Икона Божией Матери «Боголюбская»
1 июля – память Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России, написанной в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 г. сын великаго князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собою образ Божией Матери, привезенный из Константинополя. В 10-ти верстах от Владимира, лошади княжеские, везшие святую икону, вдруг остановились и не шли вперед; перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея, явилась ему Богоматерь и объявила, что икона Ея должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбово, как ознаменованное знамением любви небесной, а икона получила название «Боголюбская». Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор и получила наименование Владимирской. Скоро после того князь Андрей Боголюбский сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицею. Сам князь сподобился мученической кончины, признан к лику святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году, день памяти 17 июля.
В 1395 году Тамерлан вступил в пределы России, привел ее в смятение и распространил везде ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии Россиян, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Димитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля, и остановился за Коломною, на берегу Оки. Между тем Москвитяне, устрашенные слухом о несметных силах и свирепости Тамерлана, молились усердно об избавлении от нашествия иноплеменников, проливали слезы пред алтарями и постились. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве; митрополит почти не выходил из церкви: то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к всесильной помощи Пресвятой Богородицы, и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконою Богоматери, принесенной туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополитом во Владимир духовенство, 15 августа, приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотворной иконы из Владимира в Москву было зрелищем умилительным. Народ в бесчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: “Матерь Божия! Спаси землю Русскую”. В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека, – говорит летописец, – который бы не плакал и не воссылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и все духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божия спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти на Москву. Он увидел во сне, – пишут летописцы, – великую гору и с вершины ее идущих многих святителей со златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. “Величественная Жена – отвечали мудрейшие из них – есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан”. “Итак, мы не одолеем их” – сказал монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России. С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедуя милость Божию, все восклицали: “Не воеводы наши прогнали его, не воинства наши устрашили его; но сила невидимая послала не него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской”. В память чудесного заступления Богоматери сооружен каменный храм в честь Ея и монастырь Сретенский, и учреждено празднество 8 сентября (н. ст.), с крестным ходом из Успенскаго собора, чрез Спасския ворота, в Сретенский монастырь.