Житие преподобного Никифора Прокаженного
Остров Крит, давший множество святых, процвел в 1890 году новое чадо Церкви, отца Никифора, который родился в деревне Сирикари и в миру носил имя Николая Тзанакакиса.
Сирикари известно красотой окружающих мест и особо торжественным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это горное село на севере округа Ханья, со здоровым климатом, прекрасными лесами, богатыми водами, с ущельями и пещерами. Село имеет одну редкую особенность: оно делится на одиннадцать районов, каждый из которых носит имя семейства, поселившегося в нем изначально. Каждая семья воздвигла храм своему небесному покровителю, — вот почему ныне в этом селении тринадцать храмов. Район Костояннидов, где увидел свет маленький Николай, имеет целых три храма: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов Михаила и Гавриила и святого Ефрема.
Детские годы
Родители святого, Николай и Гликерия, были благоговейными и простыми людьми. Мать в свое время посетила Святую Землю и погружалась в Иорданские воды. Однако, хотя в семье и царил дух благочестия, Николай не успел вполне воспринять этот дар: в раннем возрасте он лишился и объятий матери, и ласки отца, обретя многие скорби и горечь сиротства. Его вырастил дедушка Иоанн (Янис) Тзанакакис.
Первые знания мальчик получил в сельской народной школе.
Родной дом святого Никифора в Сирикари
В возрасте тринадцати лет он покинул дом, разлучившись с теплом домашнего очага, любимыми братьями и сестрами, друзьями, вместе с которыми рос и играл. Увы, он к ним уже не возвратился и никогда их больше не видел.
Дедушка привез внука в Ханью и оставил в парикмахерской, чтобы он подрабатывал и одновременно овладевал ремеслом. Это была, конечно, не самая лучшая доля — доля одиного сельского мальчишки в большом городе. Но он оказался таким смышленым, обаятельным, общительным, что все полюбили его.
Именно в этот период в жизнь вошла тяжкая скорбь и горечь страданий: на коже появились первые признаки проказы. Это был знак будущего креста, печать мученичества.
С течением времени болезнь прогрессировала, симптомов становилось все больше.
Проказа или болезнь Хансена, как ее называют по имени норвежского врача, который открыл ее возбудителя, часто упоминается в Священном Писании (Лев. 13:1 — 14: 57, Мф. 8:1 — 14, Лк. 5: 12 — 14 и 17: 12 — 19, Мк. 1: 40 — 44). Прокаженных боялись, их изолировали, относились к ним со страхом и отвращением. Только в последние годы, благодаря развитию медицины и открытию вакцины от этой болезни, их положение изменилось к лучшему.
Святой покровитель прокаженных — священномученик Зотик Сиропитатель (память его совершается 30 декабря).
Многие в те годы страдали проказой. И малые дети, и взрослые, один-два члена каждой семьи, и всех их отвергало общество; они должны были покинуть его, удалиться от своего дома, родины, друзей, родных, даже от собственных детей, если заболевал кто-то из родителей, от братьев и родителей, если больной был ребенком, как это случилось и с Николаем, будущим отцом Никифором. И конечно, такое бегство создавало множество трудностей, доставляло невыносимую боль и имело тяжкие последствия во всей последующей жизни. Страждущим болезнь доставляла венец и славу терпения, здоровым — случай явить любовь и сострадание.
Святой Никифор в юности
Обнаружив признаки болезни, юный Николай перепугался и смутился. Внезапно тринадцатилетний подросток распрощался с детством, его радостями и смехом. Он распознал симптомы болезни, потому что о них рассказывали школьные врачи той эпохи. Имел он понятие и о том, что последует со стороны властей: изгнание, изоляция и заключение на острове Спиналонга.
В шестнадцать лет, когда признаки болезни постепенно становились все более явными, чтобы избежать погребения заживо на Спиналонге, Николай тайно и тихо бежал на некоем корабле в Египет и прибыл в Александрию.
Симптомов становилось все больше, они сделались более явными, особенно на лице и руках. Семь-восемь лет спустя они стали острыми. Николая это удручало и ужасало, но не знал, что делать, и как все это скрыть.
Он не хотел быть изгнанными обществом и властями, не желал, чтобы его схватили и отправили на Крит. Нужно было теперь бежать и из этого места, искать другого. Но где и как?
Тогда Николая просветил всеблагой Бог открыть свое горе одному из архиереев. Тот успокоил Николая, поддержал, окружил заботой и пониманием. Одним словом, повел себя, как истинный пастырь. Этот благословенный человек понял, что имеет дело с душой хотя и человека больного, но святой и чистой, необычной, не от мира сего, осененной благодатью Святого Духа.
