Злые духи
Сегодня в Евангелии повествуется об изгнании бесов из двух бесноватых, вышедших из гробовых пещер страны Гергесинской, столь свирепых, что никто не смел проходить тем путем, где они находились.
В Евангелии говорится о бесноватых, об изгнании бесов, о вселении их, с дозволения Иисуса Христа, в свиное стадо и погублении стада в море, – о просьбе граждан города Гадары, чтобы Господь удалился от них, и о обратной переправе Его на другой берег, – и прибытии в Капернаум.
История ясна сама по себе. Она повествует о двух несчастных человеках, одержимых злыми духами. Значит, вопреки упорному неверию и ложному убеждению некоторых переучившихся и заблудившихся людей, злые духи существуют на свете и делают свои пагубные дела, которые главным образом состоят в погублении людей и в причинении им разных подлых пакостей. Сам Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диавола (1Ин.3:8), говорит апостол Иоанн Богослов. Не уверят нас недоученые умники, что нет будто бы злых духов; ибо отвергать их бытие значит отвергать все Священное Писание, отвергать христианство, считать как бы ненужною веру Христову и пришествие на землю Христа Бога и все Его Божественное домостроительство; наконец, значит отвергать очевидные факты; ибо злые духи и прежде пакостили и губили людей, и теперь различным образом пакостят в людях и губят неосторожных, по допущению Божию, или как прежде изгонялись из людей Господом или по благодати Его, людьми святыми, – так и теперь изгоняются.
Итак, бесы и бесноватые были, есть они и теперь. Какие же бесноватые есть ныне? Есть бесноватые двух родов: настоящие бесноватые, вроде упоминаемых в Евангелии, которых запирают в дома умалишенных, бесноватые порченные, коих демоны мучат особенно тогда, когда этого рода больных приводят к какой-либо святыне, или когда поют в церкви Херувимскую песнь на Великом входе, и бесноватые – под видом волнуемых и омрачаемых и безумствующих от различных страстей, гнева и злобы, зависти, сильной плотской страсти, от пьянства или от страсти к наживе, к коплению денег и к наращению их процентами, от гордости, честолюбия и тщеславия и прочее; к особенному роду бесноватых надобно отнести людей так называемых либеральничающих: т. е. слишком свободно, вопреки христианскому и всякому здравому смыслу мыслящих, так называемых нигилистов, отвергающих и веру христианскую, и Христа и Церковь, молитву и таинства, бессмертие души, воскресение мертвых, суд и воздаяние по делам каждому; из числа их бывают такие, столь злые демоны в человеческом образе, что задаются целью – испровергать государственное устройство, ниспровергать престолы царей, посягать святотатственно на жизнь самых помазанников Божиих, коих жизнь и безопасность должна быть неприкосновенна; поджигать дома и всякие сооружения и истреблять имущество людей и землю обращать в ад, место слез и стенания. Вот какие бесноватые есть в наше время, бесноватые сознательно, по своей вольной воле, по своему злому сердцу.
О, да избавит нас Господь от этих злых тварей, которым блюдется вечный огонь вместе с диаволом. А мы будем беречься другого рода беснования – надутой гордости, зависти, гнева, злобы, ненависти, раздражительности, плотской страсти, пьянства, объедения, сквернословия, корыстолюбия, жестокосердия, притеснения ближних, ругательства, ссоры, распри, уныния, отчаяния и прочих страстей, удаляющих нас от Бога и повергающих во власть диавола.
Обратим еще внимание в читанном Евангелии на дерзость бесов и на признание ими вечных мук, уготованных им. Когда бесноватые повстречались с Иисусом Христом, то бесы, бывшие в них, возопили: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий! Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.8:29).
Смотрите, какая диавольская гордость и дерзость! Что Тебе до нас? – говорят; как будто они не подлежат державе Божией, которая простирается и на все сатанинское царство! Однако же вскоре, чувствуя нестерпимую муку от присутствия Иисуса Христа и Его непобедимую силу, они понизили тон и говорят: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней; достойная просьба – нечистые просятся войти в нечистых; видно и бесноватые за нечистую жизнь подверглись беснованию.
Господь повелел им: и они вошли в свиное стадо, и все потопили в воде. А что, если бы дозволено было им так же поступить с людьми? Они мигом и людей всех погубили бы. Но они не смеют сделать того с ними, а мучат их, по допущению Божию, столько, чтобы вразумить их. Свиней же допустил Господь погубить для того, чтобы показать лютость и свирепость бесов, и чтобы жители Гергесинские, идолопоклонники, знали, что ожидает их, если не покаются и не уверуют в Него, Иисуса Христа, – именно, что их ожидает мука вечная вместе с демонами. Замечательно, что сами демоны ожидают вечных мук и трепещут, – а иные люди не веруют в них и не трепещут их, и не боятся грешить. Вот и Гергесинские жители не веровали в Него и просили отойти от них: и Он переправился на другую сторону.
Ах, братия и сестры, горе нам было бы, вечное горе, без Иисуса Христа, без веры в Него, без благодати Его, без дел благих, без покаяния нелицемерного. Человек, живущий без веры в Иисуса Христа, без покаяния и добрых дел, бывает игрушкою гибельных страстей, одна другой мучительнее, – храминою, полною бесов, как упомянутые бесноватые, повинным вечной муке, растопкою для вечного огня. Будем жить в покаянии и добродетели. Будем же всегда с Иисусом Христом. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский