби, беды, болезни, смерть действительно необъяснимы, им вообще непонятно, для чего дана жизнь, потому что их представления о ней заканчиваются гробовой доской. Но христианин воспринимает жизнь совсем по-другому. Он понимает, что земная жизнь — это рождение в жизнь вечную, и пускай это рождение происходит болезненно, скорбно, со слезами на глазах, но мы должны знать, что впереди нас ждет воскресение для вечности. Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.
Будут у нас в жизни моменты, когда подвергнется испытанию всякий человек, если не сейчас, то перед смертью, потому что весь опыт христианской жизни свидетельствует нам, что самое тяжелое — это рождение в вечность.
Рождаться в вечность придется каждому человеку, и что-то претерпеть для этого обязательно придется. Если рождение ребенка в эту жизнь происходит трудно и болезненно, то заканчивается оно радостью, потому что родился человек, и мать не помнит боли из-за того счастья, которое испытывает от рождения ребенка (Ин.16:21). Если человека тяжело родить на земле, то тем более душу православную чистую, богобоязненную и боголюбезную родить еще труднее, чем тело. В своей христианской жизни мы должны настраиваться на мужество, терпение и не ждать только приятного и благодатного. Господь, испытавший все страдания смерти, даст и нам перенести скорби. Во время водосвятного молебна не случайно читаются такие слова: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр.2:18). Христос Спаситель прошел нашей человеческой жизнью и все, что испытываем мы, Он знает и даст нам силы перенести все случающееся в нашей жизни.
Господь скромно стучит в наше сердце и разговаривает с нами тремя языками: языком любви, языком скорбей и болезней. Люди, к сожалению, в наше время чаще всего не слышат голоса любви и поэтому вынуждены услышать голос Божий, врачующий нашу душу через болезни и скорби. Пережив страдания, человек приходит к выводу, что в этой временной жизни не имеем мы иной надежды, как только на Творца, на Бога, даровавшего нам бессмертие души, и только это порой приводит людей к храму Божию.
В одном из посланий апостол Павел говорит о себе: Ныне радуюсь в страданиях моих (Кол.1:24). Казалось бы, что это за парадокс: как можно радоваться в страданиях? А он радуется, потому что через эти страдания он оказался ближе к Богу. Отец Иоанн (Крестьянкин) за свое ревностное служение Церкви пять лет отсидел в лагере. И он пишет, что никогда так не молился, как в эти годы, когда он каждый день был на грани жизни и смерти. С одной стороны — тяжелейшие обстоятельства жизни, а с другой стороны — яснее и ближе становится небо. Из-за того, что человек с Богом, у него рай в душе! Кто-то сказал, что без Бога и мир — тюрьма, а с Богом и в тюрьме мир.
Вот выбор — между теплым углом и жизнью с Богом. И тогда не понятно, что же дороже — теплый угол или жизнь с Богом? Теплый угол есть почти у всех, а жизнь с Богом, оказывается, далеко не у всех. Люди могут и сто лет прожить, не встретив Бога. А Богу дороже, чтобы мы были с Ним, поэтому Он ставит нас в такие обстоятельства, чтобы мы хоть иногда смотрели на небо. Один мудрый человек сказал: «Бог иногда нас укладывает на лопатки, чтобы у нас было время посмотреть на небо». Без этого жизнь будет бессмысленной, потому что у нас есть душа. И больше смысла в том, чтобы мы жили духом, а не телом, потому что сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:8).
Часто бывает так, что только тесные жизненные обстоятельства подвигают человека на встречу с Богом. А надо бы, чтобы на жизнь с Богом нас подвигало благодарное сердце. Придет время, и мы будем испытаны, не дай Бог нам в тот момент оказаться неблагодарными. По слову святых отцов, благодарность — рука, протянутая за новым благодеянием.
Бога нужно за все благодарить. Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский пришел в больницу для умалишенных, чтобы отслужить молебен об исцелении находящихся там страдальцев. К нему подошел человек, лишенный рассудка, и, ясными глазами взирая на отца Иоанна, спросил: «Батюшка, а вы когда-нибудь благодарили Бога за то, что имеете светлый разум?» И тогда отец Иоанн задумался о том, что настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубокой мудрости.
Одна женщина, сокрушаясь по поводу своих болезней, спросила: «Я в молодости упала с дерева, и в результате сильной травмы у меня образовался горб на спине. Когда я пришла к вере, я стала часто задумываться, зачем и почему Господь покарал меня именно так?» И ей в ответ привели в пример человека, который очень расстраивался оттого, что не мог купить себе новые сапоги. Но когда он однажды увидел на улице калеку вообще без ног, сразу успокоился. И мы тоже должны успокоиться, потому что наши скорби — именно те, которые нам по силам. Не надо оглядываться на людей, которые живут лучше нас, а посмотрите на тех, кто не имеет и того, что есть у нас: не имеют правой веры, не имеют здравия. Посетите больницы и места заключений, и увидите, что там люди страдают гораздо больше вас.
