Благоразумный человек, какой он?
– Жизнь я провел грешную, пустую, много прогулял. За все придется платить. Душу надо спасать. Но нашел ведь спасение благоразумный разбойник. Хочется понять: что это за качество благоразумности, которое позволило ему спастись?
– Большинство людей живут очень беспечно, не думают о вечности. И очень хорошо, когда человек наконец находит в себе силы задуматься о Боге и о спасении души. Пример благоразумного разбойника очень впечатляет. На пороге вечности он нашел в себе силы сделать свой последний и самый важный выбор. Его слова о том, что мучительная крестная смерть им заслужена, – это его покаяние и смиренное принятие наказания, его просьба к Спасителю помянуть его, когда Он придет во Царствие Свое, – это его молитва, открывшая ему двери рая.
Но пример благоразумного разбойника уникален. Нам лучше вспомнить притчу о блудном сыне, рассказанную Христом Спасителем. Подобно блудному сыну каждый из нас всегда может вернуться к Богу, в Его Отеческие объятия, в надежде на благодатные милость и помощь.
Афонский старец Иосиф Ватопедский так писал о качествах благоразумного человека: “Благоразумный человек свободен от бессмысленных чувств, страстных расположений и движений. Благодаря этому он властвует над рассудком, держа его под контролем, вследствие чего имеет правильное ко всему отношение. Он кроток, незлобив в общении с ближним, смиренномудр, сострадателен, милосерд и ко всем благодетелен. Описывая характер такого совершенного человека, мы обнаруживаем, что это точное отображение Первообраза, Господа нашего, потому что только Он вернул цельность нашему естеству. Это неложно доказали все, кто были Христовы, кто облекся в образ небесного и «смертное (их) поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4).
Апостол Павел пишет: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». Однако подчеркиваем, что без помощи Божественной благодати человек падший и сокрушенный не может вернуть то, что было утеряно им”.
Иеромонах Михаил (Чепель)