Поэтому он немедленно связался со святым Анфимом Вагианосом, которого давно знал, и который в то время проходил священническое служение в лепрозории Хиоса. Вкратце описал Николая и его недуг, его нрав и годы жизни в Александрии.
Преподобный Анфим ответил, чтобы Николая немедленно прислали на Хиос.
Так и случилось.
Прокаженный на острове Хиос
Владыка снабдил Николая кратким письмом, дал ему билеты на Хиос через Смирну, денег на первое время. Со многой любовью и отеческими молитвами проводил его до корабля и там распрощался.
Николай оставлял Александрию, друзей и все, что ему полюбилось в ней, с тяжелым сердцем. Он ехал к неизвестным людям, в неизвестные места. Опять его ждали перемены, бегство и суета.
Наконец, после утомительного путешествия, он достиг городка на турецком берегу напротив Хиоса, Тсесме, по-гречески Крини, насчитывавшего 17000 жителей, 15000 из которых были греками. Там юноша сошел, и преподобный Анфим сам встретил его. После краткого знакомства они взяли небольшое суденышко, проплыли узкий залив и причалили на острове Хиос. Там Николаю предстояло прожить большую часть жизни — духовные, лучшие сорок три года.
Шел 1914-й, молодому человеку исполнилось двадцать четыре.
Икона Пресвятой Богородицы Помощницы
Преподобный Анфим родился 1 июля 1869 года на Хиосе от благоговейных родителей и имел брата Николая и сестру Каллиопию (в схиме Каллиника). Учиться ему довелось не долго. Склонность к монашеской жизни привела его человеку высоких добродетелей, преподобному старцу Пахомию, чадом которого был и святитель Нектарий Эгинский. Святой Нектарий оказывал своему старцу великое почтение и послушание, как это явствует из его писем. Отец Анфим имел к старцу такое же благоговение и от его руки был пострижен в монашеский образ. Иерейская хиротония последовала в 1910 году, а два года спустя молодой иеромонах назначен окормлять Хиосский лепрозорий, в котором за время турецкого пребывания воцарилась разруха. Великая любовь преподобного Анфима к больным, страждущим телесно и душевно, превратила лепрозорий в маленький рай, полный тенистых и плодовых деревьев, благоухающих кустов и цветов. Даже само местоположение лепрозория оказалось прекрасным: просторным, удобным. Всего здесь было тридцать пять одинаковых домиков. В каждом — по одной большой комнате, маленькой кухонке с краном, печуркой и батареей, и другими подсобными помещениями. Были еще канцелярия, аптека и поварня, а посреди всего — прекрасная небольшая церковка святого Лазаря, в которой хранилась древняя чудотворная икона Пресвятой Богородицы Помощницы, явленная отцу Анфиму в храме вскоре после назначения его священником в лепрозорий.
Пресвятая Богородица видимо явилась ему и сказала: «Возьми Мою и икону и позаботься о ней, и увидишь, что произойдет через нее». Так и сделал преподобный, покрыл ее позолотой, благоговейно украсил. И стали происходить ежедневные и многие чудеса. Молва об иконе Божией Матери «Помощница» и святом Анфиме разлетелась по всему Хиосу, привлекла множество верных.
Игумения девичьего монастыря Пресвятой Богородицы Помощницы матушка Вриена вкратце поведала о том времени: «Есть нечто в истории отца Никифора, что стало известно всем нам от нашего старца. Лепрозорий требовал тридцать золотых, чтобы принять нового больного, так как здесь содержались только уроженцы Хиоса. И святой Анфим внес эту сумму, взяв ее из тех денег, которые он копил на основание нашего девичьего монастыря. Поэтому отец Никифор и смог остаться на на острове».
Монах близ святого Анфима
В этом благословенном месте для Николая начался новый период доброделания. В течении двух лет старец испытывал его зрелость и готовность к святой и Ангельской схиме, а потом постриг с именем Никифор.
Следующие пятнадцать лет он оставлял нового монаха близ себя, не спуская с него неусыпного отеческого взгляда. Давал советы, наставлял, обучал выстаивать в духовных бранях бдениями, постами и молитвами. Святой видел, что имеет дело с землей доброй и плодоносной, и сеял в нее духовные семена, помогал в борьбе против страстей, помыслов и демонов, с целью стяжания высоких добродетелей.
