Жизнь иерея Владимира Хлынова до революции
Во время беспорядков 1905 года супруги Хлыновы с грудной дочкой Леночкой переезжают в Тюмень. При отъезде супругов Хлыновых из Тобольска преподавательский коллектив Тобольского духовного училища поднес им икону святителя Николая Чудотворца и памятный лист следующего содержания:
«Многоуважаемый отец Владимир Александрович!
Вы покидаете нашу училищную корпорацию, очень возможно, что навсегда. В годы Вашего служения в училище мы сроднились с Вами. Положим, Вы служили с нами недолго, но товарищеские отношения с людьми зависят главным образом не от времени совместной жизни, а от характера людей, приставленных к одному и тому же делу. Не время, а Ваш мягкий и приветливый характер сразу же сделал Вас членом нашей корпорации. Нам неприятно расставаться с Вами, особенно в та- кое время, когда в целях воспитательных членам училищной корпорации нужно как можно теснее сплотиться между собою.
В разлуке с Вами мы можем утешаться тем, что Вы будете служить недалеко от Тобольска и притом на таком поприще, на котором современные события требуют людей, одушевленных христианской истиной, умеющих ответить на волнующие современное общество вопросы с точки зрения св. Библии и Православной церкви.
На добрую память о наших товарищеских отношениях и в знак нашего пожелания Вам полного успеха в предстоящей Вам деятельности просим Вас принять от нас икону Святителя и Чудотворца Николая — святого покровителя нашего храма, в котором Вы часто молились, и училища, в котором Вы с честью служили». Так душевно в Тобольске сослуживцы простились с отцом Владимиром.
Батюшка начал службу в Александровском училище Тюмени. Помимо преподавания Закона Божия и настоятельства в церкви в честь святого Александра Невского при училище, в разное время с 1905 по 1916 год отец Владимир был классным наставником 2-го, 3-го, 5-го классов, библиотекарем ученической библиотеки, преподавателем общей истории, а также секретарем Педагогического совета Александровского училища. Кроме этого, он преподавал Закон Божий в младших и старших классах Тюменской женской гимназии и участвовал в краткосрочных педагогических курсах для преподавателей второклассных церковных школ. В то же время по церковной линии отец Владимир Хлынов служил председателем Тюменского отделения Тобольского епархиального училищного совета и членом Благочиннического совета градо-Тюменских церквей…
В январе 1910 года (и, возможно, в другое время) священник Владимир Хлынов был присяжным заседателем, а в 1912 году — кандидатом в выборщики в Государственную думу Российской Империи. В том же году отец Владимир короткое время служил председателем Тюменского отдела Российского общества Красного Креста (за что, как награду, получил право ношения Высочайше установленного знака этого Общества)…
С момента рукоположения батюшки в 1905 году по 1917 год в Тобольской епархии сменилось шесть архиереев. Отец Владимир неизменно пользовался уважением каждого архипастыря, и труды священника отмечались хорошим жалованьем…
К 1917 году у отца Владимира родилось шестеро детей. С супругой он воспитывал: 12-летнюю Елену, 11-летнюю Зинаиду, 8-летнюю Киру, 6-летнего Сергея, 4-летнюю Капитолину и 2-летнего Вячеслава.
До нашего времени сохранилось немало писем, которые супруги Хлыновы получали от ближайших родственников до 1917 года: в основном сестер священника и сестер супруги (в девичестве Убытковых). Отметим, что жену отца Владимира Марию Ивановну в большой дружной семье из трех фамилий (Хлыновы, Убытковы, Преображенские) звали запросто: «Маня», «Маняша», в письмах от племянников: «тетя Маня». Обращения «матушка» нет ни в одном письме.
Отца Владимира все приветствовали по имени-отчеству, без принятого ныне: «Благословите». Племянники называли священника «дядя Володя», «дядя Владимир Александрович», а родная сестра — «Володя». На день ангела обязательно всегда поздравляли не только самого виновника торжества, но и его супруга (супругу) «с дорогим именинником». Также было принято после обращения к главному адресату добавлять: «и К°», то есть «такому-то и всей компании».
Интересно, что письма хранятся у потомка дочери священника Владимира Хлынова Киры, а адресованы они были не только Хлыновым, но и Убытковым, а также Преображенским. Наличие общего архива говорит о том, что раньше семьи определенное время проживали вместе.
В 1917 году вполне безбедная и радостная трудовая жизнь семьи Хлыновых-Убытковых рухнула в одночасье, и всем волей-неволей пришлось «дать ответ в своем уповании» (1 Петра. Гл. 3. Ст. 15) уже совсем в иных условиях.
К.Г. Капков, руководитель научно-исторического отдела Николо-Сольбинского монастыря