Именно благодарность должна подвигать нас на молитву, на разговор с Господом. И духовная жизнь, молитва, Евангелие, богослужение, добрые дела, жизнь по заповедям — могут дать человеку такую радость, которую ни за какие деньги не купишь, — радость в Духе, радость в Боге. Радость мирская и радость духовная — они разные. Купил человек ботинки новые с костюмом — радуется. Женщина купила кофту или юбку — радуется. Сколько радуется? Одну неделю. Человеку повысили зарплату — радуется. Сколько? Месяц, а потом опять мало. И так до бесконечности человеку всегда будет всего мало, если эта радость будет не о Господе. Радость же о Господе в человеке умножается, умножается и умножается. А для этого надо потрудиться, для этого надо что-то сделать: «лежа на печи, не съешь калачи».
Так будем же стараться идти к святыне, к вере, истине, Православию, становясь через это людьми духовными, внутренне красивыми, совершенными. Через это мы достигнем бессмертия нашей души и тела. Тело же наше тоже освятится и преобразится в воскресении. Все мы воскреснем, по словам отцов, в возрасте Христа: молодыми, совершенными, преображенными. Тогда тело наше не будет подвержено ни разрушению, ни тлению, а будет уже другим: духоносным, светоносным. Через причащение святых Христовых Тайн мы становимся Христоносцами, как носящие Христа в себе. Христос же — Бог, Он вечен, нетленен, не имеет зависимости от этого физического мира. Так внутри человека, верующего и причащающегося, сокрыто семя жизни, которое расцветет после перехода в вечность.
За посылаемые нам скорби надо благодарить Бога больше, чем за радости, потому что Бог кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6). Если бы мы были безразличны Господу, тогда Он о нас и не вспоминал бы — твори что хочешь. Но в этом случае мы оказались бы в греховном болоте и никогда не нашли Бога.
Как важно помнить призыв апостола: всегда радуйтесь (1 Фес.5:16)! Могут спросить, а чему радоваться? На это отвечу словами отца Николая (Гурьянова) с острова Залит: «Как чему? Радуйся, что родился, радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще». Вот сколько поводов радоваться! Надо радоваться и Бога благодарить за то, что мы сейчас «на своих двоих» и в своем разуме. Что нам дано знание о вечной жизни и о Христе, элементарное понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло».
А самое главное, самое ценное, даже если бы у нас ничего не было — ни здоровья, ни разума, ни денег, ни сил, — одному надо радоваться и за одно Бога благодарить — за веру и за то, что мы избавлены от самого страшного страха — от страха смерти. Потому что и внешне преуспевающие люди, как сейчас говорят, олигархи, все удовольствия в жизни имеют, но как только человек задумывается о смерти, это омрачает самую сладкую жизнь, если у человека нет веры. А у нас наоборот: какой бы горькой внешне ни была наша жизнь, она сладкая. Почему? Да потому что мы знаем, чем она может для нас закончиться и должна закончиться встречей с Богом, а это — все! Потому что «там, где царь, там и его царство».
Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так без смысла, без содержания, без цели, без радости проходит вся жизнь. Стоит случиться малейшему колебанию: уменьшилась зарплата, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в должности — все, целая трагедия! А если годы такого человека приближают к старости, жизнь клонится к закату — он вообще наполняется отчаянием, потому что считает: молодость прошла, надежды не исполнились, впереди только «два метра». В чем основание его жизни, чему такой человек может радоваться? Александр Сергеевич Пушкин в известной всем сказке показал, какой будет эта «растительная» жизнь: сначала корыто новое, потом дом, потом дворянство, потом «рыбка золотая, мне служи!». И осталась старуха у разбитого корыта, потому что только на внешних вещах хотела построить свою жизнь. А такого не будет никогда. Это как морковка, привязанная у осла перед мордой. Он бежит за морковкой, но никогда не сможет ее съесть.
Мы должны понимать, что не всегда у нас будет радость, не всегда с охотой будет делаться дело Божие, не всегда мы с легкостью будем совершать свое служение ближним. Для нас, христиан последних времен, оставлен именно этот путь — путь страданий и болезней. Христиане первых времен шли путем мученичества, в последние же времена будут спасаться безропотным перенесением скорбей. Об этом пророчески сказал подвижник первых веков авва Исхарион: «Они-то в жизни будущего века окажутся еще выше нас и отцов наших (то есть первых христиан), потому что мы имели пример правильной благочестивой христианской жизни, а они никакого примера христианской жизни вообще иметь не будут. Но будут выше нас и отцов наших за то, что могли преступить заповедь Божию, но не преступили, могли согрешить и не согрешили».
Дай Бог, чтобы любовь к Церкви, вера в Бога и доверие к Нему не иссякали всю нашу жизнь. Дай Бог, чтобы в конце концов за все бесчисленные трудности, скорби, болезни, напасти, за маленький подвиг христианской жизни, который несет каждый из нас, Господь даровал нам Свою великую благодать и милость и спас нас так, как спасал многих угодников Божиих.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)