“Золотое правило” молитвы
– Каково «золотое правило» молитвы?
– Если использовать терминологию автора вопроса, то первое «золотое правило» молитвы – помни, перед Кем стоишь. Вот это очень важно. Потому что, если это понять, то не будет таких вопросов, что «не могу», «хочется спать» или еще чего-то подобного. И второе: каждая молитва должна быть такова, словно она в последний раз.
Память смертная – важная христианская добродетель. Если человек помнит о своей конечности, о том, что каждый день может быть последним, то это помогает ему меньше грешить, быть собранным в своих мыслях и чувствах, уделять силы и время только самому важному. И если человек молится как будто перед смертью, то молитва его будет искренней и собранной. Вот эти два правила, соблюдение которых поможет сделать так, чтобы молитва не была формальной.
У некоторых людей есть наклонности к молитве напоказ, ложной пылкости в проявлении своей религиозности. Это ближе к театральным действиям, чем к молитве, которая должна быть тихой, скромной, в простоте любящего Бога сердца.
Не нужно искать каких-то «наслаждений» и «особых состояний» во время молитвы. Их появление у людей, не очистившихся от греха, происходит через плоть, приводит к прелести, повреждению рассудка. Те, кто ищут в молитвах чего-то подобного, открывают себя для воздействия падших духов, которые могут помочь им получить подобные состояния, для того, чтобы через это приобрести власть над их душой, а иногда и телом. У некоторых во время молитвы выступают слезы на глазах, само по себе это ни хорошо, ни плохо, не нужно обращать на это внимания.
Сам Господь в Евангелии говорит нам о том, как нужно молиться, показывая в качестве примера молитву мытаря в притче о мытаре и фарисее. В смирении сердца, не смея поднять глаза на небо, осознавая свое недостоинство и непрестанно прося: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
В молитве мы должны открыть Богу свое сердце, просить Его о помощи. Нужно верить, что Господь исполнит нашу молитву, но в то же время и смиренно воспринимать, если мы не получили просимое. Мы ведь не знаем, как для нас лучше, а Бог знает.
Иеромонах Михаил (Чепель)