Преподобный Никифор вскоре после пострига (стоит), преподобный Анфим (сидит) и пациенты лепрозория
Новая жизнь отца Никифора принесла один великий и добрый плод: болезнь и все, с нею связанное, отошло на второй план. Но конечно, она давала о себе знать, потому что, к несчастью, поразив бок, распространялась все дальше, прогрессировала, и за неимением нужных лекарств, трансформировала многое на своем пути. Но теперь на первом месте в жизни благоговейного монаха стояла любовь к завоеванию более высоких духовных вершин.
Преподобный Анфим обладал глубокой мудростью. Вот одно из его наставлений. «Молчание! Молчание прекрасно, молчание не раскаивается, ибо говорил один старец: «когда я говорил, раскаивался часто, соблюдая молчание — никогда». Молчание безмятежно, и кто держится его, пребывает мирным и блаженным. Не ублажил Христос ни многословных, ни раздражительных, ни смущающихся, а ублажил творящих мир, кротких и послушливых. Имеющий добродетель проявит ее. Его послушание, терпение, кротость, долготерпение, воздержание станут явными среди других. Если есть у кого-то плоды Святого Духа, они проявятся».
Преподобный Никифор (слева) с духовным отцом, преподобным Анфимом Хиосским (справа)
В это именно время преподобный Никифор восходил от силы в силу. Его послушание святому духовнику было безусловным, подлинным и совершенным. Даже и воду он пил по благословению, как нам поведала игумения Вриена. Трапеза его была строго монашеской, без мяса, по понедельникам, средам и пятницам, а также в Великую Четыредесятницу — и без масла, несмотря на то, что он жил в лечебнице и принимал очень много лекарств.
«Дедуля» — так преподобного Никифора называли в лепрозории. Приготовление его скромной трапезы взяла на себя умелая повариха лечебницы. Она была из беженцев Малой Азии, прежде бесноватая, исцеленная святым Анфимом. Исцеление это произошло так. Родные принесли ее туда, где служил святой, и после Литургии положили на полу в храме. Лукавый дух вопил ее устами: «Все вон!» Молившиеся на Литургии вышли, остались только святой Анфим и отец Никифор.
Заброшенный лепрозорий Хиоса в наши дни
Она закричала:
— Пусть и Никифор выйдет!
— Нет. Хочу, чтобы он остался, — ответил о. Анфим.
И помолившись о ней, сказал демону:
— Выйди из уст.
— Нет.
— Выйди из глаз.
— Нет.
— Из ушей выйдешь?
— Нет.
— Тогда выходи из мизинца.
Демон вышел, откуда ему приказали, а палец опух и почернел.
Когда женщина исцелилась, она дала обет остаться и работать в лечебнице, когда же лепрозорий закрылся, стала монахиней обители Пресвятой Богородицы Помощницы.
Этот случай рассказывал сам о. Никифор своему маленькому послушнику Федору Яннакису.
Маленький Федор (Федюшка, как его называл отец Никифор), был родом с Хиоса, и в возрасте всего десяти лет заболел проказой. Родные принесли его в лепрозорий. Дедуля Никифор стал его заступником, советчиком, наставником. Всегда присматривал за мальчиком с отеческой любовью, заботой и нежностью. И Федюшка тоже очень любил, почитал и слушался своего Дедулю.
С годами, когда мальчик подрос, они и трудились вместе. Лечебница оделила каждого больного участком земли, и тот, что им достался, они засадили плодовыми деревьями и разбили сад. Кроме того, у пациентов был такой прекрасный обычай: высаживать цветы в баночки из-под консервов и продавать их в магазинчике, который стал весьма популярным. Приходили поселяне и домохозяйки Хиоса и делали покупки.
Во время одного из посещений монастыря Пресвятой Богородицы Помощницы, как вспоминает монахиня Вероника, преподобный Никифор сопровождал прп. Анфима. Он стоял в нартексте, невидимый для всех, и, словно ангел, пел «Достойно есть».
Под руководством духовника прп. Никифор восходил от силы в силу и, по свидетельству современников стяжал многие добродетели: кротость, смирение, покорность воле Божией и особенно — благодарение Богу. Но в 1960 году преподобный Анфим скончался.
Умер преподобный Никифор в 1964 году. Его мощи чудотворят, и от них является молящимся помощь и исцеления. Память святого 4 января по новому стилю.
Тропарь преподобному Никифору Прокаженному, глас 4
Плоти твоея прокажение/ мужемудренне, яко Иов, претерпел еси, Никифоре,/ ризу же души́твоея светле очистил еси,/ совершенне же на лествицу добродетелей восшед,/ подвиги твоими жительства Ангельскаго достиже,/ непрестанно Богу поя:// Тебе слава подобает, Троице Единосущная.