А как вы “разбираетесь” с врагами?
– Не могу научиться прощать врагов. Есть ли у Вас враги и как Вы с ними разбираетесь?
– Знаю и по своему пастырскому и по своему личному опыту, что бывает и на исповеди названы грехи, и разрешительная молитва священником прочитана, а что-то душу тяготит, «не отпускает». Как нам тяжело бывает примириться друг с другом! Недавно пришлось разговаривать с одним человеком, который рассказал, что вот уже два года как исповедался в своей вражде, вроде бы внешне все нормально, они и разговаривают с тем, к кому он так относился, но в душе гадкое чувство неприятия, непрощения все еще не ушло. Это связано с тем, что в душе остается гордыня, которая не хочет прощать. И такое внешнее примирение очень хрупко, хотя и лучше явной вражды.
Для того, чтобы простить по-настоящему нужно внутренне духовно подготовить себя к прощению своих врагов. Мне самому приходилось себя ломать, чтобы научиться прощать людей, которые меня не просто не любили, а ненавидели, мстили мне каким-то образом на протяжении десяти-пятнадцати лет. Все мы люди с измененным грехом сознанием. И у меня также есть и гордыня, и тщеславие; с точки зрения измененного грехом мира моя реакция на этих людей была естественна, но с точки зрения Евангелия естественный ход вещей может быть преодолен там, где этого хочет Бог. Христос Спаситель сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45). Я задумался: как от этого избавляться, когда грех исповедан, внешне отпустил, но в душе что-то держит? Причину нашел в гордыне, отстутствии смирения. Любая крупинка гордости – это то зерно, из которого вражда может быстро вырасти вновь.
Гордость побеждается кротостью и смирением. Господь говорит нам: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30). Нам нужно подражать Христу, явившему Собой совершенный Образ того, как должен жить Человек. Нужно брать пример со святых, жизненный подвиг которых кажется нам наиболее духовно близок. Художники, когда учатся, копируют произведения великих мастеров, потом мастерство проявляется у них, они находят свой путь в искусстве, начинают следовать по нему, развивая свой талант. Так же и в духовной жизни. Если мы не будем соизмерять свою жизнь с Евангелием, не будем учиться жить во Христе, то у нас ничего не получится.
Когда человек научится прощать, он ощущает Божественную благодать, радость и мир наполняют его душу. Начинать нужно с малого. Я начинал с того, что пересиливая порой себя ставил свечи о здравии тех людей, которые меня ненавидели, считали своим врагом, и я в то время считал их своими врагами. (Сейчас у меня врагов нет. Есть люди, которые считают меня своим врагом, но это уже их внутренние вопросы, которые им надо в себе решать.) Подавал за них записки о здравии. Никому об этом не говорил, добрые дела вообще лучше делать тайно. Попробуйте тоже с этого начать; поставьте свечи о здравии своих врагов. За себя не ставьте, а за них поставьте.
Через молитву за человека – когда мы ставим свечи, подаем записки – на каком-то этапе к нам приходит радость от того, что мы это делаем, начинаем себя ломать, преодолевая в чем-то сложно преодолимом, но необходимом. Приходит помощь от Бога, Который видит каждый наш шаг, каждое движение нашего сердца, и чтобы нас поддержать дарует нам эту благодатную радость. Не нужно, впрочем, ждать, что радость эта обязательно придет, вообще не нужно искать никаких особых ощущений в духовной жизни. Нужно просто стремиться жить по Евангелию, и Господь все Сам устроит так, как лучше для нас.
Когда мы смотрим на многих святых старцев, то поражает их кротость. Внешне они кажутся беззащитными, но имеют при этом огромную силу духа. Сам Господь их хранит. Какие бы нападки на них не были, они остаются спокойными, кроткими, незлобивыми. Редко кому это дается просто как дар. Чаще всего смирению нужно учиться.
Все мы, кто серьезно чему-либо учился в жизни, например, музыке, знаем, как много сил и терпения требует учеба. Воспитание в себе смирения по образу, заповеданному Христом, – особенно тяжелый труд. Плоть начинает бороться с духом. Поэтому и необходим пост, когда плоть подавляется через ограничения, и негативные свойства ее уже не могут так явно прявляться.
Желающий стать смиренным и кротким человек должен отказаться от всех прелестей мира, потому что эти качества несовместимы с внешней роскошью. Не нужно никаких излишеств, ничего, что мешает идти ко Христу. Это тот путь, по которому можно идти только вперед, не оглядываясь ни назад, ни по сторонам, потому что это сразу собьет с этого спасительного пути.
Человек, победивший в себе гордость, перестает ненавидеть своих врагов. Он видит в них несчастных, которых мучают демоны, мучают грехи и страсти, которые более заслуживают жалости, чем ненависти. Некоторым, по слову Христа, удается научиться любить своих врагов. А через это может прийти и любовь ко всем людям; иногда она может выразиться в деятельности, которая подчиняет себе всю жизнь такого человека.
У нас есть примеры среди тех, кто жил в недавнем прошлом, посвящая свою жизнь заботе о совсем чужих для них людей. Это и мать Тереза, и доктор Лиза – Елизавета Петровна Глинка. У нас есть образцы, по которым можно учиться любить.
Бог всех нас любит, и мы должны учиться друг друга любить.
Иеромонах Михаил (Чепель)